Эденская резня
Эденская резня (араб. مجزرة إهدن) — столкновение между правохристианскими кланово-политическими группировками в ходе ливанской гражданской войны; убийство боевиками фалангистской партии Катаиб (клан Жмайель) представителей движения Марада (клан Франжье). Жертвами расправы 13 июня 1978 стали Тони Франжье-младший, его жена и дочь. В результате произошёл очередной всплеск насилия внутри христианской общины Ливана, резкое ослабление «Марады» и Франжье. Укрепились военно-политические позиции Катаиб и персонально Башира Жмайеля.
Эденская резня араб. مجزرة إهدن | |
---|---|
Часть Гражданская война в Ливане | |
34°18′30″ с. ш. 35°58′00″ в. д. | |
Место нападения |
|
Цель нападения | Марада, клан Франжье |
Дата | 13 июня 1978 года |
Способ нападения | боестолкновение, расстрелы |
Погибшие | 34, в том числе Тони Франжье с женой и дочерью |
Организаторы |
Катаиб, фалангистская милиция Башир Жмайель, Самир Джааджаа, Ильяс Хобейка |
Контекст
С 1975 года в Ливане шла гражданская война между правохристианскими и «левомусульманскими» силами. Правохристианский блок был консолидирован в коалицию Ливанский фронт с военным крылом Ливанские силы. Основными участниками Ливанского фронта являлись партия Катаиб (Ливанская фаланга), Национал-либеральная партия (НЛП), движение Стражи кедров, движение Марада, организация Танзим, Ливанское молодёжное движение (ЛМД).
В блоке проявлялись серьёзные внутренние противоречия идеологического, политического, межкланового и межличностного характера. Наиболее сложны и враждебны были отношения между Катаиб (маронитский клан Жмайель) и «Марадой» (маронитский клан Франжье).
Катаиб придерживалась праворадикальной популистской идеологии. На правах старейшей, самой многочисленной и наиболее сильной в военном отношении организации Катаиб претендовала на руководство всем правохристианским лагерем. Эта программа получила название «единство винтовки»[1]. Председателем партии являлся Пьер Жмайель, вооружёнными формированиями фалангистов командовал его сын Башир Жмайель.
Движение «Марада» стояло на иных позициях и представляло интересы другого клана. Сулейман Франжье-старший в 1970—1976 был президентом Ливана. Вооружёнными силами движения — Бригада Марада, Армия освобождения Згарты — командовал его сын Тони Франжье[2]. Клан Франжье и «Марада» отстаивали интересы консервативной «старой аристократии» и региональные преференции Згарты, своего родового центра. С 1957 года Сулейман Франжье был ориентирован на Сирию, поддерживал тесные личные связи с президентом САР Хафезом Асадом. Именно президент Франжье в 1976 году призвал на территорию Ливана сирийские войска. Первоначально это было одобрено другими участниками Ливанского фронта, но уже с 1977 Катаиб и НЛП стали требовать ухода сирийцев. Эти партии, особенно фалангисты, быстро сближались с Израилем[3].
Конфликт
В ходе войны боевики Катаиб проникли в район Згарты. Фалангисты начали устанавливать свой военно-политический и экономический контроль на территории, прежде монопольно контролируемой Франжье. Между фалангистами и боевиками «Марады» происходили кровопролитные столкновения. Весной 1978 года Франжье ультимативно потребовал от Катаиб покинуть Згарту и Шекку. Жмайель ответил отказом. С мая 1978 Франжье прекратил контакты с Ливанским фронтом.
8 июня 1978 по приказу Тони Франжье был убит Джуд аль-Байех, фалангистский полевой командир в Згарте[4]. В ответ командующий фалангистами Башир Жмайель принял решение ликвидировать вооружённые силы «Марады» и консолидировать в «Ливанских силах» правохристианские организации на севере страны[5]. За несколько дней до инцидента глава военной разведки Ливана полковник Джонни Абдо предупредил Тони Франжье о планируемом нападении, но Тони пренебрег опасностью, недооценив решимость Башира[6]. О начавшемся движении на север Ливана отрядов фалангистов знал и Сулейман Франжье, и сирийские военные, оборудовавшие блок-посты в том районе страны[7].
Мишенью для удара был избран особняк Тони Франжье в Эдене, где, по данным фалангистской разведки, укрывались убийцы аль-Байеха. Командование операцией Башир Жмайель поручил Самиру Джааджаа (командир фалангистского спецназа) и Ильясу Хобейке (начальник фалангистской службы безопасности). Оба они были известны фалангистским фанатизмом и особой жестокостью.
Резня
Атака началась 13 июня 1978 года в 4 часа утра[5]. Численность нападавших фалангистов (около 100 человек) значительно превышала количество боевиков «Марады» (около 30 человек). Защитники особняка отвергли предложение сдаться (которое, по общему убеждению носило сугубо формальный характер). В результате ожесточённого боя погибли 28 человек из «Марады» и 6 фалангистов[8], был тяжело ранен Самир Джааджаа. Полную победу одержали боевики Катаиб.
Прорвавшись в особняк, фалангисты убили Тони Франжье, его жену Веру и малолетнюю дочь Джихан. По словам Сулеймана Франжье-старшего, убийство было совершено с особой жестокостью: мужа и жену заставили смотреть на смерть дочери, затем жену убили на глазах мужа, после чего расстреляли самого Тони Франжье[9]. Со своей стороны, фалангисты утверждали, будто отец, мать и дочь Франжье погибли под обстрелом во время боя — ворвавшись в особняк, нападавшие обнаружили их трупы[10].
Башир Жмайель охарактеризовал Эденскую резню как «социальный бунт против феодализма»[11]. Как вспоминали очевидцы, он отреагировал на происшедшее с улыбкой. По его словам, приказ состоял в том, чтобы арестовать убийц аль-Байеха и сделать внушение Тони Франжье. Однако Жмайель заранее знал, что план будет реализован иначе — такова была репутация Самира Джааджаа, который «сначала стреляет, потом говорит»[8].
Последствия
«Марада» окончательно порвала с Ливанским фронтом. Сулейман Франжье-старший распорядился не хоронить погибших до тех пор, пока не свершится отмщение. Он пожелал отцу Башира, лидеру Катаиб Пьеру Жмайелю, испытать то же, что испытал он сам[9] (в 1982 году Башир Жмайель погиб в результате теракта, организованного сирийскими спецслужбами). В следующие дни боевики «Марады» и сирийские войска убили 26 фалангистов в деревнях Каа, Рас-Баальбек и Джедейдет аль-Факиха[12]. Только через месяц, 14 июля 1978 состоялась церемония похорон в Згарте[13].
Эденская резня ослабила «Мараду» и укрепила военно-политические позиции Катаиб на севере Ливана. Было ещё раз подтверждено доминирование фалангистов в Ливанском фронте. Серьёзным конкурентом оставались только национал-либералы («Стражи кедров» являлись союзниками Катаиб, «Танзим» и ЛМД не претендовали на главенство). Конфликт Катаиб с НЛП вылился в резню в Сафре через два года после Эденской резни. Вместе с тем, на север Ливана были введены сирийские войска, и Ливанские силы утратили треть территории, прежде ими контролировавшейся. Территория правохристианского анклава сократилась до 10% страны[14].
Жестокая расправа над Франжье-младшим и его семьёй рассматривается экспертами как причина необратимого раскола ливанских христиан, во многом определившая длительность и ожесточённость гражданской войны[15]. Историк Уильям Далримпл считает, что Эденская резня показала средневековую архаичность политических нравов Ливана, прикрытую до 1970-х «внешним цивилизованным обликом»[16].
Расследования
На уровне фактического знания обстоятельства и участники Эденской резни достаточно известны (попыток что-либо скрыть, собственно, и не предпринималось). Разночтения существуют лишь в персональных деталях. Например, Самир Джааджаа признаёт своё участие в бою, но отрицает причастность к расправе над семьёй Франжье[17].
В 1994 году тогдашнее просирийское правительство Ливана подвергло преследованиям Джааджаа и его сторонников. Среди обвинений фигурировала и Эденская резня. Самир Джааджаа был приговорён к пожизненному тюремному заключению. Тогда же за участие в Эденской резне был арестован и осуждён активист «Ливанских сил» Ханна Шалита[18].
Самир Джааджаа вышел на свободу в результате Кедровой революции 2005 года. Ханна Шалита освободился ещё в 2002 под денежный залог. Юридически конкретные лица, совершившие убийство Тони Франжье и его семьи так и не были установлены[19]. Существует версия о причастности израильской спецслужбы Моссад, но она не имеет доказательных фактологических подтверждений.
Сулейман Франжье-младший, сын Тони Франжье (он остался жив, потому что в день резни находился не в Эдене, а в Бейруте) — лидер «Марады» с 1982 года — выступает как политический противник Катаиб, «Ливанских сил» и Самира Джааджаа. Однако он возражает против возобновления расследований, поскольку усматривает в этом не поиск истины, а «политические махинации на крови».
См. также
Примечания
- Президент навеки (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано 28 августа 2017 года.
- Демократия боя
- جوني عبده يكشف تفاصيل اغتيال طوني فرنجية
- Robert Hatem (Cobra). FROM ISRAEL TO DAMASCUS
- القاتل واحد …من اهدن … الى القاع والفاكهة ورأس بعلبك، والضحايا لبنانيون!القاتل واحد …من اهدن … الى القاع والفاكهة ورأس بعلبك، والضحايا لبنانيون! (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2017. Архивировано 30 августа 2017 года.
- The Ehden Massacre of 1978 in Lebanon The Creation of a Resistance Myth p.10
- Lebanese Civil War. Through the eyes of the top chief of intelligence during the war in Lebanon, Johnny Abdo
- من الذاكرة ـ مجزرة إهدن التي استشهد فيها الوزير والنائب طوني فرنجية وعقيلته وطفلتهما / Видео: В память Эденской резни, в которой погибли Тони Франжье, его жена и дочь (недоступная ссылка)
- Obituary: Suleiman Franjieh
- Dossier: Samir Geagea (May 2004)
- BASHIR GEMAYEL LIVED BY THE SWORD
- Families of Qaa martyrs commemorate 30 years since massacre
- Lebanon’s ex-leader vows retribution for slain son". The Palm Beach Post. Zagharta. AP. 15 June 1978.
- Nader Moumneh. The Lebanese Forces: Emergence and Transformation of the Christian Resistance, p.61
- Antoine (Tony) Frangieh (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- William Dalrymple. From the Holy Mountain: A Journey Among the Christians of the Middle East / Holt Paperbacks, 1999.
- Siniora and Abu Jamra cut deal to define deputy PM’s powers
- COMMUNIQUE NOUVELLE ARRESTATION DE HANNA CHALLITA
- ‘Sources’ say Franjieh’s killer has been identified