Бутырская тюрьма

Бутырский следственный изолятор (СИЗО № 2 г. Москвы), известный также как Бутырская тюрьма или «Бутырка» — следственный изолятор в Москве, самая крупная тюрьма российской столицы, одна из старейших и наиболее известных тюрем России. Располагается в Тверском районе ЦАО на Новослободской улице (дом 45), близ Бутырской заставы, от которой учреждение и получило своё название.

памятник истории и архитектуры
Бутырская тюрьма

Вид на здание Бутырского тюремного замка
55°47′04″ с. ш. 37°35′38″ в. д.
Страна
Город Москва
Архитектор Казаков, Матвей Фёдорович
Первое упоминание 1775 год
Дата основания 1771
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410417900006 (ЕГРОКН). Объект № 7710531000 (БД Викигида)
Состояние удовлетворительное
Сайт butyrka-sizo.ru
 Медиафайлы на Викискладе
Герб Бутырской тюрьмы

Здание тюрьмы числится в списке охраняемых государством памятников истории и архитектуры.

История

XVIII век

Модель исторической части Бутырского замка

Во времена правления Екатерины II в Бутырском хуторе была построена казарма Бутырского гусарского полка. Рядом существовал деревянный острог.

Емельян Пугачёв до его казни в январе 1775 году закованным в цепи содержался в подвале сохранившейся на территории современной тюрьмы башни, ныне носящей его имя.

В 1784 году Екатерина II в письме московскому генерал-губернатору Захару Чернышёву дала согласие на строительство у Бутырской заставы каменного губернского тюремного замка вместо существовавшего деревянного острога. К письму прилагался общий план будущей тюрьмы.

Здание тюрьмы было спроектировано выдающимся московским архитектором Матвеем Казаковым. Бутырский замок имел 4 башни: «Пугачёвская» (до 1775 года — Южная), «Полицейская», «Северная», «Часовая». В центре Бутырского губернского тюремного замка в 1782 году был построен Покровский храм, также по проекту Казакова.

XIX век

Бутырский тюремный за́мок с Пугачёвской башней, фото 1880-х гг.

С 1868 года заведение было центральной пересыльной тюрьмой, через которую ежегодно проходило порядка 30 тыс. человек. При тюрьме действовали столярные, переплётная, сапожная, портняжная мастерские, а также мастерские по изготовлению венских стульев и выжигания по дереву. Также был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жён и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.

В 1873 году в тюрьме была выявлена группа фальшивомонетчиков.

В 1877—1879 годах тюрьма была перестроена А. Г. Вейденбаумом по проекту архитектора А. Ф. Шимановского.

Меж Бутырской и Тверской
Там стоят четыре башни.
По середке божий храм.
За стенами нас не видно,
Каковы мы здесь живем.

Н. Свешников и Н. Лесков, «Спиридоны-повороты» (1889)//«Русская мысль», №8

С 1881 года в тюрьме стали содержать административных политических ссыльных до их отправки к месту ссылки. Как видно из сообщения московского губернатора в Главное тюремное управление, в марте 1882 года политические заключённые были размещены по четырём башням Бутырской тюрьмы, а именно: в Пугачёвской содержалось 9 женщин, в Полицейской — 5 мужчин, в Северной — 16 мужчин и в Часовой — 2 мужчин.[1]

Л. Н. Толстой в 1884 году посетил в Бутырской тюрьме знакомого ему политзаключённого Егора Лазарева. Впоследствии Лазарев стал прототипом революционера Набатова в романе Толстого «Воскресение»[2]. Толстой, работая над романом «Воскресение», в январе 1899 года посещал надзирателя Бутырской тюрьмы И. М. Виноградова и расспрашивал его о тюремном быте. В апреле 1899 года Толстой приехал в Бутырскую тюрьму, чтобы пройти с отправляемыми в Сибирь осуждёнными путь до Николаевского вокзала, а затем изобразил этот путь в романе.

XX век

Во время декабрьского восстания 1905 года дружинники (в основном рабочие Миусского трамвайного парка, а также савёловские и брестские железнодорожники) пытались захватить тюрьму, но были отбиты конвойной командой; бои продолжались до 14 декабря, когда Миусский парк был освобождён отрядом драгун. В 1907 году в тюрьме было создано следственное отделение. В 1908 году в Бутырской тюрьме было создано каторжное отделение («Временный централ»). В 1905—1910 годах в тюрьме содержались Иван Каляев, Николай Шмит, матросы с мятежного крейсера «Очаков», а также Владимир Маяковский.

В 1908 году в Бутырке выступал иллюзионист Гарри Гудини. За 28 минут, к ликованию заключённых, он сумел освободиться из специального транспортного «ящика», в котором арестантов перевозили из Москвы в Сибирь. Маэстро заковали в кандалы и цепи, закрыли в контейнере, придвинув крышкой к стене, но он преодолел все преграды на пути к свободе.

В 19111917 годах. в Бутырках содержался Н. И. Махно. Как и все политзаключённые, он был освобождён во время Февральской революции. 1 марта 1917 года был освобождён из Бутырской тюрьмы Феликс Дзержинский, приговорённый за год до этого к 6 годам каторги.

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 года Бутырская тюрьма использовалась как следственная и пересыльная тюрьма. В 1921 г. в Бутырках содержался и был убит часовым бывший командарм Ф. К. Миронов. Тюремный храм в 1922 году был закрыт. В 1920-е годы некоторое время надзирателем в больничном отделении служил будущий писатель Евгений Петров[3].

Сергей Королёв. Бутырская тюрьма. 29 февраля 1940 г.
Квитанция об изъятии денег

Во время Большого террора в 19371938 годах в каждой камере бывало заключено до 170 человек. Всего тогда в тюрьме одновременно содержалось около 20 тысяч человек[4]. Тысячи узников были расстреляны по окончании следствия.

В 1930—1940-е годы в тюрьме содержались:

Во время Великой Отечественной войны часть тюрьмы была переоборудована в мастерские, где заключённые работали для нужд армии.

Вплоть до 1996 года в Бутырской тюрьме приводились в исполнение смертные приговоры, вынесенные Верховными судами СССР и РСФСР, (после распада СССР — Верховным судом РФ), Московским городским и Московским областным судами. Сюда же этапировали для исполнения приговора осужденных к смертной казни по приговорам Владимирского, Ивановского, Ярославского, Смоленского, Тульского, Калужского и Калининского областных судов. Именно в Бутырской тюрьме были казнены предатель Власов и его сподвижники, серийные убийцы Асратян и Головкин, осуждённые за убийство сотрудника КГБ СССР Афанасьева начальник линейного ОМ-5 Барышев и сотрудники Рассохин, Лобанов и Попов.

При тюрьме с 1971 г. действует музей. Посещение возможно лишь в рамках экскурсии по заявке от юридического лица.

После распада СССР

В тюрьме с 1992 года вновь действует православный Покровский храм.

В мае 1994 года несколько «авторитетов», бывших заключённых, во главе с «Сибиряком» (Сергеем Липчанским), решили навестить товарищей в Бутырской тюрьме, договорившись с сотрудниками учреждения. Но об этом стало известно правоохранительным органам, и было задержано 34 человека — сотрудников изолятора и «гостей». Двое сотрудников тюрьмы были осуждены к году лишения свободы, многих уволили по собственному желанию или отправили на пенсию.

С 1996 года в Бутырскую тюрьму, за исключением психиатрического отделения больницы, больше не помещают женщин.

Одним из самых известных заключённых последнего времени можно назвать Владимира Гусинского, который в июне 2000 года провёл в тюрьме три дня. Также, в СИЗО содержались футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, экс-глава Серпуховского района Подмосковья Александр Шестун, фигурант Болотного дела Николай Кавказский.

В настоящее время

Старый корпус Бутырской тюрьмы

В настоящее время тюрьма используется как крупнейший следственный изолятор Москвы. Это комплекс из примерно 20 трёхэтажных корпусов. Также в 1980-х годах под нужды тюрьмы был отдан жилой многоэтажный дом. В тюрьме 434 камеры, из которых 101 — общие камеры размером приблизительно 6 х 12 метров. Имеющиеся на стенах одёжные крючки свидетельствуют о том, что первоначально в этих камерах предполагалось размещать по 20—25 заключённых. Ещё 301 камера имеет меньшую площадь: первоначально в каждой из них предполагалось размещать не более четырёх заключённых. 32 карцера предназначены для дисциплинарных наказаний.

В общей сложности в Бутырской тюрьме должно быть не более 3500 заключённых, в настоящее время в ней содержатся менее 2700 человек. До реконструкции в больших камерах площадью 75 квадратных метров могли находиться до 60 человек, которые спали здесь в 3—4 смены (в 1996 году в таких камерах бывало более 120 заключённых).

28 января 2008 года заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ Владимир Семенюк рассказал журналистам о том, что «были желающие выкупить у нас это здание, но мы сказали: постройте нам изолятор, а этот заберите». Однако, по его словам, когда инвесторы стали более детально просчитывать стоимость строительства нового следственного изолятора, то они отказались от сделки[5].

В декабре 2018 года в интервью газете «Московский комсомолец» заместитель главы Федеральной службы исполнения наказаний России Валерий Максименко сообщил о принятом решении закрыть СИЗО № 2 «Бутырка» и СИЗО № 3 «Пресня». Вместо них за МКАД будет открыт новый СИЗО на 5 тысяч мест либо в районе Калужского шоссеНовой Москве), либо Дмитровского шоссе. Рассматривается также вопрос о закрытии СИЗО № 1 («Матросская Тишина»).[6]

Побеги

С 1905 по 1913 год из Бутырской тюрьмы было совершено несколько побегов. В 1909 году (заключёнными под стражу подследственными) и 16 мая 1913 (каторжниками) планировались массовые, не состоявшиеся побеги.

В советское время о побегах не сообщалось.

В постсоветский период:

  • В 1992 году первый побег из «Бутырки» совершили двое подследственных.
  • В июле 1996 года первый побег женщины из «Бутырки» (Наталья Сорокожердева, 26 лет.). Через три дня была задержана на Дорогомиловском рынке Москвы.
  • 1996 год — ещё 2 удавшихся побега (двое заключённых в прогулочном дворике отогнули решётку и через крышу по верёвке спустились на улицу. Их удалось задержать достаточно быстро).
  • 24 марта 2000 года сбежал и позднее (через 5 дней) был пойман налётчик из Грузии.
  • В сентябре 2001 года из «камеры смертников» сбежали три особо опасных преступника с большими сроками заключения, проковыряв за несколько дней ложками цементный (в плохом состоянии) пол до коллектора, по которому и выбрались на улицу. Двоих задержали в Московской области через три недели. Третьего (Борис Безотечество) задержали только в апреле 2003 года.
  • В октябре 2001 года через решётку в комнате для свиданий совершил побег Иван Виноградов. Пойман через месяц.
  • 22 марта 2010 года из-под стражи бежал 26-летний уроженец Белоруссии Виталий Островский, содержавшийся в следственном изоляторе по обвинению в серии краж. «Побег был совершён путём преодоления основного ограждения следственного изолятора во время конвоирования. Он оттолкнул конвойного и, словно прыгун-олимпиец, перемахнул через очень высокую решётку и колючую проволоку». Поймать беглеца по горячим следам не удалось. По свидетельству СМИ, бежавший был чемпионом по паркуру[7]. Пойман спустя 2 года в Финляндии[8].
  • 24 апреля 2010 года сбежал и был пойман в этот же день (на Зубовском бульваре, в Москве) ранее судимый, подозреваемый в насилии над несовершеннолетним, Василий Локалёв, 24 года. Локалёв выбрался из камеры, выдавив решётку окна. Затем, взобравшись на крышу изолятора, он спрыгнул с неё и покинул территорию учреждения[9].

См. также

Примечания

Литература

  • Рожаева Е. Бутырка. — М.: Эксмо, 2008. — 352 с. — 7000 экз. — (История тюрем России).

Ссылки

История
Тюремный храм
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.