Тауекель-хан

Тауекель-хан (каз. Тәуекел бахадүр хан, до вступления на ханский престол Тауекель -султан) — казахский хан, глава, представитель белой кости Казахского ханства в 1582 год1598 годах, сын Шигай-хана и Яхшим-бигим Ханым[1].

Тауекель Мухаммед бахадур хан
каз. Тәуекел Мұхаммед баһадүр хан
1582 1598
Предшественник Шигай хан
Преемник Есим хан

Рождение 1562(1562)
Сыгнак, Казахское Ханство
Смерть 1598(1598)
Ташкент, Казахское ханство
Род Чингизиды Торе
Отец Шигай хан
Мать Яхшим бегим
Супруга

Акторгын Ханым

Настума Ханым
Дети ханзаде Хусейн, ханзаде Мурат, ханзаде Сайжал.
Отношение к религии ислам суннитского толка

Упоминание

В разных источниках упоминается также как Таввакул, Тевкел(ь), Тауекель Мухаммед бахадур и т.д. с приставкой звания султана или хана.

Биография

Тауекель-хан сын Шигай хана и Яхшим-бигим Ханым. Тауекель в совершенстве владел персидским языком, на котором писал стихи в стиле Маснави. Тауекель-хан, как и все казахские ханы XVI - XVIII веков, вел борьбу с ойратами под лозунгом священной борьбы с неверными. Мусульманское самосознание подчеркивается Тауекель-ханом в его письме к ташкентскому правителю Барак хану Шибаниду: "Мы оба потомки Чингис хана, связаны узами родства. Кроме того, оба мы мусульмане, единоверцы. Окажи мне поддержку, и мы вместе отомстим кафирам". Во многих южноказахстанских и среднеазиатских городах, которые подчинились его власти, хан тесно общался с духовенством, строил мечети и медресе. Тауекель-хан был членом суфийского ордена "Накшбандийя". Как и многие казахские ханы Касым хан,Есим хан,Тауке-хан он был мюридом (учеником) у известных шейхов. О религиозности казахского государя сохранились сведения в "Зийа ал-кулуб" Мухаммад Аваза. Оно представляет собой жизнеописание шейха ордена "Накшбандийя" - Ходжи Исхака (Хазрат-и ишана). Имя Тауекеля часто упоминается в письменых источниках, описывающих время правления его отца — Шигай-хана. Так, в июле 1581 года Шигай-хан со своими сыновьями Тауекел-султаном (Таваккул-султаном) и другими прибыл в лагерь Абдулла-хан II и встретился с ним. Абдулла-хан II оказал Шигаю исключительный почёт, отдал в качестве икта земли Ходжента и устроил пир. Переход Шигая и его сторонников на сторону Шейбанида Абдулла-хана II стал заметным политическим событием Казахского ханства второй половины XVI века, так как казахские ханы были давними и непримиримыми врагами Шейбанидов в борьбе за власть в Дешт-и-Кипчаке[2].

Хафиз Таныш в «Шараф-наме-йи шахи» пишет, что когда хан Абдулла-хан II прибыл в Джизак, то с казахскими воинами к его победоносному войску здесь присоединился Шигай-хан, пользовавшийся его особенным расположением. Абдулла-хан II назначил в авангард войска одного из казахских султанов Шигай-хана и его сына Тауекель-султана (Таваккул-султана), «который по храбрости, смелости и мужеству является единственным во [всём] мире (буквально — в горизонтах) и славится в Дешт-и Кипчаке»[3].

В начале 1582 года Абдулла-хан II предпринял очередной Улуг-Тагский поход против Баба-султана и его сторонников, увенчавшийся успехом. В этом походе приняли участие и Шигай-хан с сыном Тауекелем, для Шигай-хана этот поход оказался последним.[3] После его смерти ханская власть перешла к Тауекелю. От преследования Шигая и Тауекеля Баба-султан бежал к ногаям, где он подготовил заговор, чтобы убить ногайских мурз и захватить их земли, который был раскрыт, и он направился в сторону Туркестана с целью возобновить борьбу за обладание Ташкентом. Об этом случайно узнал Тауекель — его воины поймали двух калмаков, тайно посланных Баба-султаном в Туркестан, они и рассказали о возвращении Баба-султана. Тауекель быстро собрал войска и в происшедшем сражении убил Бабу и доставил его голову Абдулла-хану II, взяв в плен Латиф-султана (сын Баба-султана) и некоторых эмиров. В награду за это он помимо богатых подарков получил в удел Африкентский вилайет[3].

Во время правления Тауекель-хана и его союзных отношений с чагатаидами Могулистана у него было большое влияние на ход политических дел в Могулистане. Так, Шах Махмуд чорас упоминает о его участии в делах Могулии, в частности в Чалыше и Турфане, где «позиция Таваккул-хана была определяющей в решении вопроса, кому быть на троне этого владения»[4].

Несмотря на то, что вассальная зависимость от Абдулла-хана II сохранялась, уже в начале 1583 года Тауекель во время возвращения из похода на Андижан и Фергану заподозрил его в недоброжелательности и покинул его. Источники не объясняют причин этого ухода, однако имеется ряд версий. Так как Абдулла-хан II стал ханом не на «законном» основании, а благодаря дипломатии и войнам, он не только устранил соперников, но и истребил их. Значительную часть претендентов он уничтожил руками Тауекеля. Поэтому положение Тауекеля было также небезопасным, ведь он был джучид и также мог претендовать на власть в Средней Азии. Кроме того, возможно, что Тауекель не получил того, что ему было обещано. Известно, что Абдулла-хан II обещал казахам четыре города в Туркестане, но не выполнил обещания после устранения соперников[5].

Тауекель начал войну за присырдарьинские города, в 1586 году он предпринял попытку овладеть Ташкентом. Узнав, что войска Абдулла-хана II сосредоточены на юге, Тауекель напал на северные районы Мавераннахра, его нападение подставило под угрозу такие центры, как город Туркестан, Ташкент и даже Самарканд. Он смог разгромить ополчение Ташкента, однако когда против него выступил из Самарканда брат Абдулла-хана II — Убайдаллах, Тауекель не стал принимать сражения и отступил. Первая попытка Тауекеля овладеть Ташкентом окончилась неудачно[5].

Взаимоотношение Казахского ханства с другими государствами

Тауекель-хан поддерживал дипломатические отношения с империей Великих Моголов в Индии, Ногайской Ордой, Сибирским ханством, Государством Сефевидов, Московским государством. Из русских архивных документов известно, что в 1594 году Кул-Мухаммед, посол Тауекель-хана в Московском государстве, получил известие о прибытии в Москву послов Сефевида шаха Аббаса I. Казахский посол предпринял активные попытки установить контакт с сефевидскими послами. Свою цель Кул-Мухаммед объяснял довольно ясно: «нам с кизылбаским сослатца и стоять бы с кизылбаским на бухарсково». Ему удалось встретиться с послами шаха Аббаса I. Встреча была выгодна и для Сефевидских послов. Заключив в 1590 году очень тяжелый для государства мирный договор с Османской империей, Аббас-шах I искал себе союзников в предстоящей войне. В результате этого в Казахское ханство вместе с Кул-Мухаммедом и русскими послами отправился «шахов человек Дервиш-Магмет». Также и Кул-Мухаммед послал своего доверенного человека к сефевидскому шаху. Результаты этих переговоров не попали на страницы исторических документов, и мы не знаем, чем они завершились. Известно, что Дервиш-Мухаммед встретился с Тауекель-ханом. Сефевидский посол планировал вернуться на родину через территорию Казахского ханства, однако не получил на это разрешения казахского хана. В конце концов, он вынужден был возвращаться в Москву.В связи с этим, нужно отметить немаловажный, на наш взгляд, факт.  Военные походы правителей Казахского ханства и правителей Сефевидского государства против Шейбанидов совпадали по времени. В тот самый момент, когда Тауекель-хан предпринял поход и попытался установить свою власть в Мавераннахре, аналогичную кампанию против Шибанидов развернул в Хорасане Аббас-шах І. В 1598-1599 годы, когда казахские правители включили в состав Казахского ханства города Туркестана, а также Ташкент и Фергану, Сефевиды установили свою власть почти над всеми городами Хорасана – Нишапуром, Мешхедом, Гератом и Мервом. Возможно, их действия были между собой согласованы. Тауекель-хан поддерживал отношения с русским царем Фёдором I в конце XVI века. В 1594 году Тауекель отправил посольство с Кул-Мухаммедом к царю Фёдору с целью вызволить из русского плена племянника Тауекеля — Ураз-Мухаммеда, который был захвачен в 1580 году во время войны с Кучумом. Казахские послы передали русскому царю ряд интересных сведений о состоянии Казахского ханства под управлением Тауекель-хана:

А с бухарским царем теперь в миру на время, а и с ногаи со шти браты в миру, и с Тинехматовыми детьми да с урусовыми – ни так ни сяк.[6]

В деле с этим посольством Тауекель-хан также назван «царем казацким и калмыцким», из чего можно сделать вывод, что ему подчинились некоторые джунгарские роды. В 1595 году Кул-Мухаммед в Москве при встрече с Ураз-Мухаммедом говорил ему:

… дядя твой Тевкель царевич царь учинился на Казацкой орде, а брата своего Шах-Магметя царевича посадил на калмаках, а кочуют все поблиску и все в соединеньи.

Таким образом, в то время казахскому хану Тауекелю удалось поставить своего брата над небольшой частью калмаков, кочевавших тогда в непосредственной близости от казахов и обитавших в районах Центрального и Северного Казахстана[6].

В марте 1595 года послу была вручена ответная царская грамота, в которой царь сообщил, что принимает Казахское ханство «под свою царьскую руку» и обещал прислать «царю и царевичам огненного бою», также высказывалось желание, чтобы Тауекель, «будучи под нашею царьскою рукою и по нашему царьскому повелению, будет воевать бухарского царя и изменника нашего Кучума-царя сибирского изымав, к нашему царьского величества порогу пришлете», то есть, что Тауекель-хан сам должен был смирить Абдулла-хана II и Кучума. Племянника Тауекеля царь согласился отпустить только, если он «взамен пришлет в аманаты своего собственного сына Усейна-царевича». В ответ на посольство Кул-Мухаммеда из Москвы к Тауекелю был направлен переводчик Вельямин Степанов[6].

Поход на Бухару

В 1598 году Тауекель предпринял новый набег на государство Шейбанидов, достаточно подробно описанный в труде Искандара мунши «Тарих-и аламара-йи Аббаси». Поводом для выступления стала ссора Абдулла-хана II со своим сыном Абдалмумин-ханом. Абдулла-хан II не счёл Тауекел-хана достойным противником и выслал против него войска султанов, эмиров пограничных областей и часть своих войск. Сражение, в котором войску Абдулла-хана II было нанесено жестокое поражение, произошло в местности между Ташкентом и Самаркандом. Абдулла-хан II мобилизовал новое войско и сам выступил в его главе; подготовившись к выступлению он послал в Герат за эмиром Кулбаба кукельдашем. Узнав о том, что войско Абдулла-хана II приближается, Тауекель-хан решил уйти в степь и выждать там некоторое время.

Однако после того, как явился Кулбаба кукельдаш и Абдулла-хан II выступил в направлении Самарканда, чтобы покончить с войском Тауекеля, здоровье Абдулла-хана II пошатнулось и вскоре он умер. Власть перешла к его сыну Абд ал-Мумину, но он вскоре был убит мятежниками, с ним прекратилась, как считают многие исследователи, династия Шейбанидов. Узнав о гибели Абд ал-Мумина, Тауекель-хан в августе 1598 года развернул активные действия, крупные военные силы он сосредоточил в горах Алатау. Согласно данным, приводимым Искандаром мунши, численность войска братьев Тауекеля и Есим-султана (Ишим-султана) составила сто тысяч людей. Согласно труда Мухаммада Аваза «Зийа ал-Кулуб» численность их войск также составляла сто тысяч, при этом добавлялось, что при Тауекеле находилось 120 его сыновей-султанов.

Тауекель-хан, овладев вилайетами Туркестана и Мавераннахра,прежде всего Ахси, Андижаном, Ташкентом и Самаркандом вплоть до Мийанкала, оставил своего брата Есим-султана с двадцатью тысячами воинов в Самарканде, а сам с войском в 70-80 тысяч человек направился к Бухаре. В Бухаре в то время было не более 10-15 тысяч воинов, и её правитель Пирмухаммед-хан и эмиры города предпочли не выходить из города и не встречаться в открытом бою, а укрепили башни и стены и приготовились к осаде. Битва длилась одиннадцать дней, на двенадцатый бухарское войско вышло из города и нанесло казахам поражение. Есим-султан, разгневанный этим обстоятельством, послал к Тауекелю гонца. В послании сообщалось, что великий позор, что великое войско терпит поражение от бухарского, и если хан вернётся с бегством в Самарканд, то может встретить противодействие. Поэтому лучшим выходом он предложил вернуться к Бухаре, а сам Есим-султан присоединился к нему с войском, находящимся при нём.

После отступление Тауекель-хана Пирмухаммед-хан II выступил из Бухары с целью преследовать его и отбить завоёванные Тауекелем земли. Битва произошла в Узун-Сакале (Мийанкал). В это время к Пир-Мухаммаду присоединился Баки-султан. На протяжении около месяца длились различные бои, и в большей части сражений люди Тауекеля терпели поражение. Тауекель-хан истощил силы в боях и предпринял большую ночную атаку на войско Пирмухаммед-хан II. Во время атаки были убиты Саид-Мухаммад-султан (родственник Пир-Мухаммад-хана) и Мухаммад Баки аталык-диванбеги. Однако Тауекель также был ранен, он отступил в Ташкент и вскоре скончался. Тауекель-хан остался в памяти народа не только как батыр, полководец и государственный деятель, но и как образованный аристократ, поэт и мусульманин - богоискатель.

Примечания

Литература

  • Теввеке́ль // Татары — Топрик. М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 95. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 42).
  • Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. — Алма-Ата: Наука, 1985. — 104 с.
  • Лапин Н.С. Историография первого Казахского посольства в Русское государство в 1594—1595 гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Выпуск 1 (75) . Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840002572-8-1 (дата обращения: 05.03.2019). DOI: 10.18254/S0002572-8-1  

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.