Тарпея
Тарпе́я, Тарпейя (лат. Tarpeia) — римлянка, отрицательный персонаж римской мифологии. Является символом предательства родины и жадности. Возможно, была весталкой[2].
Тарпея | |
---|---|
Дата рождения | VIII век до н. э. |
Дата смерти | VIII век до н. э. |
Страна | |
Отец | Спурий Тарпей[1] |
Медиафайлы на Викискладе |
Легенда
По преданию, была дочерью Спурия Тарпея, которому Ромул поручил оборону цитадели на Капитолийском холме во время войны с царём сабинян Титом Татием. Войско Татия не могло силой взять крепость. Тарпея предложила ночью открыть ворота, запросив «в уплату за предательство то, что они носят на левой руке»[3]. По версии Проперция, молодая девушка-весталка влюбилась во вражеского царя[4]. Ворвавшись в город, Татий приказал не скупиться и первым снял золотой браслет с руки и вместе со щитом с силой бросил в девушку. Под валом массивных щитов предательница и погибла[3][5].
Тарпея была дочерью начальника, и она сдала укрепления сабинянам, прельстившись золотыми запястьями, которые увидела на врагах, и попросив у них в уплату за предательство то, что они носят на левой руке. Татий согласился, и, отворив ночью одни из ворот, она впустила сабинян. Видимо, не одиноки были и Антигон, говоривший, что любит тех, кто собирается предать, но ненавидит тех, кто уже предал, и Цезарь, сказавший по поводу фракийца Риметалка, что любит измену, но ненавидит изменника (…) Именно такое чувство испытывал и Татий к Тарпее. Помня об уговоре, он приказал сабинянам не поскупиться для неё ничем из того, что у них на левой руке, и первый, сняв вместе с браслетом и щит, бросил их в девушку. Все последовали его примеру, и Тарпея, засыпанная золотыми украшениями и заваленная щитами, погибла под их тяжестью.
После того, как Татий захватил Капитолийский холм, похищенные ранее сабинские женщины, уже жены римлян, уговорили Тита и Ромула примириться. Условием перемирия стал договор о совместном правлении Римом. Римляне и сабиняне объединились в единый народ. Луций Анней Флор так описывает этипоследующие события: «после того как враги были впущены в город, на самом форуме произошла столь жестокая битва, что Ромул обратился к Юпитеру с мольбой остановить бегство его воинов. Отсюда храм Юпитера Статора. В конце концов в ряды яростно сражающихся, распустив волосы, вторглись сами похищенные. Это привело к миру и союзу с Татием»[7].
Тарпейская скала
Согласно одной из версий была похоронена на месте смерти, на Тарпейской скале, получившей название по её имени[8]. Есть версия, что название происходит от имени Луция Тарпея, которого сбросили оттуда за выступление против царя Ромула[9].
Плутарх пишет подробней: «По имени Тарпеи, которую погребли там же, где она была убита, холм назывался Тарпейским вплоть до времен царя Тарквиния, который посвятил его Юпитеру. Останки девушки перенесли в другое место, а имя её забыли. Только одна скала на Капитолии — та, с которой свергали преступников, до сих пор зовется Тарпейской». То есть название «Капитолийский холм» появилось только при 6-м царе, Сервии Туллии[10].
В. Ярхо в примечании пишет, что «Тарпея» — первоначальное название Капитолийского холма, потом сузившееся до отдельного его утеса (в примечании к I Ватиканскому мифографу, который считает, что «Тарпея» — это вообще город, т. н. Рим)[11].
Источники
Подробно пишет об этом Плутарх (Ромул, 17-18). По его данным, отец Тарпеи позже тоже был осужден за измену, «изобличенный Ромулом, как пишет Юба, ссылаясь на Гальбу Сульпиция»[6]. Параллельно Плутарх приводит другие фрагменты истории, некоторые из которых сам же сразу и опровергает. Например, он уточняет, что Капитолий оборонял караул под началом мужчины по имени Тарпей, «а не девушки Тарпеи, как говорят некоторые писатели, старающиеся представить Ромула простаком»[6]. А вот другая накопившаяся у Плутарха информация, не входящая в классическую картину: «Среди других рассказов о Тарпее ни малейшего доверия не вызывает сообщение, будто она была дочь сабинского главнокомандующего Татия, против воли стала супругою Ромула и, сделав то, о чём говорится выше, была наказана собственным отцом. Этот рассказ приводит и Антигон. А поэт Симил вовсе мелет вздор, утверждая, будто Тарпея сдала Капитолий не сабинянам, а кельтам, влюбившись в их царя»[6]. Плутарх приводит поэтические строки Симила, посвященные предательству и гибели Тарпеи (см. ниже).
История известна в пересказе Тита Ливия (I. 11. 6—9), который опирается на Фабия, Дионисия и Пизона, каждый из которых рассказывает об этом происшествии. Деталь, добавленная Ливием — предположение, что Тарпея просила золотые браслеты не из жадности, а пыталась обманом заставить сабинян отложить свое оружие, как только она их впустит. Ливий называет её «девой» (но не «весталкой»), однако традиционно римские историки исходили из того, что все-таки она была весталкой. Ливий пишет, что сабинский царь подкупил её золотом, когда «она как раз вышла за стену за водою для священнодействий»[12].
Вариант Тита Ливия звучит так[12]:
Сабиняне, которых она впустила, умертвили её, завалив щитами, — то ли чтобы думали, будто крепость взята силой, то ли ради примера на будущее, чтобы никто и никогда не был верен предателю. Прибавляют ещё и баснословный рассказ: сабиняне, дескать, носили на левой руке золотые, хорошего веса запястья и хорошего вида перстни с камнями, и девица выговорила для себя то, что у них на левой руке, а они и завалили её вместо золота щитами. Некоторые утверждают, будто, прося у сабинян то, что у них на левой руке, она действительно хотела оставить их без щитов, но была заподозрена в коварстве и умерщвлена тем, что причиталось ей как награда.
Комментатор уточняет, что упомянутая Ливием версия, представляющая Тарпею в благоприятном свете («некоторые утверждают»), принадлежит римскому историку II в. до н. э. Кальпурнию Пизону[12].
Рассказ Варрона аналогичен тексту Ливия, но он прямо пишет, что она была весталкой — он добавляет эту деталь, опираясь на указания Плутарха, что одну из первых четырёх весталок звали «Тарпеей». Её принадлежность к числу весталок усугубляет проступок. Проперций (IV.4) развивает эту тему, говоря, что она не хранила целомудрие, и поэтому была жадна. Его произведение поэтическое, и оно рассказывает о любви девушки к царю Татию. При виде его, она от влюбленности роняет сосуд с водой, что является важной аллегорией.
Дионисий Галикарнасский разворачивает подробную картину[13]: «По сообщениям Фабия и Цинция, её охватила страсть к кольцам и браслетам, которые они носили на левых руках и пальцах. Ведь сабиняне украшались тогда золотом, будучи не менее преданы роскоши, чем тиррены. (…) она попросила, чтобы царь сабинов пришел к ней для переговоров один, так как она собирается условиться с ним о насущном и важном деле. Получив такое известие и рассчитывая на предательство, Таций пришел в назначенное место, девушка, подойдя туда, заявила, что её отец отлучился ночью из укрепления по какому-то делу, а ключи от ворот хранятся у неё и она передаст им ночью крепость, потребовав в качестве платы за предательство то, что все сабиняне носят на левой руке. А когда Таций согласился, она взяла с него клятву верности и сама дала клятву в том, что не обманет, после чего, определив место, куда должны прийти сабиняне в наиболее укрепленной части и точный час ночи, когда стража наименее бдительна, возвращается втайне от тех, кто находился в крепости». Потом писатель отмечает: «Итак, до этого момента все римские писатели пишут одинаково, но о последующих событиях рассказывают по-разному. Ибо Пизон-цензорий, коего я упоминал раньше, утверждал, что ночью Тарпейей к Ромулу был послан вестник, чтобы сообщить ему о заключенных ею соглашениях с сабинянами, что она, дескать, хочет выманить у них щиты, воспользовавшись двусмысленностью её предложения. И она попросила Ромула отправить ночью отряд для усиления крепости, дабы легко захватить лишенных щитов неприятелей со своим предводителем. Но вестник, перебежав к сабинскому вождю, выдал замысел Тарпейи. Приверженцы же Фабия и Цинция говорят, что ничего подобного не было, но утверждают, что девушка соблюла предательский договор. А о том, что было потом, все снова сообщают согласно». Далее Дионисий размышляет о противоречиях в рассказах римских историков: «Ведь Тарпейю сочли достойной погребения там, где она погибла, на самом священном холме города, и римляне ежегодно совершают в её честь возлияния — я повторяю сказанное Пизоном, — и ничего из этого ей не полагалось бы, если б она умерла, предав родину врагам, ни со стороны преданных ею, ни со стороны убивших её, и со временем останки её были бы выкопаны и выброшены вон от ужаса и отвращения в назидание тем, кто посмел бы совершить нечто подобное».
Исторический анализ
А. В. Коптев, пытаясь реконструировать династические связи между ранними царскими родами разных племен, живших в этой местности, пишет, что «она была весталкой, что для этой эпохи является указанием на её принадлежность к царскому гентильному коллективу. Овидий называл Тарпею Сатурновой дочерью». Он уточняет: «Капитолий имел две вершины, и если на одной из них находилась Ценина, то на другой, Тарпейской скале, возможно, находилась ещё одна сабинская крепость. Овидий различал на Капитолии святилище Нумы и Юпитерову крепость (Fasti II, 69—70). „Предательство“ Тарпеи, в таком случае, как представляется, состояло в том, что вместо обещанного прежде брачного союза с альбанцами или палатинцами Тарпеи заключили союз с сабинами»[14]. Тут он кстати вспоминает данные, которые приводит Плутарх как ложные, что Тарпея была дочерью Тита Тация и стала женой Ромула[14]. По его реконструкции, с её смертью «прервалась сакральная связь сабинского и римского (или альбанского) царских линиджей»[14].
В искусстве
В поэзии
Два четверостишия Симила, который считал, что Тарпея предала город кельтам, известны по цитированию Плутархом[6]:
Древле Тарпея жила на крутых Капитолия скалах;
Гибель она принесла крепкого Рима стенам.
Брачное ложе она разделить со владыкою кельтов
Страстно желая, врагу город родной предала. (…)
Бойи убили её, и бесчисленных кельтов дружины
Там же, за Падом рекой, тело её погребли.
Бросили кучу щитов на неё их отважные руки,
Девы-преступницы труп пышным надгробьем закрыв.
Проперций посвящяет любви весталки Тарпеи к сабинскому царю Тацию элегию. (кн. IV, элегия 4).
Овидий упоминает её в «Фастах» (I, 261—262) (пер. Ф. А. Петровского)[15][16]:
Как сторожиха, прельстясь сабинов запястьями, в крепость
Им показала проход и провела их тайком.
А также в «Любовных элегиях» (I, X, 49-50) (пер. С. В. Шервинского)[17]:
Много ли жрице святой помогли запястья сабинян,
Если тяжелым щитом голову сплющили ей?
И более подробно в «Метаморфозах» (пер. С. В. Шервинского)[18][19]:
Но с ним старшины сабинов и Таций
Начали брань; и, в крепость открыв им доступ, Тарпейя
Должную казнь приняла, раздавлена грудой оружья.
Монеты
Мифологический сюжет, связанный с Тарпеей, поместили на несколько монетных типов, в том числе денарии Октавиана Августа[4] и других монетах[20][21][22].
Библиография
Источники
- Аврелий Виктор. О знаменитых людях. 2.
- Валерий Максим, Facta et dicta memorabilia 9, 6, 1
- Дион Кассий, fr. 4,12
- Дионисий Галикарнасский. Книга ii. 38—40 // Римские древности. — Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. — Т. 1.
- Луций Анней Флор, Эпитомы I. 1. 12
- Плутарх. Ромул 17—18 // Сравнительные жизнеописания в двух томах. — Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Наука, 1994. — Т. 1.
- Проперций, 4, 4
- Тит Ливий. Книга I. 11 (5—9) // История Рима от основания города. — М.: Наука, 1989.
Литература
- Тарпея // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Штаерман Е. М. Тарпея // Мифы народов мира / главный редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 968.
- Циркин Ю. Б. Ромул — первый царь Рима // Мифы Древнего Рима. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — С. 217—218. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1.
- Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. Tarpeia virgo // A Dictionary of Roman Coins. — London: George Bell and sons, 1889. — P. 773.
- WELCH, TARA S. Tarpeia: Workings of a Roman Myth. Ohio State University Press, 2015.
- Boyd, Barbara Weiden. “Tarpeia's Tomb: A Note on Propertius 4.4.” The American Journal of Philology, vol. 105, no. 1, 1984, pp. 85–86.
- Janan, Micaela. “‘Beyond Good and Evil’: Tarpeia and Philosophy in the Feminine.” The Classical World, vol. 92, no. 5, 1999, pp. 429–443.
- Lenka Vacinová. The Punishment of Tarpeia and Its Possible Iconographic Inspiration. October 2017AUC PHILOLOGICA 2017(2):43-55
Примечания
- Тарпея // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1901. — Т. XXXIIа. — С. 653.
- Энман А. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие. Нума Помпилий. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Плутарх. Ромул 17
- DRC, 1889, "Tarpeia virgo", p. 773.
- Мифы народов мира, 1990, "Тарпея", с. 968.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ромул. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Луций Анней Флор. Эпитомы. Книга I. 1. Времена семи царей от Ромула. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Плутарх. Ромул 18
- Плиний Старший. Естественная история. Кн. VII, гл. 44. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Вергилий. Энеида. Книга VIII. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Первый Ватиканский мифограф. Книга вторая. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга I. Гл. 11. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Кн. II, гл. 38. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Коптев А. В. Рим и Альба: к проблеме наследования царской власти в архаическом Риме. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Овидий. Фасты. Книга I. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Овидий. Фасты. Книга 1. 261—262 // Элегии и малые поэмы. — М.: Художественная литература, 1973.
- Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Книга I. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Овидий. Метаморфозы. Книга XIV. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Овидий. Книга XIV. 776 // Метаморфозы. — М.: Художественная литература, 1977.
- Римская империя. Август. (27 г. до н. э.—14 г. н. э.). Аурей 19 г. до н. э., золото. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- РИМСКИЕ МОНЕТЫ. Монета, изображающая Тарпею, которую сабиняне забрасывают щитами. Ок. I в. до н. э. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Римская империя. Рим. Август. (27 г. до н. э.—14 г. н. э.). Денарий 19—18 гг. до н. э., серебро. . ancientrome.ru. Дата обращения: 31 марта 2021.