Совестр, Стефан
Шарль Леон Стефан Совестр (фр. Charles Léon Stephen Sauvestre, 26 декабря 1847 — 18 июня 1919) — французский архитектор и художник. Архитектор и дизайнер Эйфелевой башни, создавший её окончательный облик.
Стефан Совестр | |
---|---|
фр. Charles Léon Stephen Sauvestre | |
| |
Основные сведения | |
Имя при рождении | Charles Léon Stephen Sauvestre |
Страна | Франция |
Дата рождения | 26 декабря 1847 |
Место рождения | Боннетабль, Франция |
Дата смерти | 19 июня 1919 (71 год) |
Место смерти | Париж Франция |
Работы и достижения | |
Учёба | École Spéciale d'Architecture |
Работал в городах | Париж |
Архитектурный стиль | модернизм |
Важнейшие постройки | Эйфелева башня, «Собор» шоколадной фабрики Менье |
Награды |
|
Подпись | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Шарль Леон Стефан Совестр родился в Боннетабле, Сарт, Франция, в 1847 году[1]. Его отец — Шарль Совестр, бывший учитель, а позднее известный журналист, писатель, антиклерикальный активист с социалистическими взглядами[2] и заметный деятель французского образования. Мать — домохозяйка, которая помимо работы по дому имела увлечение: она присоединилась к группе женщин, собравшихся вокруг Элизы Лемонье, французского педагога, занимавшейся развитием и продвижением женского профессионального образования.
В 1865 году Совестр поступает в школу École Spéciale d’Architecture первого набора, состоявшего всего из девяти учеников, и оканчивает её с отличием в 1868 году. В школе он изучает физику и химию, применительно к архитектуре, строительству и машиностроению, знакомится с современными строительными методами, в том числе с использованием металлических конструкций и железобетона. Он также получает сопутствующие архитектурной специальности знания, такие как строительный учёт и законодательство, политическая экономия, санитарные требования при строительстве, домашняя гигиена и городское здравоохранение.
Во время учёбы в школе он участвует в различных художественных салонах, выставляя на них свои художественные акварели и архитектурные рисунки, участвует в поэтических вечерах. Фактически, по окончанию Архитектурной школы, Стефан Совестр получает двойное образование архитектора и инженера. Потенциально его клиентами становились как аристократические и промышленно-буржуазные круги, так и государственные учреждения. По окончанию школы выпускникам было предложено поработать над перспективными муниципальными проектами. Для Стефана Совестра такой работой стала реконструкция Брестского театра[3].
13 апреля 1872 года Стефан женился на учительнице из семьи стеклодувов из Аргонн — Луизе Ортанс Дюу, которая была на восемь лет старше его[4]. Они проживали в 17-м округе Парижа. Брак оказался бездетным.
Стефан Совестр скончался в своем доме на улице Турен (8-й округ Парижа) 18 июня 1919 года[5].
Творчество
Архитектор нового района Парижа
Совестр был одним из ключевых людей в создании целого нового района Парижа. В 1860 году сельская местность Plaine-de-Monceaux, примыкающая к северо-западу французской столицы, была присоединена к городу. С 1878 года[3] Стефан Совестр занимается проектированием домов в этом новом 17-м округе Парижа. Большинство спроектированных им домов сохранились до наших дней, о чём свидетельствуют таблички с именем архитектора на фасадах зданий по улицам Avenue de Villiers, Rue Ampère и Rue Eugène Flachat. Сам Совестр проживал неподалеку от свой работы — в доме 16 Rue Eugène-Flachat.
На службе у Гюстава Эйфеля
В середине 70 годов Стефан Совестр поступает на службу к Гюставу Эйфелю[6] и вскоре становится руководителем архитектурного отдела в его инженерном бюро и принимает участие в нескольких крупных проектах. Во время Всемирной выставки 1878 года в Париже Совестр, как архитектор Эйфеля, проектирует павильон газовой компании Pavilion de Gaz[7]. Также по заказу организаторов Совестр создаёт коммерческой иллюстративный каталог наиболее значимых павильонов выставки. Первоначально изображения были выполнены акварелью, а затем на их основе выполнены литографии. Дальнейшее сближение рабочих отношений и творческих взглядов Эйфеля и Совестра произошло во время сотрудничества при проектировании и строительстве железнодорожной станции в Будапеште Будапешт-Ньюгати в 1874—1877 годах.
Проекты Всемирной выставки (1889)
При подготовке к парижской Всемирной выставке в 1889 году Стефану Совестру было поручено проектирование павильона колоний Central Colonial Palace (Дворца Колоний) и павильона Никарагуа[8]. Дворец Колоний имел длину 73 и высоту большого купола 50 метров. На первом этаже располагались три больших выставочных зала, вход в которые происходил через элегантные галереи, огибающие дворец. Верхний часть павильона охватывала выставочную площадь почти в две тысячи квадратных метров[9]. При отделке интерьера павильона Никарагуа было создано панно из сосны, посвящённое местной иконографии с фризами.
Создавая свои сооружения, Совестр стремился использовать редкие материалы, сохраняя при этом высокую прочность конструкции в сочетании с изящностью форм. В них сочетались элементы и стили «других миров» — русской избы, традиционных скандинавских и восточноевропейских построек. В конструкциях использовались горизонтально уложенные бревенчатые рамы скатной формы с черепичными крышами и обрезанными фронтонами[10].
Работа Совестра была оценена по заслугам, и он получил награду за выдающийся вклад и архитектурные достижения при оформлении Всемирной выставки 1889 года. Для Совестра это была не первая награда. Ранее его работы уже были отмечены медалью на выставке в Бордо.
- Павильон Колоний Всемирной выставки 1889 года
- Павильон Никарагуа. Всемирная выставка 1889 года
- Павильон Никарагуа. Внутренний интерьер
Эйфелева башня
В 1884 году было принято решение о проведении в 1889 году в Париже Всемирной выставки, посвящённой годовщине Французской революции. Возникла идея создания архитектурного символа могущества французской республики. Мэрия Парижа устроила конкурс на лучший его проект и строительство. Гюстав Эйфель, как руководитель инженерного бюро, решает принять участие в конкурсе. Сотрудники его компании Эми́ль Нугье́ и Мори́с Кёшле́н ранее разрабатывали проект 300 метровой башни на основе металлических конструкций, что являлось технологическим прорывом для своего времени. Это проект и был предложен организаторам конкурса. Он был недорогим, лёгким как для монтажа, так и для своего последующего демонтажа, что давало ему существенное преимущество по сравнению с предложениями конкурентов. Проект башни как нельзя более кстати подходил для поставленных организаторами целей и в итоге он был одобрен мэрией.
Однако у принятого проекта появились противники, которым пришлась не по вкусу металлическая громадина, портившая вид французской столицы. В 1887 году 300 писателей и художников, среди которых были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно, написали возмущённое письмо в адрес муниципалитета, описывая конструкцию как:
«…бесполезную и чудовищную, как смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба… На протяжении 20 лет[11] мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса»[12].
Проект был отдан на доработку архитектору бюро Эйфеля — Стефану Совестру. После внесённых изменений было уменьшено количество этажей с шести до трёх, обшиты камнем цокольные опоры башни, изменена ориентация фундамента и под первой платформой появилась ажурная арка, верхушке башни придали округлую форму[13]. На усовершенствованный проект башни Эйфель получил патент и авторские права. Таким образом, именно Стефану Совесту мир обязан современным видом Эйфелевой башни[13]. Ги де Мопассан, после первоначальной ненависти, впоследствии проникся симпатией к башне и даже любил обедать в расположившемся в ней ресторане. На вопрос о причине изменения своего мнения он шутливо отвечал:
«Это единственное место в Париже, где не видно башню»[14].
Архитектор производителей шоколада Менье
В конце 90-х годов Стефан Совестр получает заказ на проектирование виллы промышленника Альбера Менье. Он должен был воплотить безумные строительные планы шоколадного магната, который не был ограничен ни своими архитектурными и дизайнерскими фантазиями, ни денежными средствами[18].
Строительство виллы началось в 1899 году и продолжалось на протяжении пяти лет[19]. Архитектурный ансамбль расположился в заливе Гамаш муниципалитета Антикости в Квебеке. Он включал целый комплекс жилых и хозяйственных построек: дом с ландшафтным садом, конюшни (в том числе с ареной для верховой езды), кузнечная мастерская, конными банями, молочный комплекс, собственная электростанция. Дом, построенный в англо-нормандских традициях с внутренней отделкой в стиле Людовика XIII и фламандских мастеров XVII века, украшали множество скульптур и витражей, выполненные Джозефом Альбертом Понсином[20].
Виллу Альберта Менье ожидало грустное будущее. Его потомки — Анри Менье, а позже и его брат Гастон Менье — не проявляли интереса к островному жилому комплексу. Он был постепенно заброшен и в дальнейшем продан владельцу целлюлозно-бумажного комбината Consolidated Pulp & Paper. Вилла, признанная самым замечательным архитектурным произведением, когда-либо построенном на острове, была уничтожена искусственным пожаром 3 октября 1953 года на глазах опечаленных местных жителей. Уничтожение виллы было запечатлено нанятым фотографом[21]. Сохранившийся архив виллы, обнаруженный в 1991 году, свидетельствует о размерах этого впечатляющего сооружения[22].
- Жилой дом семьи производителя шоколада Альберта Менье. Архитектор Стефан Совестр, 1884
- Вилла Анри Менье, муниципалитет Иль-д'Антикости в Квебеке. Архитектор Стефан Совестр. Открытка 1905 года
- Внутренний вид виллы Менье. В кресле Анри Менье. Архитектор Стефан Совестр. 1905
- Вид холла виллы Менье. Муниципалитет Иль-д'Антикости в Квебеке. Архитектор Стефан Совестр. Открытка 1905 года
«Собор» в Нуазьель
Так называемый «Собор» Нуазьель (1906—1908) — один из самых успешных проектов Стефана Совестра[23]. Полностью железобетонное семиэтажное здание — фабрика по производству и изготовлению шоколада промышленных магнатов Менье площадью 2000 м2. Практически полностью изолированное от остального промышленного комплекса устьем реки Марны, оно соединялось крытым бетонным переходом с основным заводом шоколадной фабрики Менье. Французский инженер Арман Консидер, использовал здание для изучения структурных эффектов железобетона на основе запатентованной системы Виктора Лупа, благодаря чему наиболее ответственные части сооружения — колонны и балки здания, а также пешеходный мост — построены с использованием новейших на то время технологий[24].
В начале 1990-х годов было прекращено производство на заводе Noisiel, а в 1996 году Nestlé France открыла в главном здании комплекса свою штаб-квартиру, предоставив другие здания под музей шоколада.
- Собор шоколадной фабрики в Нуазьеле (Сена и Марна, Франция) вид с реки Марна)
- Собор шоколадной фабрики в Нуазьеле
- Собор шоколадной фабрики пешеходный переход
- Внутренний вид Собора шоколадной фабрики
Оценка творчества
С самого начала своей работы Стефан Совестр придерживался одного принципа — спроектированные им дома никогда не должны быть одинаковыми, более того, большинство его зданий даже отдалённо не похожи друг на друга, отличаясь разнообразием форм, размеров и цветов[25]. Спроектированные Совестром здания сочетали в себе различные стили. В них можно найти готические, ренессансные элементы, фрагменты эпохи Генриха IV и Людовика XIII, традиционной русской и скандинавской архитектуры. Здания строились из камня и кирпича, железобетонных и металлических конструкций, которые умело сочетались в разных пропорциях.
Индивидуалист и проницательный эксцентрик Стефан Совестр — пример успешного архитектора, попавшего в период бурного технологического развития последних десятилетий XIX века. Его творчество и карьера — пример профессионального выживания и процесса селекции в архитектурной практике конца XIX — начала XX веков.
«Стефан Совестр — пример архитектора, вклинившегося между „художниками“ и „инженерами“. Его творчество никогда не приветствовалось в пуристских архитектурных кругах, несмотря на его многообещающие проекты и реализации. Архитектурная пресса никогда не публиковала его работы»
— Shelley Hornstein-Rabinovitch Journal of Architectural and Planning Research Vol. 7, No. 3 (Autumn, 1990), pp. 209-221[26]
Примечания
- L’architecte de la Tour Eiffel
- where was stephen sauvestre born
- Biography of Stephen Sauvestre
- archive Acte de mariage V4E 4729 page 16 n° 289 disponible sur Archives numérisées de Paris témoin: Jules Pizzetta.
- archive «extrait d’acte de naissance, nomination Légion d’honneur, acte décès», base Léonore, ministère français de la Culture.
- Journal officiel souscriptions pour les inondés 26 août 1875 p.
- L’aventure de la tour Eiffel: réalisation et financement, Michel Lyonnet du Moutier P..
- Gaston Menier est nommé en 1888 premier commissaire de la République du Nicaragua à l’exposition de 1889 L’Universelle exposition de 1889 illustrée, 1888, p.
- Exposition Universelle de Paris 1889
- Architecture on the edge: Stephen Sauvestre, THE ECOLE CENTRALE D’ARCHITECTURE, AND MARGINALIST PRACTICE
- Первоначальный договор с Эйфелем предполагал демонтаж башни через 20 лет после постройки.
- Семь чудес света. Ажурный Металл (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 мая 2009. Архивировано 17 февраля 2012 года.
- 125-летие главного символа Парижа
- Мопассан и Эйфелева башня
- http://www.beobachter.ch/fileadmin/dateien/bilder-editionen/2009/26_09/wahrzeichen_plan.jpg
- Eiffel Tower Paris France design
- How was the Eiffel Tower invented?
- Journal of Architectural and Planning Research
- SITE OF CHÂTEAU MENIER
- Building Maison d’Albert Menier design by Stephen Sauvestre
- Chronique fantômatique Le Château Ménier
- Anticosti, une île et son " château "
- https://archives.seine-et-marne.fr/la-famille-menier
- Ministère de la Culture (France) Chocolaterie dite nouvelle chocolaterie ou la Cathédrale
- Stephen Sauvestre: The forgotten architect of the Eiffel Tower
- Shelley Hornstein-Rabinovitch Journal of Architectural and Planning Research Vol. 7, No. 3 (Autumn, 1990), pp. 209-221
Литература
- Hornstein-Rabinovitch, Shelley. «Architecture on the Edge: Stephen Sauvestre, the École Centrale d’Architecture, and Marginalist Practice.» Journal of Architectural and Planning Research 7, no. 3 (1990): 209-21.