Стодневная война

Стодневная война (араб. حرب المئة يوم) — боевые действия в Бейруте 1978 года между правохристианскими формированиями и сирийскими войсками. Обозначила новый этап гражданской войны в Ливане. Завершилась военной победой правохристианских сил, политическим разрывом Ливанского фронта с Сирией и движением Марада. Хронология Стодневной войны разнится по источникам. В одних случаях имеются в виду события февраля-апреля, в других — июля-октября 1978 года. Однако военно-политическое содержание обоих периодов в принципе идентично. Обычно они рассматриваются как этапы одного длительного сражения.

Стодневная война
араб. حرب المئة يوم
Основной конфликт: Гражданская война в Ливане
Дата февраль–апрель; июль–октябрь 1978
Место  Ливан, Бейрут
Причина выступление Ливанского фронта против сирийского военного присутствия
Итог победа правохристиан
Изменения отступление сирийских войск из христианских районов, разрыв Ливанского фронта с Сирией и Марадой, фронтальное противостояние правохристиан и сирийцев
Противники

Ливанский фронт

Сирия
Марада

Командующие

Башир Жмайель
Антуан Баракат
Дани Шамун
Этьен Сакер
Жорж Адуан
Аль Анид

Мустафа Тлас
Тони Франжье†

    Контекст

    С 1975 года в Ливане шла гражданская война между правохристианскими (Ливанский фронт) и «левомусульманскими» (Ливанское национальное движение, Организация освобождения Палестины) силами. В конфликт активно вмешалась Сирия. Режим Хафеза Асада попеременно поддерживал то одну, то другую сторону, укрепляя собственные позиции в Ливане. В стране с миротворческой миссией разместились Межарабские силы сдерживания, основу которых составляли сирийские войска.

    С апреля 1976 и до 1977 сирийцы чаще поддерживали правохристиан. Это было связано с тем, что к правохристианскому лагерю принадлежал президент Ливана Сулейман Франжье, политический союзник и личный друг Хафеза Асада, кроме того сирийцы не хотели усиления позиций левых мусульман и палестинцев. Движение Марада клана Франжье выступало в военно-политическом альянсе с Сирией.

    Со второй половины 1977 положение изменилось. Сулейман Франжье уже не был президентом. Самые влиятельные партии Ливанского фронта — фалангистская Катаиб клана Жмайель, национал-либералы клана Шамун, Стражи кедров — выступали резко против сирийского военного присутствия в Ливане. Со своей стороны, сирийцы переориентировались на поддержку «левомусульман». В свою очередь, Ливанский фронт вступил в фактический союз с Израилем. Вооружённое столкновение правохристиан, прежде всего фалангистов, с сирийцами стало вопросом короткого времени[1].

    Зима-весна

    В начале февраля 1978 года в Бейруте произошла серия взрывов. Правохристиане обвинили «левомусульман» в организации терактов и потребовали от Межарабских сил сдерживания принятия соответствующих мер. Однако сирийские войска усилили проверки в христианских кварталах Восточного Бейрута.

    Первое столкновение произошло 7 февраля 1978. Бойцы Армии Свободного Ливана (АСЛ) — союзники Ливанского фронта — потребовали убрать сирийский КПП от своих казарм Файяди. Возникла перестрелка, в которой погибли 19 человек. Несколько сирийцев были взяты в плен.

    Утром 8 февраля близ казарм были обнаружены двое убитых христиан. В тот же день сирийцы обстреляли казармы АСЛ[2]. На помощь союзникам выдвинулась фалангистская милиция Катаиб под командованием Башира Жмайеля и национал-либеральная Милиция Тигров под командованием Дани Шамуна. Их поддержали «Стражи кедров» Этьена Сакера и Танизм Жоржа Адуана. Особую роль играла группировка «Козлы» («Упрямые») — автономные маронитские боевики во главе с Аль Анидом. Их действия отличались особой лихостью и жестокостью[3].

    Конфликт принял широкий характер. Сирийские войска генерала Мустафы Тласа развернули боевые действия в квартале Ашрафия — центре правохристианского влияния в Бейруте. На стороне сирийцев выступали боевики «Марады» под командованием Тони Франжье. В военно-тактическом аспекте противостояние напоминало Битву отелей 19751976 — эпицентром боёв стали высотные здания Башня Ризка и Башня Мурра. В конце апреля правохристианам удалось оттеснить сирийские войска.

    Лето-осень

    Обострение конфликта

    Второй этап боёв пришёлся на лето-осень. Ему предшествовали два кровавых инцидента. 13 июня фалангисты совершили Эденскую резню — убийство Тони Франжье, его жены, дочери и телохранителей. Это нанесло сильный удар по просирийскому движению «Марада». 28 июня сирийское спецподразделение майора Али Диба провело «зачистку» в долине Бекаа — были убиты 26 ливанских христиан. В знак протеста Ливанский фронт назначил на 1 июля всеобщую политическую забастовку[4].

    1 июля 1978 Башир Жмайель был арестован на одном из сирийских КПП в Бейруте[5]. Фалангистские боевики были подняты по тревоге, границы Ашрафии забаррикадированы. Быстрое освобождение Башира Жмайеля не изменило ситуацию.

    Обстрелы и бои

    Сирийская артиллерия подвергла массированному обстрелу христианские кварталы Бейрута. Сирийские власти выдвинули ряд политических требований к Ливану — разоружение большей части Ливанских сил, передача ключевых районов Бейрута под сирийский военный контроль даже прекращение критики сирийского правительства.

    Весь июль шли ожесточённые бои за Ашрафию и Айн-эль-Рамман. Главным методом сирийцев были артобстрелы, правохристиане отвечали наземными атаками. В боевом авангарде выступали «Козлы».

    Сирийская игра раскрылась. Ещё в 1976 году мы знали, что так и будет. Ливанцы наивно пустили в свой дом волка, переодетого овцой. Мы видим сирийский террор, насилие, похищения, убийства. Они пытаются поставить на колени ливанцев. Но ливанцы ответили им. Теперь война будет свирепее и разрушительнее, чем прежде.
    Этьен Сакер[3]

    «Левомусульмане» на этот раз устранились от столкновения. ЛНД и ООП наблюдали за ходом событий, рассчитывая извлечь выгоду из поражения любой из сторон — будь то правохристиане или сирийцы.

    Президент Ливана Ильяс Саркис вначале подал в отставку в знак протеста против сирийских действий, но изменил своё решение под влиянием США. Он попытался уговорить Пьера Жмайеля прекратить боевые действия, однако лидер Катаиб всю ответственность за кровопролитие возложил на Сирию[6].

    Сирийский напор в целом выдохся в начале октября. Снизилась интенсивность артогня, постепенно боевые действия свелись к перестрелкам снайперов. Фалангистское радио Свободный Ливан объявило о победе христианских сил. Этому способствовали не только упорные атаки правохристиан — прежде всего фалангистов и «козлов», но и целенаправленные действия Израиля. Концентрация войск ЦАХАЛ на юге вынуждала генерала Тласа отвлекать силы от боёв в Бейруте. Впоследствии стало известно, что крайне рискованная атакующая тактика Башира Жмайеля основывалась именно на этом расчёте.

    Отступление сирийских войск

    8 октября в Бейруте состоялась международная конференция с участием представителей Ливана, Сирии, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Катара и Судана[1]. Было принято решение заменить сирийских контингент Межарабских сил сдерживания саудовскими военными. Сирийские войска покидали Восточный Бейрут и христианские районы Горного Ливана.

    Замена контингента межарабских сил было вполне приемлемо для правохристиан, поскольку Саудовская Аравия, в отличие от Сирии, не претендовала на оккупацию Ливана[7]. С этого времени сирийские войска в Ливане становились сугубо оккупационными, без миротворческого статуса. Вооружённая борьба фалангистов против Сирии превращалась в законную защиту ливанского суверенитета.

    Итоги

    Военная победа показала твёрдость контроля правохристиан над Восточным Бейрутом и укрепила их позиции в целом.

    Территориальные зоны контроля распределились следующим образом[4]:

    Такой расклад в общеи и целом продержался до 1980 года.

    Акценты противостояния значительно сместились. Главным содержанием войны становилась борьба правохристиан не с ливанскими «левомусульманами», а с Сирией. Ливанский фронт консолидировался на антисирийских позициях. Противники правохристиан — будь то партии ЛНД, «Амаль» или христианская «Марада» — группировались вокруг сирийцев.

    В Ливанском фронте установилось однозначное доминирование Катаиб и её ближайших союзников — «Стражей кедров», группировки «Козлы». В политическом альянсе выступала также АЮЛ/АСЛ. Возрос военно-политический авторитет клана Жмайель. Разрыв с «Марадой» позволил перейти к унификации «Ливанских сил» по программе «единства винтовки» — единоличного командования Башира Жмайеля.

    Военное сравнение

    При анализе гражданской войны в Сирии эксперты и комментаторы отмечает сходство действий правительственной армии Башара Асада и сирийских войск в Стодневной войне. Прежде всего это касается тактики массированных ракетно-артиллерийских обстрелов. Осада Хомса в 2012 сравнивалась с боями в Ашрафии 1978[8].

    Примечания

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.