Верблан, Анджей

Анджей Верблан (польск. Andrzej Werblan; 30 октября 1924, Тарнополь) – польский политик и государственный деятель времён ПНР, в 19741980 – секретарь, в 1980 – член Политбюро ЦК ПОРП. В 19711982 — вице-маршал сейма. Считался идеологом реформаторского крыла правящей компартии, покровителем «горизонтальных структур». Известен также как историк и политолог.

Анджей Верблан
польск. Andrzej Werblan
Член Политбюро ЦК ПОРП
15 февраля 1980 2 декабря 1980
Секретарь ЦК ПОРП
15 февраля 1974 2 декабря 1980

Рождение 30 октября 1924(1924-10-30) (97 лет)
Тернополь
Партия ПОРП
Награды ||||||||

Депортация, война, служба

Родился Тарнополе, который в то время был центром Тарнопольского воеводства и принадлежал к восточным кресам Второй Речи Посполитой (ныне – город на западе Украины). Отец и мать Анджея Верблана работали школьными учителями[1]. После присоединения Западной Украины к СССР, Ян Верблан-старший был арестован, затем семья депортирована в Сибирь. Двое родственников Анджея Верблана расстреляны НКВД в Катыни.

Анджей Верблан работал в советских колхозах. В 1942 пытался записаться в Армию Андерса, но заболел тифом. В 1943 присоединился к Народному Войску Польскому. Служил в танковой бригаде 1-й польской армии[2], участвовал в битве под Студзянками.

После освобождения Польши от немецкой оккупации Анджей Верблан продолжал служить в армии и собирался стать профессиональным военным. Политически он считал себя демократом и социалистом. В 1946 Верблан вступил в т.н. «люблинскую ППС» – социалистическую партию, созданную под контролем коммунистической ППР. Функционеры ППР были недовольны иной партийной принадлежностью даже младшего офицера и добились увольнения Верблана из армии[3]. Тогда Верблан переключился на партийную деятельность. Состоял в генеральном совете соцпартии, курировал идеологию и пропаганду, возглавлял партийный комитет в Белостоке.

Партийная карьера

После объединения социалистов с коммунистами Анджей Верблан быстро сделал карьеру в правящей компартии ПОРП. В 19481952 был секретарём Келецкого воеводского комитета и кандидатом в члены ЦК ПОРП. Осенью 1954 инспектор Секретариата ЦК Верблан был включён в узкую группу молодых советников первого секретаря ЦК Болеслава Берута. Однако рекомендации этой команды Берутом не воспринимались[2].

С июля 1956 Анджей Верблан – член ЦК ПОРП. Специализировался на идеологии и пропаганде. В 19561960 заведовал в ЦК отделом пропаганды и печати, в 19601974 – отделом науки и образования. С февраля 1974 – секретарь ЦК ПОРП. С февраля под декабрь 1980 – член Политбюро ЦК ПОРП[4].

В 19521956 и 19611985 – член депутатского клуба ПОРП в сейме ПНР. С 1971 по 1982 был вице-маршалом сейма. Состоял в руководстве Союза борцов за свободу и демократию (ZBoWiD). Награждён орденом Строителей Народной Польши, орденом «Знамя Труда», орденом Возрождения Польши, медалью «Заслуженным на поле Славы».

В 1954 учился на историческом факультете Варшавского университета. Завершил образование в Институте общественных наук при ЦК ПОРП, получил учёную степень. Преподавал политологию в Силезском университете в Катовице. В 19721974 редактировал партийный теоретический журнал Nowe Drogi. В 19741981 – директор Института фундаментальных проблем марксизма-ленинизма (IPPM-L).

Идеолог партийной либерализации

Воззрения Анджея Верблана в целом сформировались под влиянием «польской оттепели» и десталинизации первых лет правления Владислава Гомулки. В ходе внутрипартийной борьбы 1950-х Верблан примыкал к фракции пулавян, выступавшей за продолжение относительной либерализации[5].

В то же время, Верблан как заведующий отделом науки и образования ЦК ПОРП участвовал в антисемитской и антиинтеллигентской кампании 1968. В тот период он рассматривался как сторонник Мечислава Мочара[1] и его национал-коммунистической фракции партизан Однако и при этом Верблану удавалось продвигать «либеральный мотив»: он акцентировал и резко критиковал роль функционеров еврейского происхождения в берутовско-бермановских репрессиях.

Анджей Верблан активно поддерживал курс Гомулки на реформы, отстаивание самостоятельной модели социализма – например, отказ от коллективизации сельского хозяйства, несмотря на недовольство руководства КПСС. Но впоследствии Верблан говорил, что Гомулка «очень разочаровал» его в 1970, когда власти применили силу против рабочих протестов.

Вершина карьеры Анджея Верблана пришлась на 1970-е – правление Эдварда Герека. Именно тогда Верблан стал позиционироваться как главный идеолог ПОРП. «Эру Герека» он впоследствии оценивал как время «технократизма и прагматизма», эффективное развитие реформ Гомулки[3]. На посту секретаря ЦК Верблан осуществил определённые послабления в сфере идеологического контроля, допускал интеллигентские дискуссии и открытие западной культуре. Одним из сотрудников IPPM-L при директоре Верблане был Лешек Бальцерович, будущий организатор рыночных реформ в посткоммунистической Польше.

Впоследствии Верблан подчёркивал, что до 1976 – когда очередное повышение цен спровоцировало массовые протесты и жестокое подавление – политика Герека была самой либеральной в государствах Варшавского договора. Верблан выражал недовольство репрессиями СБ против диссидентов, высказывался за амнистирование политзаключённых (амнистия была проведена своеобразным путём: чтобы выпустить 10 диссидентов, освободили 10000 уголовников) [3]. Всё это создало Верблану определённую популярность в среде польской интеллигенции.

Однако Верблан не ставил под сомнение основ коммунистического государства и реального социализма. В 1975 он участвовал в подготовке дополнений в Конституции ПНР, где особо прописывались руководящая роль ПОРП и союз с СССР[1].

В противостоянии 1980

15 февраля 1980 пленум ЦК кооптировал Анджея Верблана в высший орган партийно-государственной власти – Политбюро ЦК ПОРП. Через полгода в Польше поднялась небывало мощная волна забастовок. Руководство ПОРП и правительство ПНР вынуждены были заключить Августовские соглашения с межзаводскими забастовочными комитетами и легализовать независимый профсоюз Солидарность.

Последние несколько месяцев политической деятельности Анджея Верблана стали для него периодом самой острой политической борьбы. Верблан был сторонником компромисса ПОРП с «Солидарностью». Он выступал как главный покровитель «горизонтальных структур»[6] – партклубов еврокоммунистической направленности, предлагавших реформирование ПОРП в духе демократического социализма.

С другой стороны, Верблан стал объектом жёсткой критики со стороны ортодоксального «партийного бетона», возглавляемого Тадеушем Грабским, Стефаном Ольшовским, Анджеем Жабиньским, Мирославом Милевским. Сталинистские группировки, типа Ассоциации «Реальность» Рышарда Гонтажа, возлагали на Верблана ответственность за кризис власти ПОРП, требовали исключить его из партии, ставили в один ряд с Яцеком Куронем[7].

На пленуме 2 декабря 1980 Анджей Верблан был выведен из Политбюро и Секретариата ЦК ПОРП. Некоторое время он ещё оставался директором IPPM-L, вице-маршалом сейма, членом Высшего совета ZBoWiD – но к практической политике уже не имел отношения.

Историческая концепция

Анджей Верблан поддержал введение военного положения 13 декабря 1981. Позитивно оценивал правление генерала Ярузельского. По его мнению, в этом состояло «единственное спасение от двух угроз: анархии со стороны “Солидарности” и жестокой реставрации постсталинских порядков со стороны Советского Союза» [3]. Но равным образом Анджей Верблан принял перемены конца 1980-х и 1990-х – кардинальные реформы, самоликвидацию ПОРП, преобразование ПНР в Третью Речь Посполитую.

Несмотря на преклонный возраст, Анджей Верблан активен в публичных выступлениях. Заметный резонанс имели его работы Сталинизм в Польше (1991), Народная Польша. Постскриптум (2020), Модзелевский – Верблан. Народная Польша (2017; запись бесед Верблана с Каролем Модзелевским – видным диссидентом и деятелем «Солидарности», автором самого названия независимого профсоюза[8]). Серьёзным исследованием считается написанная Вербланом биография Гомулки.

Анджей Верблан считает ПНР успешной адаптацией польской нации к трудным историческим обстоятельствам[2]. По его мнению, переход Польши к самостоятельной политике, завершившийся восстановлением независимости и демократии, был начат Владиславом Гомулкой и продолжен Эдвардом Гереком, Станиславом Каней, Войцехом Ярузельским. Историческую роль ПОРП Верблан оценивает прежде всего с этой точки зрения.

Примечания

  1. Wojciech Roszkowski, Jan Kofman. Biographical Dictionary of Central and Eastern Europe in the Twentieth Century / Routledge; 1st edition, 2008.
  2. Naród nie może zginąć – rozmowa z prof. Andrzejem Werblanem
  3. Przypadki Andrzeja Werblana
  4. Dane osoby z katalogu kierowniczych stanowisk partyjnych i państwowych PRL. Andrzej Werblan
  5. Od „Października” do „Ruchu”
  6. Как кололи польскую элиту
  7. Przemysław Gasztold. Towarzysze z betonu. Dogmatyzm w PZPR 1980—1990 / Instytut Pamięci Narodowej, Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu — Wydawnictwo Diecezjalne i Drukarnia w Sandomierzu; Warszawa 2019.
  8. Andrzej Werblan i Karol Modzelewski w niezwykłej rozmowie o PRL
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.