У России есть только два союзника — её армия и флот

«У России есть только два союзника — её армия и флот» — крылатое выражение, предположительно, принадлежавшее российскому императору Александру III[1][2]. Авторство высказывания приписывается правителю Российской империи в воспоминаниях его зятя — великого князя Александра Михайловича, при этом другие свидетельства о том, что император в действительности произносил эти слова, отсутствуют. В настоящее время фраза, по-прежнему ассоциирующаяся с именем Александра III, приобрела популярность в российской политической среде; слова о двух союзниках России в различных вариациях неоднократно использовались российскими политиками.

Портрет Александра III кисти И. Н. Крамского, 1886 год

История

Об использовании афоризма Александром III (1845—1894) в своих воспоминаниях писал великий князь Александр Михайлович (1866—1933), приходившийся императору зятем: «Во всём свете у нас только два верных союзника, — любил он говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»[3].

По словам великого князя, правитель выразил это мнение в очень откровенной форме на обеде в честь прибытия в Россию князя Николая Черногорского (в 1910—1921 годы — король Черногории) в присутствии всего дипломатического корпуса Александр III провозгласил тост: «Я пью за здоровье моего друга, князя Николая Черногорского, единого искреннего и верного союзника России вне её территории». После этих слов министр иностранных дел Н. К. Гирс, по словам Александра Михайловича, «открыл рот от изумления», а дипломаты побледнели[3]. В воспоминаниях зять императора также пишет о том, что на следующий день после упомянутых событий британская газета Times написала «об удивительной речи, произнесённой русским Императором, идущей вразрез со всеми традициями в сношениях между дружественными державами»[4].

Кандидат исторических наук К. В. Душенко, анализируя историю происхождения высказывания о двух союзниках России, называет зятя императора весьма ненадёжным свидетелем. По мнению историка, если бы Александр III действительно часто повторял министрам слова о «двух верных союзниках», о них, скорее всего, упомянул бы не только великий князь Александр Михайлович. «Однако его свидетельство так и осталось единственным», — резюмирует Душенко[1].

Истоки происхождения высказывания

Исследователь А. Л. Мясников отмечает существование в историографии мнения о том, что формулу «У России только два союзника — её армия и флот. Все остальные предадут её при первой же возможности» будущий император Александр III, на тот момент являвшийся наследником престола, выработал вследствие событий Берлинского конгресса 1878 года[5]. Россия была вынуждена согласиться на проведение организованного Австро-Венгрией и Великобританией конгресса по пересмотру условий Сан-Стефанского мира 1878 года, оказавшись под угрозой войны с этими государствами и не получив поддержку Германии[6]. Берлинский трактат, принятый по итогам конгресса, изменил условия Сан-Стефанского мирного договора, по мнению историка В. А Георгиева, в ущерб Российской империи и славянским народам Балканского полуострова[7]. «События Берлинского конгресса, где Россия оказалась в полной изоляции, а шесть великих держав и Турция набрасывались на неё как хищники на жертву, Александр Александрович воспринимал близко к сердцу», — подчёркивает Мясников[5].

По мнению К. В. Душенко, ставящего под сомнение принадлежность авторства высказывания о двух союзниках России Александру III, источник данного изречения следует искать в Германии[8]. Так, историк указывает на то, что в 1914 году в русской печати цитировались слова германского императора Вильгельма II (1859—1941): «Основная опора государства есть армия и флот»[8]. Кайзер же, по мнению Душенко, следовал курсу прусского короля Фридриха II (1712—1786), согласно преданию, заявившему после победы в битве при Гогенфридберге: «Наши лучшие союзники — наши собственные войска»[8].

Влияние и актуальность

Памятник Александру III в Ялте

Слова «У России есть только два союзника — её армия и флот» высечены на постаменте памятника Александру III в Ялте, торжественно открытом 18 ноября 2017 года при участии президента России В. В. Путина[1].

С 2000-х годов, как отмечает К. В. Душенко, высказывание о двух союзниках России стало необычайно популярным среди политического бомонда России, причём, по словам исследователя, «иногда к двум союзникам добавляют третьего». В разные годы эти слова в различных вариациях использовали в своих выступлениях В. В. Путин («…Александр III когда-то сказал: нашей огромности боятся все. И поэтому у нас только два союзника — армия и флот»), В. В. Жириновский («У нас был царь Александр III, он говорил про то, что у России только два союзника — ее армия и флот»), Г. А. Зюганов («Армия — это вторая церковь, второй храм для нашей Державы, и сегодня у России есть три союзника — армия, флот и Белоруссия»), Д. О. Рогозин («У России три союзника — армия, ВМФ и ОПК») и другие российские политики[9][10].

Журналист М. В. Зыгарь, рассуждая в конце 2008 года о вооружённом конфликте в Южной Осетии и мировом финансовом кризисе, указывал, что фраза о двух союзниках России «стала удивительно модной», причём наряду с уверенностью в том, что финансовый кризис не скажется на России, погубив лишь Запад[11]. «Казалось бы, в XXI веке уже как-то несерьёзно говорить про „единственных союзников — армию и флот“, потому что так можно говорить только про закрытое, отгородившееся от всего мира государство. При всем уважении к императору его высказывание давно устарело и сейчас может быть применимо разве что только к Северной Корее, где нет ни интернета, ни финансового кризиса», — писал он[11].

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.