Синий камень
Си́ний ка́мень (Синь-ка́мень) — священный камень близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Находится на территории национального парка «Плещеево озеро».
Достопримечательность | |
Синий камень | |
---|---|
56°47′03″ с. ш. 38°49′27″ в. д. | |
Страна | |
Местоположение | Переславский район |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761440952700006 (ЕГРОКН). Объект № 7600354000 (БД Викигида) |
Медиафайлы на Викискладе |
Материал
Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца[1].
Камень испещрён мелкими бугорками[1]. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн[2].
Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно).
Судьба Синего камня в христианское время
Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.
Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки[3].
В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.
В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)
Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов[4][5].
Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.
Синий камень в наши дни
В XIX веке нашумевшая история с Синим камнем порождает легенду. В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалёку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой некогда проводились игрища с куклой Ярилы. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками[6]
Синий камень очень популярен и у нынешних неоязычников (родноверов). Они приносят камню дары, устраивают рядом с ним обряды во время различных языческих праздников, в том числе и во время Купальского праздника[7].
Как и многие другие культурные памятники, Синий камень стал полигоном для приверженцев разного рода нетрадиционных мистических учений, которые исследуют его «ауру» и устанавливают «контакты с духами».
В настоящее время территория вокруг Синего камня огорожена и благоустроена. От автомобильной дороги к камню и дальше к берегу озера ведёт деревянный настил.
Культ синих камней
Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. Они до сих пор почитаются в традиционных культурах (например, на Алтае).
Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян и ранее обитавшего здесь финского племени меря.
На Переславщине было много таких камней: Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте.
Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах[8], был размещён на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора. По состоянию на 2020 год этот камень лежит уже не на Красной площади, а в Музее ботика Петра.
О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
- Синий камень в низине у деревни Скоморохово
- Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
- Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
- Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
- Синий камень у дороги близ села Романово
- Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь
Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета[9].
Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой[9].
См. также
Галерея
- Синий камень в 2019 году
- Синий камень в 2019 году
- Синий камень в 2020 году
Примечания
- Бердников, В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. — 1985. — № 1. — С. 134—139.
- Комаров К. И. Древние боги Ярославской земли
- Смирнов, М. И. Старые боги // Доклады Пезанпроб. — Переславль, 1919. — Том 4.
- Меморский, Н. М. Отголосок на статью: «О чудном свойстве Плещеева, или Переславского озера» // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 30 декабря. — С. 291—293.
- Несытов, И. Е. Чудное свойство Плещеева, или Переславского озера // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 11 ноября. — С. 248—249.
- Например, в книге «Самые знаменитые крепости России» (И. О. Сурмина, 2002) и многих других.
- Демидова, О. Аномальная зона // Юность. — 2004. — 9 июня.
- Пуришев, И. Б. Ещё раз о синих камнях // Коммунар. — 1985.
- Киселев А. В. Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв . Сообщения Ростовского музея — С. 230. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (2004). Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 3 июля 2014 года.
Литература
- Дубов И. В. Культовый «Синий камень» из Клещина // Язычество восточных славян. — Л., 1990. — С. 27—36.
- Ермаков С. Э. Предания синих камней — Вече, 2016 г. — ISBN 978-5-4444-4411-5.
Ссылки
- Культовые камни Ярославского Поволжья — статья археолога профессора И. В. Дубова.
- Камни дышат… (о подобных камнях)
- Синий камень: легенды и реальность — статья и уникальные фото в журнале Деловой Переславль.