Цитадель (Мангуп)
Цитадель — укрепление на мысе Тешкли-бурун крепости Мангуп в Крыму, состоящее из отгораживающей оконечность мыса крепостной стены в башней-донжоном, также являвшейся княжеским дворцом правителей Феодоро, остатков разнообразной застройки и многочисленных искусственных пещер. Строительство цитадели историки относят к XIV веку, комплекс использовался для различных целей до второй половины XVIII века.
Замок | |
Цитадель | |
---|---|
44°35′40″ с. ш. 33°48′30″ в. д. | |
Страна | Россия / Украина |
Республика Крым | Мангуп |
Дата основания | XIV век |
Состояние | руина |
Медиафайлы на Викискладе |
Описание
Мыс Тешкли-бурун, площадью 1,2 гектара, с ровной поверхностью с уклоном к северо-западу и ограниченнный отвесными обрывами высотой до 40 м, перегорожен оборонительной стеной общей длиной 102 метра[1] (по другим данным 105 м[2]), толщиной до 2,8 м, при высоте до 6 м, состоящей из двух куртин с башней-донжоном посередине. Сохранившиеся стены цитадели относительно новые и датируются «не ранее XIV века», гораздо позже строительства собственно крепости[1]. В 1913 году при раскопках базилики Р. X. Лепером была найдена плита с надписью[3], использованная вторично и прямого отношения к храму не имевшая. Из её текста следовало, что в начале 1360-х годов велось большое строительство по «восстановлению Феодоро»[4] — видимо, тогда, во время строительной деятельности «турмарха» Хуйтани, и возводились основные оборонительные сооружения цитадели, а в первой половине XV века цитадель была или полностью построена, либо подверглась существенной реконструкции (минимум, на треть утолщена с внутренней стороны)[5]. Мыц В. Л. считает, что начало строительство укрепления на мысе Тешкли-бурун следует относить к 1420-м годам[6].
Укрепления цитадели
Донжон цитадели, стоящий в 30 м от южных обрывов, представляет собой монументальное трёхэтажное здание, выступающее за линию стен на 9 м[5] (или 7,1[2]), являясь одновременно дворцовым зданием (по виду с внутренней стороны) и оборонительной башней с внешней. Фасад со стороны цитадели был украшен каменными резными наличниками дверей и окон. Историки считают, что башня служила также резиденцией правителей Феодоро[5]. Размеры донжона 16,6 на 9,6 м, первый этаж имел высоту 3 м, второй и третий 4,5—5 м, высота с кровлей реконструируется в 15 м. Башня, как и куртины, сложенны из подтёсанного (особенно с лицевой стороны) бута на известковом растворе, также использовано много крупных квадров из неких ранних построек. Толщина стен башни колеблется от 1,75 до 2,3 м на первом этаже и от 1,15 до 1,75 м на верхних, имелось 2 выхода внутрь и наружу цитадели (внутренний, видимо, парадный, с роскошным украшенным резьбой порталом). С напольной стороны стены сохранились на один этаж, с внутренней в 3 этажа, перекрытия и крыша были сделаны из деревянных болок и стропил. Стены и башня построены, как единое сооружение (кладка «вперевязь»)[2].
К северо-западной стороне башни, в месте утолщения стены до 3,6 м, примыкали ворота из тёсанных блоков с арочным сводом шириной 3,2 м и высотой 4 м[2]. На фронтоне ворот была греческая надпись с двуглавым орлом[5][7], которую упоминают Мартин Броневский в 1578 году
есть ворота, испрещённые греческими надписями[8]
и Эвлия Челеби в 1666 году
Над воротами этой внутренней крепости есть тарих её построения, начертанный письмом генуэзских неверных[9]
К концу XVIII века надписи уже не было — Пётр Симон Паллас в 1793 году её не видел. В. П. Кирилко считает, что ворота, вместе с надписью, сооружены в 1450-х — 1460-х годах[10]. Описывая цитадель Эвлия Челеби при посещении Мангупа и именуя её крепостью путешественник не упоминал в оборонительной стене цитадели ни амбразур, ни бойниц[9] (возможно, ружейные бойницы были устроены турками после посещения Мангупа путешественником, так как позже он были уже известны[11]). Стены и донжон цитадели при османах были перестроены с учётом возможного использования защищающимися и нападающими огнестрельного оружия[6][1]
Внутреннее пространство
Внутри цитадель была плотно застроена, здесь находились казармы княжеской дружины, арсенал и кузницы, стратегические запасы продовольствия, почти в центре находился осадный колодец[1], некогда оформленный башенной постройкой. Также Эвлия Челеби упоминал во внутренней части колодец под куполом, мечеть, перестроенную из христианского храма. В то время насельников в цитадели не было, но она поддерживалась в боевом состоянии, здания использовались, как арсенал, а ключ находился у коменданта крепости[9]. На самом мысу стояла башня (по мнению исследователей —дозорная), руины которой в начале XIX века ещё видел И. М. Муравьев-Апостол[12], под башней — большая пещера, с несколькими дверными и оконными проёмами, которые со временем в значительной части обвалились, образовав большое сквозное отверстие, от чего произошло название мыса «Тешкли-бурун», буквально «Дырявый мыс». Вообще к цитадели относится примерно половина искусственных пещерных сооружений Мангупа (более 30). Одни из них представляли собой подвалы жилых усадеб, другие выполняли роль боевых казематов. В цитадели было несколько церквей — самая известная Октагональный храм, при османском владычестве превращённый в мечеть, пещерная церковь получившая в научной литературе название «Гарнизонной», при турках превращённая в хозяйственный подвал[13], предполагается существование пещерного монастыря в юго-восточных обрывах (А. Г. Герцен считает, что в одной из пещер воспроизводятся детали наземных построек дворцового характера)[14]. Крепость использовалась османами до конца XVIII века, в ней имелся небольшой гарнизон (около 40 человек), хранилась ханская казна[15], некоторые пещеры использовались для содержания важных пленников и заложников[14].
История изучения
Первое описание крепости содержится в поэме «Рассказ о городе Феодоро. Стихи Матфея, недостойного и ничтожного жреца» иеромонаха Матфея, направленного патриархом Антонием IV в августе 1395 года в Хазарию, в качестве экзарха и посетившего Мангуп[5][7], в 1578 году на Мангупе побывал польский дипломат Мартин Броневский[8], её упоминали доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи в 1634 году[16] и французский инженер Л. де Боплан в 1639 году[17]. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году составил довольно подробное его описание[9]. Научное исследование Мангупа принято вести с труда посетившего его в 1794 году Петра Симона Палласа, в котором учёный подробно описал археологические памятники и оборонительные сооружения[18]. Обследование памятников с целью принятия мер по их сохранению производилось в 1821 году академиком К. Э. Келлером, считавшего (как и большинство учёных в то время), что крепость была генуэзской[19]. Подробный исторический и историографический обзор крепости составил П. И. Кеппен в работе «О древностях южнаго берега Крыма и гор Таврических» 1837 года[20], Дюбуа де Монпере предполагал, что возникновение «пещерных городов», в том числе Мангупа, связано с деятельностью императора Юстиниана I, при этом путешественник создал атлас рисунков к своим сочинениям[21].
Археологические исследования на Мангупе изначально концентрировались вокруг цитадели, как самого приметного объекта «попутно» обследуя и открывая другие памятники. После отождествления Феодоро с Мангупом в результате работ Ф. К. Бруна[22] актуальным стал вопрос датировки крепости. В XIX веке общепринято было считать крепость готской, построенной в VI веке (например[23]). После раскопок Р. Х. Лепера в 1912 году, не давших находок ранее турецкого времени, был сделан вывод о сооружении крепости османами после захвата ими Мангупа[24].
В 1930-е годы А. Л. Якобсон, отмечая сохранность кладки из больших хорошо отесанных блоков в ряде мест, которая по ряду аналогий датируется им VI веком, вместе с М. А. Тихановой сделал вывод о том, что Мангупская крепость входила в систему укреплений эпохи Юстиниана I, упомянутую Прокопием в трактате О постройках[25][26]. В 1933 году Н. И. Репников обнаружил следы вырубленных в скале двойных постелей стен поперёк мыса Тешкли-Бурун, но не указал их точное местоположение и до настоящего времени они не найдены[14]; по мнению Е. В. Веймарна, по результатам разведок первой половины 1950-х годов, в раннее средневековье крепость существовала только на мысе Тешкли-бурун[27]. По результатам исследований на 2022 год начало строительство укрепления на мысе Тешкли-бурун относят к 1420-м годам[6].
Примечания
- А.Г. Герцен. Крепостной ансамбль Мангупа // Материалы по археологии, истории, этнографии Таврики : журнал. — Симферополь, 1990. — Вып. 1. — С. 89—166. — ISBN 5-7780-0291-2. — ISSN 2413-189X.
- Мыц В.Л. Укрепления Таврики X - XV вв // / Ивакин, Г. Ю.. — Киев: Наукова думка, 1991. — С. 135, 135. — 162 с. — ISBN 5-12-002114-X.
- Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комиссии // Известия таврической учёной комиссии. / А.И. Маркевич. — Таврическая Губернская Типография, 1914. — Т. 51. — С. 300. — 363 с.
- Малицкий Н. В. Заметки по эпиграфике Мангупа // Известия Государственной академии истории материальной культуры : журнал. — 1933. — Вып. 71. — С. 20.
- А.Г. Герцен. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея // Античная древность и средние века : Материалы по истории, археологии и этнографии Таврики. — 2003. — Вып. 10. — С. 562—589. — ISSN 2413-189X.
- Мыц В.Л. 2.3.2. Город Феодоро в 20-е гг. XV в.: оборонительное, культовое и гражданское строительство // Каффа и Феодоро в XV веке : контакты и конфликты. — Симферополь: Универсум, 2009. — С. 134—138. — 528 с. — ISBN 978-966-8048-40-1.
- А.Г. Герцен. Рассказ о городе Феодоро. Топографические и археологические реалии в поэме иеромонаха Матфея // Античная древность и средние века : сборник научных трудов. — 2001. — Вып. 32. — С. 257—282. — ISSN 2687-0398.
- Мартин Броневский. Описание Крыма (Tarlariae descriplio) Мартына Броневского // Записки Одесского Общества Истории и Древностей / Шершеневич И. Г. (переводчик). — Одесса: Типография Алексомати. — Т. VI. — С. 343. — 647 с.
- Эвлия Челеби. Описание крепоста Манкуп — кахкаха крымской страны // Книга путешествия. Крым и сопредельные области. = Evliya Çelebi Seyahatnâmesi / перевод Е. В. Бахревского. — 2. — Симферополь: Доля, 2008. — С. 75—79. — 272 с. — (Извлечения из сочинений турецкого путешественника). — 2000 экз. — ISBN 978-966-366-159-9.
- В. П. Кирилко. О времени строительства мангупского октагона и его идентификации (к вопросу об интерпретационных возможностях источников) // Stratum plus. Археология и культурная антропология : журнал. — Кишинёв, 2010. — Вып. 6. — С. 104—120. — ISSN 1857-3533.
- Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро // Известия таврической учёной комиссии. / А.И. Маркевич. — Таврическая Губернская Типография, 1918. — Т. 55. — С. 12—13. — 386 с.
- И. М. Муравьев-Апостол. Мангуп // Путешествие по Тавриде в 1820 годе. — Санкт-Петербург: Печатано в типографии состоящей при Особенной канцелярии Министерства внутренних дел, 1823. — С. 185. — 337 с.
- Ю. М. Могаричёв. / А. И. Романчук. — Симферополь: Таврия, 1997. — С. 55—56. — 384 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7780-0790-6.
- А.Г. Герцен. История изучения оборонительного комплекса Мангупа // Античная древность и средние века. Развитие феодализма в Центральной и Юго-Восточной Европе : сборник научных трудов. — 1983. — Вып. 20. — С. 88—105. — ISSN 2687-0398.
- Олекса Гайворонский. Джанибек Герай // Повелители двух материков. — Бахчисарайский историко-культурный заповедник. — Киев - Бахчисарай: Оранта, Майстерня книги, 2009. — Т. 2. — С. 189. — 276 с. — ISBN 978-966-22600-03-8.
- Эмиддио Дортелли Д'Асколи. Описание Черного моря и Татарии составил доминиканец Эмиддио Дортелли д'Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. 1634 г. Перевод Н.Н. Пименова. Издано с примечаниями п. чл. А. Л. Бертье-Делагарда // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. — Одесса, городская типография, 1902. — Т. 24. — С. 121. — 200 с.
- Боплан Гийом Левассер де. Описание Украины, нескольких провинций Королевства Польского, которые тянутся от границ Московии до границ Трансильвании, вместе с их обычаями, способом жизни и ведения войн.. — Москва, 2004. — Т. О Крыме или стране татар.. — С. 327. — 576 с. — ISBN 5-93646-048-7.
- Пётр Симон Паллас. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах. = Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 / Борис Венедиктович Левшин. — Российская Академия наук. — Москва: Наука, 1999. — С. 64, 65. — 244 с. — (Научное наследство). — 500 экз. — ISBN 5-02-002440-6.
- Келлер К.Э. Донесение, представленное Императорской академии наук академиком Келлером о путешествии его в Крым в 1821 г. // Записки Одесского Общества Истории и Древностей : Альманах. — Одесса: Типография Алексомати, 1872. — Т. VIII. — С. 390.
- Пётр Кеппен. Мангуп // О древностях южнаго берега Крыма и гор Таврических. — СПб.: Императорская академия наук, 1837. — С. 261—290. — 417 с.
- Frédéric DuBois de Montperreux. Voyage autour du Caucase, chez les Tscherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée, 6 Bände, Librairie de Gide, zusätzlichem Atlas. — Paris, 1839—1849. — С. 282—286. — 461 с.
- Брун Ф. К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в Южной России // Черноморье : сборник исследований по исторической географии Южной России. — Одесса: типография Г. Ульриха, 1880. — Т. 2. — С. 189—241. — 408 с.
- Никольский Н. П. Мангуп-кале // Записки Крымского горного клуба : журнал. — 1893. — № 3. — С. 71—79.
- Лепер Р. Х. Археологические исследования в Мангупе в 1912 году (предварительное сообщение) // Известия Императорской Археологической комиссии. : журнал. — 1913. — Т. 47. — С. 73—79.
- А. Л. Якобсон. О раннесредневековых крепостных стенах Мангупа // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры : журнал. — 1949. — Вып. 29. — С. 55—63.
- Тиханова М. А. Дорос-Феодора в истории средневекового Крыма // Материалы и исследования по археологии СССР : сборник статей. — 1953. — Вып. 34. — С. 319—333.
- Е. В. Веймарн. «Пещерные города» Крыма в свете археологических исследований 1954-1955 гг. // Советская археология : журнал. — 1958. — Вып. 1. — С. 71—79.