Владивостокская городская больница
Владивостокская городская больница — архитектурный ансамбль во Владивостоке. Ансамбль был выстроен в два этапа: в 1898—1899-х и в 1908—1917 годах. Авторы проектов зданий — инженер А. К. Левтеев и архитекторы М. И. Чесноков и Ф. Ф. Постников. В ансамбль входят исторические здания по адресу Алеутская улица (дома 57, 57-в, 57-г, 57-д) и улица Прапорщика Комарова (дом 1-в). Сегодня они являются объектом культурного наследия Российской Федерации.
Архитектурный ансамбль | |
Владивостокская городская больница | |
---|---|
| |
43°07′25″ с. ш. 131°53′01″ в. д. | |
Страна | |
Местоположение | Владивосток, Алеутская улица |
Архитектурный стиль | Эклектика: рационалистический модерн |
Автор проекта | инженер А.К. Левтеев (1898—1899) |
Архитектор | М. И. Чесноков и Ф. Ф. Постников (1908—1917) |
Строительство | 1898—1917 годы |
Здания | |
Главный корпус (Алеутская, 57-в) • Служебный корпус с квартирами для служащих больницы (Алеутская, 57-г) • Здание амбулатории с квартирой для фельдшеров (Прапорщика Комарова, 1-в) • Хирургический павильон (Алеутская, 57) • Родильный павильон (Алеутская, 57-д) | |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 251721288110005 (ЕГРОКН). Объект № 2500564000 (БД Викигида) |
Медиафайлы на Викискладе |
История
В структуре населения городов в период освоения Дальнего Востока преобладали военные. В связи с этим первые лечебные учреждения в крае принадлежали военному ведомству, в частности, во Владивостоке был открыт Госпиталь сибирской флотилии, перенесённый из Николаевска-на-Амуре в 1871 году и осуществлявший медицинскую помощь также и гражданскому населению. Несмотря на отсутствие гражданской больницы, в 1884 году в городе введена должность гражданского врача. Процесс появления первой гражданской больницы во Владивостоке занял довольно долгое время[1]. Ему предшествовали восемь лет попыток городского самоуправления добиться разрешения правительства на взимание «больничного сбора» (аналог современного медицинского страхования)[2].
В 1885 году Приамурский генерал-губернатор передал Управляющему Министерству Внутренних Дел ходатайство Городской думы об «установлении в г. Владивосток, на основаниях, высочайше утверждённых 26.05.1881 г. для г. Кронштадта, больничного сбора с лиц обоего пола, нанимающихся в черте города для домашнего услужения и разного рода работ, а также занимающихся ремёслами, извозом и торговлей в разнос или развоз. Сбор Городскою Думою предложено взимать в размере 3 рублей в год с каждого плательщика и обращать на устройство и содержание городской больницы. А до её открытия направлять на уплату морскому ведомству денег за лечение лиц подлежащих сбору и их семейств в морском госпитале или на устройство в городе временного лазарета или амбулаторной лечебницы»[1].
Сам губернатор сообщал, что вследствие постоянного нахождения в городе большого количества рабочих, лишённых медицинской помощи, устройство городской больницы является насущной необходимостью и отмечал, что хотя в бюджет города поступают значительные доходы, их всё равно недостаточно для устройства и содержания больничного учреждения. Через пять лет, 28 октября 1889 года генерал-губернатору Приамурья пришёл ответ из Министерства внутренних дел, в котором сообщалось, что Министерство финансов, с которым велась переписка по данному делу, не признаёт возможным согласиться на введение во Владивостоке больничного сбора, так как данный сбор, составляющий личный налог и падающий на плечи лиц с наименьшим достатком, был бы, по мнению Министерства финансов, несовместим с направлением, установленным новейшим на тот момент финансовым законодательством, стремящимся к постепенной отмене подушной подати и замене её имущественным налогом[1].
К вопросу больничного сбора Городская дума Владивостока вернулась на заседании 26 июня 1890 года. Внимание Думы тогда было обращено на следующие обстоятельства: после перенесения в 1872 году главного порта из Николаевска во Владивосток, население последнего стремительно увеличивалось: «Вследствие неблагоприятных климатических условий Владивостока, развитие многих эпидемических болезней, например, корь, скарлатина, тиф, дифтерия, оспа, холера может принимать угрожающий характер. В Китае нередко свирепствуют оспа и холера, занесение которых во Владивосток весьма легко в виду большого протяжения пограничной линии. Развитие этих болезней, как показывает опыт прежних лет, особенно усиливается среди рабочего населения. Приходящие на заработки, в случае заболевания, поступают на попечение города, который для борьбы с эпидемией, обеспечивает им и содержание, и медицинскую помощь в ущерб интересам коренного населения города». При этом гражданское население вовсе не было обеспечено надлежащей медицинской помощью. На средства городской казны, в размере около 5 тысяч рублей в год, содержался временный амбулаторный покой для приходящих больных и околоток для лечения заболевающих сифилисом женщин. Больше денег на медицину город выделять не мог, поэтому, по мнению Городской думы, необходимо было ввести сбор с населения[1].
Постоянные обращения к администрации Приморья оказали воздействие, и в 1892 году было получено «Высочайшее повеление о проведении больничного сбора», утверждённое императором. После издания высочайшего повеления, в городе сразу приступили к сбору денежных средств. Немалую роль в деле сбора средств и открытии больницы сыграло созданное в 1892 году Общество врачей Южно-Уссурийского края. В обществе активно обсуждали формы по сбору средств. Врачи Ф. А. Кучинский и И. К. Эпов предложили устроить серию публичных лекций о первой помощи, а городской врач Б. А. Перлин передал в распоряжение общества 255 рублей, вырученных от благотворительного спектакля. Собрав необходимые средства, члены Общества приступили к строительству больницы[1].
Городская Дума постановлением от 3 июня 1892 года за № 39/1700 создала Комиссию для определения места, где должно возвести постройки, а также тип и размер здания для городской больницы, проектируемой на средства больничного сбора: «Рассмотрев вопрос о больничных потребностях города, комиссия пришла к заключению, что принимая население города в 8000 душ, следует иметь приблизительно от 32 до 36 кроватей. Нет сомнения, что городу Владивостоку предстоит усиленное развитие по отношению к увеличению населения в количественном отношении и тогда потребуется и расширение больничных помещений и служб, что может быть достижимо постройкой новых больничных корпусов, если местность будет вполне отвечать современным требованиям больничного благоустройства». 29 октября комиссия осмотрела три предполагаемых места для размещения больницы: местность за перевалом у Орлиного гнезда (где в наши дни расположена площадка фуникулёра), местность на Фельдшерском покосе у китайской кумирни (современное расположение больничного ансамбля, между улицами Алеутской, Прапорщика Комарова и Пограничной) и площадь напротив мельницы купца Хагемейера (ныне сквер им. Суханова)[2].
Из-за разногласий членов комиссии, дело затянулось. С осени 1892 года по весну 1893 года комиссии обменивались мнениями. Консолидированному мнению членов комиссии — врачей, противостоял «административный ресурс» инспектора Блонского. В итоге глава города М. К. Федоров, члены управы В. Ф. Михайловский и В. О. Жарков, не дожидаясь постановления Думы, приняли экстренное решение о строительстве больницы напротив мельницы Хагемейера. Этот участок, расположенный у пересечения Суйфунской (сейчас — Уборевича) и Нагорной (сейчас — Суханова) улиц, имел и другое название — Суйфунская площадь, и был зарезервирован для возведения кафедрального собора. Поскольку постройка собора виделась на тот момент делом отдалённой перспективы, управа решила отдать участок под строительство городской больницы. Работы начались в июле 1893 года. Стройка велась по проекту городского архитектора, подполковника Н. В. Коновалова, подрядчиком выступил В. О. Жариков. 20 августа Дума утвердила строительство. К 27 сентября работы были закончены. Фактически был возведён деревянный больничный барак на 18 кроватей, но само его существование рассматривалось как временная необходимость, до надлежащего устройства госпиталя[2]. Первым главным врачом больницы стал Борис Александрович Перлин. В 1895 году построено второе здание больницы, где расположились аптека и операционная, построены также летний барак на 18 коек, покойницкая и склад[1].
Тем временем велась работа комиссии по поиску постоянного места для больницы, однако она была безрезультатна и завершилась в декабре 1893 года. Однако, 16 ноября 1895 года Духовное ведомство уведомило городскую управу о создании в скором времени во Владивостоке самостоятельной Епархии и просило «сообщить необходимые сведения, относительно более удобного места и потребного количества земли во Владивостоке под постройку Епархиальных учреждений, как-то: архиерейского дома, кафедрального собора, духовной консистории, а в будущем семинарии и училища». Встал вопрос и о Суйфунской площади. 12 марта 1899 года Комиссия по распределению земель в городе Владивостоке рассмотрела заявление Духовного ведомства о выделении земли под постройку кафедрального собора. Было решено перенести существующие больничные постройки на другое место. 7 апреля 1899 года решение комиссии утверждено Приамурским генерал-губернатором Гродековым[2].
В 1896 году Городская дума приняла предложение областного медицинского инспектора И. Я. Блонского о размещении больницы на Фельдшерском покосе. На этом же участке была размещена китайская кумирня, но за неимением средств на перенос, Дума решила временно оставить её на старом месте. В 1897 году гражданским инженером А. К. Левтеевым составлен проект новых построек больницы, возведённых в 1898—1899 годах. Велось строительство по чертежам, но без участия Левтеева, подрядчиком Свинторжевским. Здание главного лечебного корпуса было одноэтажным, с высоким цокольным этажом. Рядом с ним возвели служебный корпус с квартирами для служащих (Алеутская, 57-г) и небольшое здание амбулатории с квартирой для фельдшеров (Прапорщика Комарова, 1-в)[2].
Городская больница в то время испытывала множество проблем, в частности нехватки персонала. Потребовалось семь лет, чтобы в 1900 году штат больницы, состоявший из единственного врача Перлина, увеличился ещё на одного врача. Газета «Владивосток» писала, что в зимнее время температура помещений больницы нередко понижалась до – 8 °C и «больные говорят, что часто остаются без горячей пищи». Многочисленные ходатайства о необходимости изменений сыграли свою роль и городские власти приняли решение о расширении больницы[1]. В 1908 году по проекту архитекторов М. И. Чеснокова и Ф. Ф. Постникова началось возведение двух новых больничных корпусов: хирургического и родильного павильонов. Самое крупное здание больницы — хирургический павильон — освящено 25 апреля 1910 года «при большом стечении народа, в присутствии городского головы, гласных, чинов Управы, врачебного инспектора Виноградского и врачей больницы». Строительство родильного павильона затянулось на девять лет. Здание было окончено и освящено 5 февраля 1917 года[2].
Примечания
- Кузнецова О.Ю. Открытие гражданских больниц в городах Дальнего Востока в конце XIX — начале XX в. // Дальневосточный город в контексте освоения Тихоокеанской России: сб. науч. ст.. — Владивосток: ООО «Рея», 2014. — С. 140—146. — 322 с. — ISBN 978-5-91849-075-4.
- Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Владивостокская городская больница", расположенного по адресу ул. Прапорщика Комарова, 1в, в г. Владивостоке», Приморский край . primorsky.ru. Дата обращения: 31 августа 2019.