Гасан-Джалаляны

Гасан-Джалаляны (арм. Հասան-Ջալալյաններ) — армянский княжеский род[1][2][3][4][5][6][7] XIII—XVIII веков в Хачене на территории Нагорного Карабаха. Родоначальник фамилии — Гасан-Джалал Дола[4]. Изначально являлись князьями Нижнего Хачена, с XIII века сюзерены всего Хаченского княжества. В XV—XVIII веках — мелики[8]. В течение XIII—XVIII веков Хачен стал центром армянской политической самостоятельности и сохранил, по меньшей мере, свою автономию при монгольском, туркоманском и сефевидском владычестве[8]. Титул мелика Гасан-Джалаляны сохранили вплоть до присоединения армянских земель к России в XIX веке[9].

Происхождение династии

После падения династии Михранидов[Комм 1], правителей Кавказский Албании, власть в области перешла к одной из ветвей армянского рода Сюни, резиденция которых находилась в замке Хачен. Сюниды Хачена оказались чрезвычайно ловкой и сильной, приняв к XIII веку царский титул и сохраняя свою автономию в эпоху монголов и туркоман. В XV веке семья разбилась на четыре ветви, каждая из которых, получил титул мелика в различных областях на территории прежнего княжества. К роду Сюни относились и Гасан-Джалаляны[8]. В XIII веке Гасан-Джалаляны были в числе тех армянских княжеских родов которые возвысились под грузинским сюзеренитетом[1]. Гасан-Джалаляны, подобно Орбелянам, Хахбакянам и Допянам, непосредственно подчинялись Закарянам[3]. Гасан-Джалаляны предприняли кампанию по восстановлению масштабной армянской культурной деятельности в горном регионе, включая монастыри и памятники[5].

Монастырь Гандзасар, построенный основателем династии Гасан-Джалалом и завершенный его сыном Иванэ-Атабак I

В конце XII века Хаченское княжество разделилось на три ветви (Нижний Хачен, Верхний Хачен и Атерк), сюзеренными правами среди которых изначально владели князя Атерка. В 1214 году скончался последний атеркский князь Вахтанг Тагаворазн, а с 1216 года территории его правления были поделены между Верхним и Нижним Хаченом, где правили зятья правителей Армении Иванэ и Закаре Закарянов. В 1214 году правление над Нижнем Хаченом унаследовал Гасан-Джалал Дола — сын князя Вахтанга II Тангика и Хоришах — дочери Саркиса Закаряна и Саакандухт Арцруни. Тогда же он становится сюзеренным правителем всего Хачена и родоначальником династии Гасан-Джалалянов. Американский историк Роберт Хьюсен пишет о происхождении Гасан-Джалала[6]:

Происхождение [Хасана-Джалала] можно проследить вплоть до IV века, и в его роду встречаются представители следующих домов: по мужской линии: 1) князья (позднее цари) Сюника. По линии нескольких княгинь, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил 2) от царей Армении или династии Багратуни, с центром в Ани; 3) от армянских царей Васпуракана династии Арцруни, с центром в районе Ван; 4) князей Гардмана; 5) персидской династии Сасанидов и 6) Аршакидов, второго царского дома Албании, которые в свою очередь, были потомками 7) царей древней Парфии (13).

От имени одного из знатных князей Хачена — Вахтанга Сакара ветвь Араншаиков Нижнего Хачена в то время именовалась также Вахтангян[10]. В Верхнем Хачене[11] правили родственные им князя из рода Допян. После смерти Григора II Допяна они окончательно утратили своё политическое влияние. В годы правления Гасан-Джалала (1214—1261[12]) Хачен являлся одним из центров армянской духовности и национальной культуры[13]. Гасан-Джалал Дола становится родоначальником династии Гасан-Джалалян. Родовые крепости и замки Гасан-Джалалянов были Хоханаберд, Дарпасы, Качахакаберд. В 1216—1238 был построен Гандзасарский монастырь, один из шедевров армянского средневекового зодчества[14]. Современники похвально отзывались о Гасан-Джалале:

...великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению.[15]

После убийства Гасан-Джалала Аргун-ака[16], его наследником становится единственный сын Иванэ-Атабак I. Он продолжил культурное строительство отца. Дальнейшие потомки Гасан-Джалалянов в исторических источниках не отмечаются особыми культурно-строительскими делами, хотя и являлись хранителями национальных-христианских традиции армян Хачена. С XIV века католикосы Агванского католикосата также избирались из рода Гасан-Джалалянов. В XV веке родовое владение Гасан-Джалалянов Гандзасар становится центром Агванского католикосата Армянской церкви. Во время набегов Тамерлана, правления Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу в XV веке, а также после них, Гасан-Джалаляны продолжали править Нагорным Карабахом[17]. С XVI—XVII веков они обладали титулом мелика[17].

И. П. Петрушевский о Гасан-Джалалянах пишет:

Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских...[4]

Представитель династии Гасан-Джалалянов Джалал IV становится последним князем собственно Хаченского княжества. Институт меликств в Нагорном Карабаха окончательно был сформирован при иранском шахе Аббасе I[18]. В 1603 году Хаченское княжество распалось на несколько меликств. Владения Гасан-Джалалянов были ответвлены на меликства Джраберд, Хачен, Гюлистан, ставших основой Меликств Хамсы[19]. Хамс становится последним очагом армянского национально-государственного устройства[20][21][22][23]. Авторитетная Энциклопедия Британника отмечает, что армянские меликства Нагорного Карабаха в течение 1722—1730 обрели фактическую независимость[24]. Документ XVIII века отмечает о Хамсе/Карабахе, как о «едином остатке древния Армении сохранявшем чрез многие веки независимость свою»[25] . В 1747 году Хамс был захвачен Панах-Али-ханом из племени Джеваншир оймака Сарыджалы из Дизака. Впервые в истории Нагорный Карабах оказался под властью тюркского правителя[18]. Многие из князей Гасан-Джалалянов были изгнаны.

Князья Гасан-Джалаляны

Персидский хроник, XIII век[26]

«Хачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана, где проживают армяне. Люди Абхаза называют их падишаха „тагавер

В 1603 году на территории Хаченского княжества образовались несколько меликств.

Титулатура Гасан-Джалалянов

Надпись Гасан-Джалала в Гандзасаре

В источниках Гасан-Джалал Дола носил титулы «коренной самодержцем высокой и обширной провинции Арцах», «царь Хоханаберда» и т. д. В титулатуре князей Хачена встречается также название «Албания», так как с V века армянское правобережье Куры было присоединено к вассальной от Персии[29] Кавказской Албании (V—VIII вв.). С этого исторического периода этот топоним был перенесен и на правобережную территорию Куры. В средневековье, однако, этот термин был всего-лишь историческим пережитком[30][4] и для армянонаселенного[4] Нагорного Карабаха она не имела какого-либо этнического[31] или культурного содержания. Как отмечает академическая „История Востока“[13] и другие авторитетные российские специалисты[32], Нагорный Карабах эпохи Гасан-Джалалянов являлся центром армянской культуры. Источник XI века, например, отмечает:«Страна Агванк, которую называют глубинной Арменией» и «страна армянская в гаварах [областях] Агванка»[33]. Как отмечают специалисты, хотя в титулатуре Гасан-Джалалянов иногда и присутствовало формулировка «князь Албании», тем не менее они этнически идентифицировали себя исключительно как армяне[6].

Примечания

  1. Islam and Christianity in Medieval Anatolia / Edited by A.C.S. Peacock, Bruno De Nicola, Sara Nur Yildiz. — Routledge, 2016. — P. 82.
    In the eastern sphere of the Armenian Plateau Georgia was emerging as the major power. First united as a state in 1008, it was left autonomous after the Seljuq invasion and gradually came to dominate southern Caucasia over the next century. Under its suzerainty a new cadre of Armenian aristocratic houses (Dop'ean, Vachutean, Proshean, Hasan-Jalalean) rose to prominence.
  2. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc’ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984
  3. Bayarsaikhan Dashdondog. The Mongols and the Armenians (1220-1335). — BRILL, 2010. — С. 34.:
    The subjects of Iwanē's family were the Orbelians, Khaghbakians, Dopians, HasanJalalians and others (see Map 4).18 The representatives of these major Armenian families entered into direct contact with the Mongols in order to retain their conquered lands, the discussion of which follows in nest chapters.
  4. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. Л., 1949. — С. 28.
  5. Michael P. Croissant. The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications. — Greenwood Publishing Group, 1998. — С. 11.:
    In the thirteenth century, after having survived the Seljuk and Mongol invasions, an important Armenian family arose in Karabakh. Known as the Jalalians, they embarked on a campaign to restore major Armenian culture works in the mountainous region, including monasteries and monuments
  6. Томас Де Ваал. Черный сад: Армения и Азербайджан между миром и войной. — Текст, 2005. — С. 124.:
    Хьюсен также проследил генеалогию Хасана-Джалала и обнаружил, что в его роду были почти исключительно армяне: "Происхождение [Хасана-Джалала] можно проследить вплоть до IV века, и в его роду встречаются представители следующих домов: по мужской линии: 1) князья (позднее цари) Сюника. По линии нескольких княгинь, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил 2) от царей Армении или династии Багратуни, с центром в Ани; 3) от армянских царей Васпуракана династии Арцруни, с центром в районе Ван; 4) князей Гардмана; 5) персидской династии Сасанидов и 6) Аршакидов, второго царского дома Албании, которые в свою очередь, были потомками 7) царей древней Парфии (13). Все это доказывало, что, вероятно, и так не подлежало сомнению: человек, на чьем кинжале, хранящемся в коллекции Эрмитажа, имеется надпись на армянском языке, действительно, не был новоявленным кавказским албанцем. Но чтобы это доказать, потребовалось вмешательство ученого из Нью-Джерси.
  7. Очерки истории СССР. Период феодализма IX—XV вв. В двух частях / Под ред. Б. Д. Грекова (отв. ред.), Л. В. Черепнина, В. Т. Пашуто. М.: Изд. АН СССР, 1953. — Т. II. — С. 686.
  8. Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 194.
  9. Cyrille Toumanoff. Studies in Christian Caucasian history. — Georgetown University Press, 1963. — P. 217.
    Its inheritance then devolved to its younger branch of the Princes of Khach'en, which had been formed by the tenth century and survived as Meliks (dynasts) of Khach'en, bearing the surname of Hasan-Jalalian, down to the Russian annexation of Armenian territories in the nineteenth century.
  10. Gandzasar.com
  11. Приблизительно соответствует территории современного Кельбаджарского и Лачинского районов
  12. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. М.: Академкнига, 2003. — С. 198-199. — 592 с. 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
    Наиболее известным из них был Хасан-Джалал (1214—1261), который затем сумел поладить с монголами и тем самым охранить свою власть и спасти Карабах от разграбления.
  13. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002:
    XII-XIII века стали периодом необычайного расцвета закавказской словесности. Творения великого Руставели в Грузии, а также Низами и Хакани в Ширване вошли в золотой фонд мировой культуры. Несмотря на то что эти поэты писали на разных языках (два последних на персидском), общая идейная направленность их творчества была сходной. Они воспевали дружбу народов, простые человеческие отношения, романтизм любви. Для армянской культуры этой поры характерно перемещение её центра на северо-восток, в области исторической Албании, где существовал (прежде всего в горных районах и в городах) массив армянского населения. Здесь развивались и литература (хотя существовали и иные её очаги, прежде всего в Киликии) и наука. Крупнейшим представителем последней был Мхитар Гош. Ученый-юрист и писатель, он создал Судебник, который надолго стал эталоном для юриспруденции не только в Армении, но и в ряде других стран.
  14. А. Л. Якобсон. «Гандзасар», 1987
  15. Киракос Гандзакеци, гл.55
  16. Argun Aqa — статья из Encyclopædia Iranica. P. Jackson:
    It can only have caused resentment among the Muslims, and the Christian author Kirakos, in stark contrast with Jovaynī, has nothing favorable to say concerning Arḡūn’s exactions: his harsh treatment of certain Armenian princes, such as Jalāl of Ḵačen, whom he had executed in 659/1261, made him especially hateful.
  17. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. М.: Академкнига, 2003. — С. 199. — 592 с. 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
    В 1386—1405 гг. Закавказье подверглось разрушительным набегам полчищ Тимура, после чего Северный Иран и Армения попали в руки туркменских династий Кара-коюнлу в первой половине XV в. и Ак-коюнлу во второй половине XV в. Между тем, династия Хасан-Джалала не пресеклась, и её представители сохраняли титул меликов в ряде мелких княжеств Нагорного Карабаха в XVI—XVIII вв. В частности, под их эгидой находилась армянская святыня, Гандзасарский монастырь, и это придавало им особый вес.
  18. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. М.: Академкнига, 2003. — С. 199. — 592 с. 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
    При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей. Система меликств окончательно сложилась в Нагорном Карабахе в годы правления шаха Аббаса I (1587—1629) в Персии. Тогда персидские власти, с одной стороны, поощряли армянских меликов к активным действиям против Османской империи, а с другой пытались ослабить их, отделив их от основных армянских территорий путём переселения курдских племен в район, расположенный между Арцахом и Сюником. Тем не менее, в XVII—XVIII вв. пять армянских меликств Карабаха составляли силу, с которой приходилось считаться их могущественным соседям. Именно эти горные районы стали тем центром, где возникла идея армянского возрождения и образования независимого армянского государства. Однако борьба за власть в одном из меликств привела к междоусобице, в которую с выгодой для себя вмешалось соседнее кочевое племя сарыджалы, и в середине XVIII в. власть в Карабахе первый раз за всю его историю досталась тюркскому хану
  19. Hewsen, Robert H. «The Meliks of Eastern Armenia: A Preliminary Study.» Revue des Études Arméniennes. NS: IX, 1972, pp. 299—301
  20. Cyril Toumanoff. Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. — Cambridge, 1966. Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV. С. 593—637.:
    The title of King of Armenia was inherited by the Lusgnans of Cyprus and, from them, by the House of Savoy. Only in Old Armenia could some vestiges of the once imposing structure of the Armenian polity be found in the houses of dynasts (meliks) in Qarabagh
  21. James Stuart Olson. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — С. 44.:
    The acceptance of Islam by the Mongols around 1300, the resurgence of the Turks under the Ottomans, and the European abandonment of the Levant sounded the death knell of the last Armenian kingdom, which fell to the Mamluks (or Mamelukes) in 1375. Only pockets such as Karabagh (Karabakh) and Zangezour in eastern Armenia and Sasun and Zeitun in western Armenia remained autonomous.
  22. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc’ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984, pp. 52-53
  23. Армянская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.:
    В 1639, после мира, заключённого между Турцией и Ираном, А. была окончательно разделена: Западная А., составляющая большую часть страны, отошла к Турции, Восточная А. — к Ирану. Последними остатками армянской государственности являлись 5 меликств Нагорного Карабаха, просуществовавших до конца 18 в.
  24. Armenia — статья из энциклопедии Британника:
    In mountainous Karabakh a group of five Armenian maliks (princes) succeeded in conserving their autonomy and maintained a short period of independence (1722-30) during the struggle between Persia and Turkey at the beginning of the 18th century; despite the heroic resistance of the Armenian leader David Beg, the Turks occupied the region but were driven out by the Persians under the general Nādr Qolī Beg (from 1736-47, Nādir Shah) in 1735.
  25. «Кавказский календарь на 1864 год», Тифлис, 1863, с. 183—212: АКАК, т I, с.111-124
  26. АДЖА’ИБ АД-ДУНЙА (Чудеса мира), раздел «ха»: ЛО ИВ РАН, рукопись А-253, л. 202 б ; Ср.: Н. Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. Ученые записки Института Востоковедения. Том IX. М.-Л. 1954, с. 204—205
  27. Свод армянских надписей, т. 5, с. 43:
    Бастам, сын великого Джалала
  28. Свод армянских надписей, т. 5, с. 66:
    В году 1507… я Величан, сын парона Сайтуна и внук великого Агбаста поставил сия крест
  29. Всемирная история. Энциклопедия. Глава VIII. 2. М., 1957. — Т. 3.:
    Внутренний строй стран Закавказья оставался без изменения до середины V в., несмотря на то, что в результате договора 387 г. Армения оказалась разделённой между Ираном и Римом, Лазика была признана сферой влияния Рима, а Картли и Албания должны были подчиниться Ирану.
  30. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., „Восточная литература“, 2002:
    Впрочем, о терминах „албанский“, „Албания“ для IX-Х вв. следует сказать особо. В эту пору они уже были, скорее, историческими.
  31. Якобсон А. Л. Из истории армянского средневекового зодчества (Гандзасарский монастырь XIII в.) // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении : Сб. Ер.: Наука, 1991. С. 447.:
    Княжество Хачен находилось на территории Аррана, но термин этот является лишь топонимом и указание на этнос отнюдь не содержит. Армянином был и ктитор Гандзасарского монастыря Асан Джалал, о чём свидетельствует Киракос Гандзакеци…
  32. А. Новосельцев, В. Пашуто, Л. Черепнин. Пути развития феодализма. М.: Наука, 1972. — С. 47.:
    В результате резкой и достаточно фанатичной политики сельджукских владык», в политических целях принявших ислам и ставших его очередным «оплотом», армянское население вынуждено было покидать родную землю и эмигрировать на север в пределы Грузии и особенно в Киликию.
    Сражение при Манцикерте (Маназкерте) привело к окончательной потере Армении Византией. Теперь центрами армянской политической и культурной жизни стали Киликия и Албания.
  33. Матеос Урхаеци, «Хроника» , Вагаршапат, 1898, стр. стр. 220—221, 230—231

Комментарии

  1. Династия иранского происхождения, однако арменизировавшаяся, см. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.—Л., 1959. — С. 231-232.

См. также

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.