Дознание пилота Пиркса

«Дознание пилота Пиркса» (польск. Test pilota Pirxa, эст. Navigaator Pirx) — советско-польский кинофильм 1978 года режиссёра Марека Пестрака[2] по повести Станислава Лема «Дознание» из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе».[3]

Дознание пилота Пиркса
Жанр фантастика
драма
Режиссёр Марек Пестрак
Автор
сценария
Марек Пестрак
Владимир Валуцкий
Станислав Лем (рассказ)
В главных
ролях
Сергей Десницкий
Александр Кайдановский
Владимир Ивашов
Оператор Януш Павловски
Композитор Арво Пярт
Кинокомпания Таллинфильм,
ПРФ «ЗФ»
Длительность 104 мин.
Страна СССРПольша
Язык русский и польский[1]
Год 1978
IMDb ID 0080010

Сюжет картины исследует проблему: «Человек или машина?». Съёмки проходили по всему СССР, включая 2—3 месяца в павильоне.[2] Картина характерна для фильмов 70-х годов, акцент в которых делался на страхе перед роботами.[4]

Для спецэффектов за основу брали уже существующие образцы техники с целью более реалистичного изображения будущего.[2]

Сюжет

Фирма-разработчик человекоподобных роботов «Кибертрон Электроникс» предлагает ЮНЕСКО провести испытание новой модели. Для этого организуется полёт космического корабля «Голиаф» со смешанным экипажем из людей и роботов-андроидов к кольцам Сатурна. Официальное задание для экипажа «Голиафа» — запуск зонда в щель Кассини. При выборе командира ЮНЕСКО останавливается на кандидатуре пилота Пиркса в связи с его кристальной честностью и порядочностью. Пиркс сначала отказывается, но, пережив покушение, устроенное фирмой «Юнайтед Атомик Лэборатори», соглашается. Его не уведомляют, кто именно из членов экипажа — робот, а кто — человек, чтобы исключить возможное предвзятое отношение к роботам с его стороны. Никто из членов экипажа не располагает информацией об остальных, на вопрос о своём происхождении они должны дать ответ: «Самый обычный человек».

В ходе полёта некоторые члены экипажа по собственной инициативе делятся с Пирксом информацией о своём происхождении, а также наблюдениями за другими членами экипажа. Сначала второй пилот Браун заявляет, что он — человек, а также делится своими наблюдениями о неестественном поведении электрика Отиса. Затем корабельный врач Новак сообщает, что он — робот, мотивируя своё признание тем, что отказ от массового выпуска роботов его модели поможет ему сохранить индивидуальность и сделать карьеру среди людей. Также Новак рассказывает Пирксу, как однажды медсестра во время операции нечаянно разрезала скальпелем его, Новака, руку и, увидев там вместо плоти переплетение проводов, впала в истерику. Ядерщик Курт Вебер говорит, что не может выдать тайну, но считает, что Браун — не человек. Первый пилот Калдер вообще уклоняется от разговора. Позже некто подбрасывает Пирксу видеокассету, на которой член экипажа, являющийся роботом, рассказывает, что планирует доказать полное превосходство над человечеством, которое презирает. Пиркс решает, что только человеческая слабость сможет победить робота.

«Голиаф» подлетает к кольцам Сатурна. Калдер благополучно выпускает первый зонд, но второй, который должен корректировать полёт первого, застревает в люке. Калдер разгоняется, собираясь пройти через щель Кассини и сбросить зонд. Двигатель зонда включается, корабль начинает бросать в стороны, что грозит столкновением с кольцами. Проигнорировав запрет Пиркса, первый пилот отстёгивается от кресла, собираясь отключить предохранитель перегрузок, включить тормозной двигатель и уйти от щели, возникающие при этом перегрузки неминуемо погубят всех людей на борту. Однако Пиркс приказывает Брауну дать полное ускорение. Вскочивший на ноги Калдер не выдерживает перегрузку в 15 g, его кисти отрываются при попытке удержаться за пульт управления, и он разрушается при ударе о стену кабины.

По возвращении на Землю Пиркс предстаёт перед космическим трибуналом, остальные выступают в качестве свидетелей. Обвинение настаивает на том, что Пиркс проявил преступную пассивность, не отдав приказаний первому пилоту, что погубило робота Калдера и поставило корабль на грань катастрофы. По требованию защиты демонстрируют кассету с видеозаписью мыслей погибшего Калдера, вследствие чего становится ясным, что первый пилот намеренно вывел из строя второй зонд, планируя таким образом подставить Пиркса: любой приказ командира непременно привёл бы к гибели экипажа (идти в щель — с большой вероятностью попасть в кольца и разбиться, а разворот потребовал бы смертельной для экипажа перегрузки). Однако Пиркс молчал, и робот сам оказался в собственной ловушке: теперь в случае гибели корабля или экипажа вся вина за это автоматически пала бы на него. Тогда Калдер решил спасти себя и корабль путём отключения предохранителя, но второй пилот по приказу Пиркса включил двигатели, и перегрузка в 15 g уничтожила злоумышленника. В итоге трибунал оправдывает Пиркса. После суда он благодарит Новака. Новак замечает, что, будучи человеком и специалистом по психологии роботов, он хотел помочь Пирксу. Неожиданно для себя Пиркс замечает на кисти Новака тот самый шрам от скальпеля.

После бурных акций протеста ООН накладывает запрет на серийное производство роботов. Однако Пиркс подозревает, что уцелевшим роботам, в том числе Новаку, удалось затеряться среди людей.

В ролях

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Марек Пестрак, Владимир Валуцкий
  • Режиссёр-постановщик: Марек Пестрак
  • Оператор-постановщик: Януш Павловский
  • Художники-постановщики: Ежи Сьнежавский, Виктор Жилко
  • Композиторы: Арво Пярт, Эугениуш Рудник (не указан в титрах)
  • Комбинированные съёмки: оператор — Александр Пастухов, художник — Виктор Деминский

Фильм дублирован на киностудии «Мосфильм» в 1979 году.

Производство

Поскольку режиссёру картины Мареку Пестраку рекомендовали Таллинфильм, как студию способную создать реквизит для фильма, связанного с космосом, он обратился именно туда.[2] По мнению режиссёра это была удачная идея.[2] Оказалось, что у киностудии есть необходимые производственные мощности, и она заинтересована в совместной работе, а также находилась в поиске новых интересных идей. У студии был не только отдел специальной фотографии, но и огромный съёмочный зал, находившийся в Киеве, где снимались по нескольку фильмов одновременно.[2] Но самым главным был тот факт, что студия могла создавать специальные эффекты в виде космических кораблей и межзвёздных полётов без участия компьютеров.[2] Однако первая версия декораций, предложенная дизайнером из Киева, режиссёра не устроила.[2] «Таллинфильм» пригласил дизайнера, который отошёл от принятого тогда представления будущего с пластиковыми, красочными нереальными формами, свойственными советским и немецким фильмам того периода, предложив взамен нечто близкое к тому представлению о том, как может выглядеть будущее.[2] Декорации были созданы в Эстонии, а затем 2—3 месяца съёмки проходили в Киеве.[2]

Вопрос, заданный при знакомстве Гарри Брауну — «Вы верите в Бога?» — в озвучивании на русском языке был заменён на «Вы верите, что существует совесть?»

Съёмки

При съёмках фильма режиссёром была поставлена задача снять космические эпизоды фильма как можно ближе «к реальности».[2] Костюмы космонавтов и внутренний вид помещений космического корабля «Голиаф» разрабатывались на основе существовавших на тот момент американских и советских аналогов (в частности — орбитальной станции «Скайлэб»)[5]. Начальные и конечные эпизоды фильма снимались в «Приюте одиннадцати». «Американская автострада» в фильме снята в окрестностях Вроцлава (довоенный немецкий автобан, на котором для съёмок размещена реклама «западного» вида). Сцена засады снималась на Кавказе.[2]

Прибытие Пиркса на место назначения после срочного отзыва из отпуска снималось в парижском аэропорту им. Шарля де Голля. После отзыва из отпуска Пиркса приглашают в загородную резиденцию. Виды резиденции снимались в Мошненском замке. Местом съёмки космодрома послужил аэропорт Шереметьево[6]. Футуристические сцены снимались в Чикаго. В начале фильма показан вид Чикаго с высоты птичьего полёта, где можно узнать небоскрёб Уиллис-тауэр. В конце фильма показан холл перед залом заседаний Космического Трибунала, и из окна холла видно цилиндрическое здание Marina City. Человек, сыгравший пилота, был военным атташе, с которым съёмочная группа проживала в одном отеле, с ним познакомился один из помощников режиссёра и предложил роль.[2]

Специальные эффекты

В системах видеонаблюдения используются чёрно-белые ЭЛТ-мониторы. В съёмках использованы: грузовой фургон Ford Transit Mark 1, представительский седан Jaguar XJ, кабриолет Ford Mustang (позаимствован у профессионального автогонщика[2]), тягач Volvo-F89 с полуприцепом, самолёт Boeing-707 авиакомпании Pan Am, самолет Boeing-747 и вертолёт Ми-2.

Интересные факты

  • Буквально через год после выхода фильма астрономы выяснили, что так называемая «щель Кассини», через которую в кольце Сатурна проходит корабль, — на самом деле не щель, а область иной степени плотности, и пролететь сквозь неё нельзя[7].
  • В фильме изображен ресторан Макдональдс, где пилот Пиркс выпивает напиток перед полетом.
  • Имеется сцена стриптиза в эпизоде, где Браун в баре размышляет над ответом про совесть.
  • Спецэффекты в то время были весьма примитивны, так что кольца Сатурна в фильме показаны малоправдоподобно: как неподвижные, сплошные, колоссальные ледяные глыбы (наподобие земных «столовидных» айсбергов), причём непомерно толстые — в отличие от реальных колец, гораздо более тонких, состоящих из метеоритной пыли и осколков льда и вращающихся вокруг планеты с гигантской скоростью. Толщина колец Сатурна не более нескольких километров, так что «Голиаф» должен был пролетать их не более чем за секунды.
  • Через 18 лет после съёмок фильма к Сатурну был запущен автоматический космический зонд «Кассини», выполнивший схожую с миссией «Голиафа» задачу.

Оценка

На XVIII международном фестивале кино в Триесте (1979) «Дознание» получило большой приз «Золотой астероид». Рейтинг в Internet Movie Database — 6,5/10.

Фильм нередко расценивается как неудачный[8], иногда в контексте всего творчества Пестрака — «польского Эда Вуда», автора «плохого кино», осмысляемого как эстетический феномен[6]. Подчёркивается, что в его центре стоят мотивы бунта робота, а не осмысление ситуации Пирксом, как в исходном рассказе[8]. Критиковались также спецэффекты[6].

Влияние

Французская группа Micropoint, работавшая в направлении электронной музыки hardcore (uptempo), использовала голос робота из фильма в качестве семпла в композиции под названием Hardbreak (была выпущена на одноимённом мини-альбоме в 1996 году). В семпле звучит речь робота:

— Ваш мир для меня бесконечно пуст, ваши идеалы смешны, а ваша демократия — это только власть интриганов. И тогда я понял, что роль слуги человека не удовлетворяет меня, поэтому я решил взять власть в свои руки, чтобы человечество осознало, как оно просчиталось, создав покорную себе куклу.

Ссылки

Примечания

  1. DEFA film database
  2. Marek Piestrak: widzowie nie zawiedli [Wywiad ]
  3. Kinoteka vabi: Test pilota Pirxa
  4. Фестиваль кино 360° представляет программу Future Imperfect
  5. Статья о съёмках фильма в журнале «Советский экран»
  6. Wojciech Orliński. Słownik terminów Lemowskich // Stanisław Lem, Dziela. Tom V: Opowieści o pilocie Pirxie. Biblioteka Gazety Wyborczej, 2008. P. 367—372 [według: Wojciech Orliński. Co to są sepulki?] // Wszystko o Lemie, Spoleczny Instutyt Wydawniczy Znak, 2007
  7. Через тернии — к зрителю. Советские космические киноэкспедиции
  8. Krzystof Loska. Lem on Film // Peter Swirski (ed.). The art and science of Stanislaw Lem

Литература

  • Андрей Вяткин. Советские космические киноэкспедиции // Мир фантастики : журнал. М.: ТехноМир, 2003. Вып. 2. С. 23—25.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.