Битва за Атлантику (1939—1945)

Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от одноимённой кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций и, тем самым, обеспечение военных усилий коалиции.

Битва за Атлантику (1939—1945)
Основной конфликт: Вторая мировая война

Офицеры на мостике британского эсминца ведут наблюдение. Конвой октября 1941
Дата 3 сентября 19397 мая 1945
Место Атлантический океан, Северное море, Норвежское море, Ирландское море, Море Лабрадор, Залив Святого Лаврентия
Итог Победа союзников
Противники

Британская империя:
 Великобритания
 Канада
США
Нидерланды
Польша
Франция (до 1940)
Сражающаяся Франция (с 1940)
Норвегия
Бразилия (с 1942)
Мексика (с 1942)
Колумбия (с 1943)

Германия
Италия (1940—1943)
Франция (1940—1944)

Командующие

Уинстон Черчилль (до мая 1940)
Дадли Паунд
Эндрю Каннингем
Мартин Несмит
Перси Нобл
Макс Кеннеди Хортон
Фредерик Боухилл
Филип де ла Ферте
Джон Слессор
Перси Неллес
Леонард Мюррей
Эрнест Кинг
Ройял Ингерсолл
Джонас Ингрэм

Эрих Редер
Карл Дёниц
Ганс-Георг фон Фридебург
Гюнтер Лютьенс  
Роберт Гизе
Мартин Харлингхаузен

  • Анжело Парона
  • Ромоло Полачини
Потери

30 248 моряков
3500 торговых судов
175 боевых кораблей (основных классов)[1]

28 000 моряков
783 подводные лодки
47 иных военных кораблей

     Медиафайлы на Викискладе
    Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.

    Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, лёгкие надводные корабли (катера).

    Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.

    Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.

    После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.

    Основные этапы

    Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

    Западные источники дают следующую периодизацию[2]:

    1. Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет государств, война на море велась по нормам призового права.
    2. Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
    3. Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
    4. Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
    5. Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.

    Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта[3] и предлагает три периода:

    1. Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
    2. Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
    3. Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжёлыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.

    Война подлодок

    В начале войны Дёниц подал главнокомандующему германским ВМФ адмиралу Эриху Редеру докладную записку, в которой утверждал, что эффективная подводная война может поставить Британию на колени из-за её зависимости от внешней торговли[4]. Он предложил систему, известную как «Rudeltaktik» (т. н. тактика «волчьей стаи»), согласно которой подводные лодки размещались длинным строем поперёк предполагаемого курса конвоя. Заметив цель, они собирались вместе для массового нападения и подавления любых сопровождающих военных кораблей. В то время как корабли эскорта преследовали отдельные подлодки, остальная часть «стаи» могла безнаказанно топить транспортные корабли. Дениц подсчитал, что 300 новейших лодок (тип VII) смогут создать достаточно хаоса в морских перевозках союзников, чтобы Британия была выбита из войны.

    Это резко контрастировало с традиционными представлениями того времени о применении подводных лодок. Предполагалось, что подводные лодки будут применять засадную тактику, ожидая у вражеского порта, чтобы атаковать суда, входящие и выходящие. Это была успешная тактика, использовавшаяся британскими подводными лодками на Балтике и Босфоре во время Первой мировой войны, но при тщательном патрулировании подходов к порту она не могла принести успеха. Были также теоретики военно-морского флота, которые считали, что подводные лодки должны быть прикреплены к флоту и использоваться как эсминцы; это было опробовано немцами в Ютландии с плохими результатами, так как подводные коммуникации были в зачаточном состоянии. Японцы также придерживались идеи флотской подводной лодки, следуя доктрине Мэхэна, и никогда не использовали свои подводные лодки ни для блокады, ни для охоты. Бо́льшая часть военно-морского мира по-прежнему считала подводные лодки «бесчестными» по сравнению с надводными кораблями. Это было верно и в Кригсмарине; Редер успешно лоббировал затраты на крупные боевые корабли.

    Основным противолодочным средством Королевского флота до войны было прибрежное патрульное судно, оснащённое гидрофонами и вооруженное небольшими орудиями и глубинными бомбами. В 1920—1930 годах Королевский флот, как и большинство других, не рассматривал противолодочные действия как тактику. Неограниченная подводная война была запрещена Лондонским военно-морским договором; противолодочная война воспринималась как «оборонительная»; многие морские офицеры полагали, что противолодочная работа была нудной работой, подобной тралению мин, и что активный гидролокатор сделал подводные лодки бесполезными. Хотя эсминцы также несли глубинные бомбы, ожидалось, что эти корабли будут использоваться для действий флота, а не для прибрежного патрулирования, поэтому обучения экипажей противолодочным действиям не проводилось. Британцы, однако, проигнорировали тот факт, что вооружение торговых кораблей, которое Великобритания проводила с самого начала войны, вывело их из-под защиты «крейсерских правил»[5], а также то, что противолодочные испытания с гидролокатором проводились в тепличных условиях[6].

    Первые месяцы войны принесли успех германскому флоту: с сентября по декабрь 1939 года только немецкими подводными лодками потоплено 114 судов (в том числе 51 английское) общим водоизмещением в 451 126 тн; потери немцев составили 9 подводных лодок.[7]

    Участие Италии

    Королевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».

    Потери сторон

    Действия надводных кораблей Германии (включая Индийский океан)[8]
    Вид рейдеров Надводные корабли Коммерческие рейдеры
    Численность 9 11
    Потопили судов 54 128
    Потопили боевых кораблей 7 1
    Потери 7 9
    Соотношение потерь 13 % 7 %

    Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.

    Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).

    И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.

    Потери торгового флота США (потоплено и повреждено)[9]
    Период Численность Процент потерь
    Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 6 1 %
    7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 14 2 %
    1942 373 47 %
    1943 204 26 %
    1944 130 16 %
    1945 (все 12 месяцев) 68 9 %
    Всего: 795 100 %

    Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.

    По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.

    Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.

    Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг [10]
    Статистика Период Северная Атлантика Великобритания — Гибралтар Американское побережье
    Перехвачено конвоев Октябрь — декабрь 1942

    (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону)

    18 5 3
    Потоплено судов в конвоях 63 17 7
    Потери отставших (от всех причин) 9 1 -
    Потоплено эскортных кораблей 2 1 1
    Потоплено отдельных судов 18 17 56
    Боевых контактов[11] 73 14 4
    Потоплено подводных лодок 13 1 -
    Потопленных транспортов на контакт 0,99 1,29 1,75
    Соотношение потерь[12] 5,54 18,0 -
    Перехвачено конвоев Январь — март 1943

    (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях)

    24 7 6
    Потоплено судов в конвоях 77 13 12
    Потери отставших (от всех причин) 23 - -
    Потоплено эскортных кораблей 1 - -
    Потоплено отдельных судов 12 7 2
    Боевых контактов 112 11 7
    Потоплено подводных лодок 16 4 2
    Пропало без вести лодок[13] 2 4 -
    Потопленных транспортов на контакт 0,89 1,18 1,71
    Соотношение потерь 5,55 3,25 6,00

    См. также

    Ссылки

    1. Allied Warship Losses
    2. Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
    3. Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
    4. Karl Dönitz: Gedanken über den Aufbau der U-Bootswaffe, 1. September 1939. (Bundesarchiv-Militärarchiv, Freiburg, Germany, Case 378, PG 32419a. Seekrieg 1939), cit. Holger H. Herwig, Germany and the Battle of the Atlantic, Chapter 4, page 74 of Roger Chikering, Stig Förster and Bernd Greiner (Eds.): A World at Total War: Global Conflict and the Politics of Destruction, 1937—1945 (Cambridge University Press, Cambridge, England, December 2004, ISBN 0-521-83432-5)
    5. Dönitz, Karl. Memoirs: Ten Years and Twenty Days; von der Poorten, Edward P. The German Navy in World War II (T. Y. Crowell, 1969); Milner, Marc. North Atlantic run : the Royal Canadian Navy and the battle for the convoys (Vanwell Publishing, 2006)
    6. Price, Alfred. Aircraft versus the Submarine
    7. Федоров Б. Англо-американская авиация в борьбе с немецкими подводными лодками во второй мировой войне. // Военно-исторический журнал. — 1963. — № 4. — С.34.
    8. Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
    9. Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
    10. To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
    11. Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
    12. Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
    13. Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.

    Литература

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.