Улып

Улып (чуваш. Улӑп) — исполин, богатырь, фольклорный персонаж. Восходит к общетюркскому герою Алп (Алып). По чувашским народным преданиям и сказкам, у Улыпа есть мать, прекрасно владеет луком. Из земли, которую Улып вытряхивал из своих лаптей, образовались курганы (чуваш. Улӑп тӑпри).

Улып
чуваш. Улӑп

Чуваши в своих мифах и преданиях наделили Улыпа неимоверным ростом и необычайной силой
Пол мужской

Улып сопоставим с древним чувашским эпическим героем — Хӑнар (Хӑмар), встречающимся в образе первопредка в легендах и преданиях гуннов, венгров и волжских болгар. В фольклоре предков чувашей встречалось и название эпического героя Тэнке (Тӗнке), зафиксированное в письменных памятниках о волжских болгарах (12 в.)[1].

Впоследствии чуваши в своих преданиях и мифах улу-батыра (Улыпа) наделили неимоверным ростом и необычайной силой, который выполнял в их мировоззрениях роль покровителя и защитника народа.

Происхождение названия

Слово «улу-батыр» на чувашском языке произносилось как слово «улу-паттӑр» или сокращённо «улпӑт», которое первоначально имело двойственное значение и употреблялось как «вождь» и как «великан», но затем, с разложением общества на богатых и бедных, появлением племенной знати и передачей титула вождя племени по наследству, слово «улу-паттӑр», утратив смысловое значение силы и роста, распалось на три отдельных слова: «улӑп», «улпӑт» и «паттӑр». Поэтому для обозначения слова «великан» стали пользоваться словами: «улӑп», «улып», или «алп».

История фиксаций народных сказаний об Улыпе

Чувашские сказания об Улыпе впервые были записаны К. Мильковичем в 1784 году[2]. В XIX веке их записывали М. Ф. Фёдоров, Г. Т. Тимофеев и другие. В XX веке особенно большой вклад в этом деле внёс Хв. Сюин, который к 1990 годам, на основе подобных, собранных им самим и другими людьми, сказаний, создал самостоятельное оригинальное произведение — эпос «Улып»[3].

К настоящему времени все эти записи хранятся в библиотеках и специализированных архивах. Только в архиве Чувашского гуманитарного института их насчитывается несколько сотен[2].

Следует особо отметить, что сказания о человекоподобных великанах были и у исторических предков чувашей — волжских болгар[1].

См. также

Литература

  • Улып: Чувашский народный эпос. Собрал и изложил Ф. Сюин. перевод А. Дмитриева. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. — 462 с. — ISBN 5-7670-1711-5, 9785767017119.

Примечания

  1. Родионов В. Г. Чӑваш литератури. XVIII—XIX ӗмӗрсем. Шупашкар, 2006. — С.16-26, С.418.
  2. Одюков И. Мифсемпе халапсем // Чӑваш халӑх сӑмахлӑхӗ. VI том. Мифсемпе халапсем. Шупашкар, 1987. — С.14-20.
  3. Улӑп : чӑваш эпосӗ / Ҫуйӑн Хӗветӗрӗ пухса сӑвӑланӑ, В. Г. Бритвин илемлетнӗ. — Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 1996. — 573 с. — (Улып).

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.