Хайаса

Хайаса (хетт. URUḪaiaša-, арм. Հայասա), Хайаса-Ацци (арм. Հայասա-Ազզի), Хайаса-Аззи, Ацци — государство, упоминающееся в хеттских клинописных текстах в период с XVI по XIII вв. до н. э. Большинство хеттологов помещают Хайасу в верховья реки Чорох и Евфрат[1], на территории Армянского нагорья. В течение этого периода Хайаса иногда заключала с Хеттским царством мир и выплачивала хеттам дань, иногда вступала с ним в военные конфликты. К XIII веку до н. э., вероятно, Хайаса распалась, и её территория была захвачена хурритами[2]. В этот период территория Хайасы могла относиться к хурритскому царству Дайаэни[3]. Оксвордский словарь экономической истории отмечает факты активной политической и экономической жизни Хайасы в течение III и II тысячилетий до н.э.[4].

Историческое государство
Хайаса

Расположение Хайасы
 
Столица Куммаха
Форма правления Монархия

Согласно Р. А. Ишханяну, столицей Хайасы был город Куммаха в верховьях реки Евфрат, близ современного города Эрзинджан[5].

История

До Тудхалия III (1500—1340 г. до н. э.)

До правления Тудхалия III сведения о Хайасе, получаемые из хеттских источников, очень скудны. Известно, что в XIV веке до н. э. хайасцы вторглись в хеттские территории и сожгли их новую столицу — Сапинува, после чего «сделали своей границей» город Самуха. Из клинописных табличек известны имена нескольких хайасских царей — Марийа, Каранни, Хуккана, Ананиа. Имена индоевропейского происхождения. Имеются также коневодческие индоевропейские термины.

В 1405 году до нашей эры, в годы правления царя Марияс, хетты напали на Хайасу и отняли у неё провинцию Цопк, война продолжилась уже при преемнике Марийа Каранни. Ок. 1397 года до н. э. хетты одержали победу над Каранни в битве у Катхалаиа (в Каппадокии). Развивая успех, хетты опять напали на Цопк, но были отбиты. В том же году произошла битва у крепости Ани (Камах), в итоге которого хеттские войска вынуждены были отступить. Война продолжалась до 1380 года до н. э. Армия Каранни несколько раз нападала на территорию Хеттского царства и опустошила её. В 1380 году до н. э. Каранни даже удалось захватить столицу Хаттуса и сжечь её. Около 1375 года до н. э. хетты попытались высадиться на черноморском берегу Хайасы, но в последовавшей затем битве потерпели серьёзный урон и были отброшены. В 1350-м году до н. э. Хеттское царство захватило Цопк (Цупани), но в 1349-м году до н. э. Хуканне удалось отбить эту провинцию. В 1345-м году до н. э. хетты вновь заняли Цопк, в результате княжества Тогарма и Мелид перешли к хеттам, а Хуканне пришлось принять верховенство Хеттского царства. Впрочем, это не помешало ему в том же году напасть на Каппадокию и этим вынудить хеттов отступить с территории Митанни.

Тудхалия III и Суппилулиума I (1340—1320 гг. до н. э.)

После вступления на трон Тудхалия III послал своего военачальника и преемника (который впоследствии стал царем Хеттского государства) Суппилулиуму покорить хайасцев, которые укрывали беглецов с хеттской территории, и вернуть город Самуха. С правителем Хайасы Хукканой Суппилулиума заключил мирный договор. Согласно этому договору, Хуккана принес присягу верности Суппилулиуме, обязался оказывать ему военную помощь и соблюдать сделавшиеся ему известными хеттские государственные тайны, а кроме того, выдать и впредь выдавать лиц, бежавших из Хеттского царства в Хайасу. Суппилулиума отдал за Хуккану свою сестру, но при этом сделал любопытную оговорку, запрещавшую царю Хайасы претендовать на других женщин хеттского царского дома, что показывает наличие в Хайасе пережитков весьма древних брачных отношений — права на сожительство с сёстрами и кузинами жены.

В 1324-м году до н. э. хетты захватили крепость Дуккума и город Ерзнка, но в результате ожесточенного сопротивления Аннияса опять вынуждены были пойти на мир.

Мурсили II (1320—1290 гг. до н. э.)

В 1324, 1321, 1320, 1319 годах хетты совершили ряд походов на территорию Хайасы, но не добились серьёзного успеха. В том же 1319 году до н. э. Хеттское царство пыталось захватить крепость Ура, но было отбито. В отместку, армия Анании захватила Аррину с Анкувой и, опустошив окрестности, отступила. Ананиа напал на хеттов также и в 1318 году до н. э., в основном уже силами подвластного ему княжества Каска. В 1317 году последовало очередное нападение хеттов, однако под той же крепостью Ура хетты потерпели серьёзное поражение. В следующем году хетты потерпели поражение уже под Кануварой.

Хайаса-Ацци некоторое время не упоминается в хеттских источниках, до начала правления Мурсили II. Во время войны хеттов с каска хайасцы снова стали укрывать беглецов с хеттской территории, а вождь Ацци Анния, сын Мария, напал на одну из хеттских областей и угнал оттуда скот и пленных. На требование Мурсили вернуть их Анния ответил отказом, вследствие чего хетты начали войну и осадили неприступную аццийскую крепость Ура. Однако основные действия против Ацци-Хайасы развернулись в последующие годы, так как Мурсили имел перед собой более важных противников в лице ассирийцев, продолжавших наращивать военную мощь.

На десятом году своего правления Мурсили во главе основных сил выступил против хайасцев. Те укрылись в горных крепостях, рассчитывая нападать по ночам на проходящие хеттские войска. Однако Мурсили, оставляя большинство горных крепостей в тылу, по-видимому, перевалил через Понтийские горы, вышел к г. Арипсе на Чёрном море и взял её, а оттуда двинулся на Туккаму — видимо, центр Ацци. Жители Туккамы сдались на милость победителя, и Мурсили зачислил 3 тыс. аццийцев в своё войско в качестве колесничих. Переговоры на этот раз велись не с царём, а с советом старейшин Ацци. Страна была включена в Хеттское царство, но в дальнейшем хеттам не удалось её удержать.

Хайаса и Армения

В первой половине XX века некоторыми исследователями было высказано предположение, что в слове «Хайаса» основным является корень «hайа» (hayа), что соответствует самоназванию армян — «hай» (hay), а послелог «(а)са» ((а)sa) является хеттским суффиксом, который означает «страна». Эту теорию одним из первых ввёл в оборот Е. Форрер[6] и развил немецкий исследователь Пауль Кречмер[7]. Кречмер посвятил много времени изучению вопроса о государстве Хайаса. В опубликованной в 1933 году Венской академией наук работе Кречмера «Национальное имя армян Хайк» (нем. «Der nationale Name der Armenier Haik») он приходит к выводу, что "употреблённое в Богазкёйских надписях имя Хайаса означает «Армения»[8]. В качестве примеров были представлены такие малоазиатские слова, как «Turhunt» и «Datta», которые с применением суффикса «(a)са» ((a)sa) приобрели значение топонимов (стран) «Turhuntasa» и «Dattasa». Позже в Армении эту точку зрения поддержали Николай Адонц, Григорий Капанцян и другие историки[9]. Геворк Джаукян, развивая эту гипотезу, в качестве доказательств предложил также слова «Harsankila», «Parminaija», «Hiwaswanta» и т. д., которые, получая значения топонимов, соответственно получили вид «Harsanasa», «Parminasa», «Hiwasasa»[10]. По этому поводу он писал: «Основным языком Хайасы был армянский и… армянский элемент имел главенствующую роль в хайасском государстве»[11]. Рафаэл Ишханян полагает, что в говоре армян Вана и некоторых других районов Армении (например, армяне западного берега оз. Севан) хетт. заменяется именно грабар Խ-, что означает возможность трансформации хетт. Ḫajasa в грабар Հայք (hay-kʿ)[12].

В 1981 году И. М. Дьяконов высказывал предположение, что самоназвание армян грабар Հայք (hay-kʿ), вероятно, происходит от урартского названия Мелитены, урартск. Ḫāti[13][14]. В связи с этим Вячеслав Иванов заявил об ошибочности всех построений И. М. Дьяконовa относительно происхождения этнонима hay и других вопросов этногенеза армян и поддержал правильность выводов Г. А. Капанцяна.[15]

Лингвист Вячеслав Иванов в статье 1983 года в связи с новейшими открытиями, в частности, касающимися топонима и этнонима Haia в его соотношении с Armi и Azi, отмечает полную[16] ошибочность всех построения И. М. Дьяконовa относительно происхождения этнонима hay и других вопросов этногенеза армян и поддерживает выводы Г. А. Капанцяна.[16]. Тем не менее Иванов считал, что для каких-либо умозаключений о Хайасе в качестве армянской прародины недостаточно данных[17][18].

Согласно историку Армену Айвазяну, отрицание связи армян с Хайасой политически мотивировано и имеет целью лишить армян права автохтонности на Армянском нагорье[19].

Существует противоположное мнение, что версия о Хайасе как о прародине армянского народа политически мотивирована и имеет целью предоставить дополнительные доказательства автохтонности армянского этноса на Армянском нагорье[20].

Список царей Хайасы

Имя на русском Годы правления Имя на армянском
Марияс 1450—1400 до н. э. Մարիաս
Каранни 1400—1375 до н. э. Կարաննի
Хукканас 1375—1345 до н. э. Ղուկանաս
Ананиа 1345—1316 до н. э. Անանիա


См. также

Примечания

  1. Իշխանյան Ռ.Ա. «Պատկերազարդ պատմություն Հայոց», Երևան 1989 (на армянском), в переводе Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении, Ереван, 1989
  2. Barnett R.D. Urartu // Edwards I.E.S., Gadd C.J., Hammond N.G.L., Boardman J. Cambridge Ancient history. — London: Cambridge University Press, 1982. — Vol. 3, part 1. — P. 314—371. ISBN 0-521-22496-9.
  3. Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хурриты, лувийцы, протоармяне / Еремян С. Т. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 210—211. — 266 с.
  4. The Oxford Encyclopedia of Economic History. / Joel Mokyr. — NY: Oxford University Press, 2003. — Vol. 5. — P. 155. — 2824 p. — ISBN 9780195105070.
  5. Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении. Ереван, 1989 (арм.)
  6. E. Forrer «Hajassa-Azzi», Caucasica Leipzig 1931 N 9
  7. E. Kretscmer «Die nationale Nome der armenier hajkh». Anzeiger der Akad der Wiss in Wien, phil-hist Klasse, 1932 N 1-7, ЖН 1933, N 7-8
  8. Линецкий А.В., Двуреченских В.А., Гаспарян М.Ю., Родина Е.Ю., Делба В.В., Акимов П.А., Давыдов А.В., Жосану П.А., Еропкина Е.Г., Непочатой Д.А. Оценка историко-культурного наследия Армении. — Москва: Тровант, 2010. — С. 218. — 744 с.
  9. Ադոնց Ն. «Հայաստանի պատմությունը», Երևան 1972 թ. (на армянском), в переводе Адонц Н. «История Армении», Ереван 1972, Ավետիսյան Հ.Մ. «Հայկական լեռնաշխարհի և Հյուսիսային Միջագետքի պետական կազմավորումների քաղաքական պատմությունը մ.թ.ա. XVII—IX դդ», Երևան 2002 (на армянском), в переводе Аветисян Г. М. «Политическая история государственных образовании Армянского нагорья и северной Месопотамии в XVII—IX веках до н. э.», Ереван 2002, Թովմասյան Պ.Մ. «Հայկական լեռնաշխարհը և Միջագետքը», Երևան 2006 (на армянском), в переводе Товмасян М. П. «Армянское нагорье и Месопотамия», Ереван 2006, Քոսյան Ա.Վ. «Հայկական լեռնաշխարհի տեղանունները (ըստ խեթական սեպագիր աղբյուրների)», Երևան 2004 (на армянском), в переводе Косян А. В. «Топонимика Армянского нагорья (по хеттским источникам)», Ереван 2004, «Հայոց պատմություն», ՀՍՍՀ ԳԱ Երևան 1968 (на армянском), в переводе «История Армении» изд. АН АССР Ереван 1968 и тд.
  10. Джаукян Г. Б. «О соотношении хайасского и армянского языков», ИФЖ 1988, N 1
  11. Джаукян Г. Б. «О соотношении хайасского и армянского языков», ИФЖ 1988, N 2, стр. 87-88
  12. Իշխանյան Ռ.Ա. «Պատկերազարդ պատմություն Հայոց», Երևան 1989 (на армянском), в переводе Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Армении, Ереван, 1989, стр. 42, где указано, что такого мнения придерживался и И. Мещанинов.
  13. Дьяконов И.М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н.э. и северные походы вавилонских царей // Вестник древней истории. — Москва: Наука, 1981. № 2. С. 34—63.
  14. A.E. Redgate. The Armenians. — Oxford: Blackwell, 1998. — С. 24. — 332 с. — ISBN 0-631-14372-6.
  15. Иванов Вяч. Вс. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну // Историко-филологический журнал. — Ереван, 1983. № 4.: «Новейшие открытия, в частности касающиеся топонима и этнонима haya и его отношения с Armi и Azi, подтверждают правильность выводов Г. А. Капанцяна и полную ошибочность всех построений И. М. Дьяконовa относительно происхождения антонима hay и других вопросов этногенеза армян».
  16. Иванов Вяч. Вс. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну // Историко-филологический журнал. — Ереван, 1983. № 4.
  17. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Миграции племен — носителей индоевропейских диалектов — с первоначальной территории расселения на Ближнем Востоке в исторические места их обитания в Евразии // Вестник древней истории. — Москва: Наука, 1981. № 2. С. 11—33.
  18. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тб.: Издательство Тбилисского университета, 1984. — С. 913. — 1328 с.
  19. Այվազյան Ա. «Հայաստանի պատմության լուսաբանումը ամերիկյան պատմագրության մեջ (քննական տեսություն)», Երևան, «Արտագերս», 1998 թ., 260 էջ (на армянском), в переводе Айвазян А.«Освещение истории Армении в американской историографии: критический обзор», Ереван, изд. «Артагерс» 1998, 260 стр.
  20. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. М.: Академкнига, 2003. — 592 с. 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.