Сестрорецкий курзал
Сестрорецкий курзал — здание, находившееся на территории Сестрорецкого курорта (ныне входит в черту города Сестрорецк, Курортный район Санкт-Петербурга). В нём располагались концертный зал, рассчитанный на 1500—1700 человек, огромный ресторан, библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и другие помещения. Сгорел в 1942 году при обстреле финской артиллерии.
Дворцово-парковый ансамбль | |
Сестрорецкий курзал | |
---|---|
| |
60°06′41″ с. ш. 29°56′51″ в. д. | |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург, Сестрорецк |
Архитектурный стиль | модерн |
Автор проекта | арх. Зигфрид (Григорий) Яковлевич Леви (1860-1913) |
Основатель | Авенариус, Пётр Александрович |
Первое упоминание | 1896 год |
Дата основания | 1900 год |
Состояние | утрачен в 1942 году |
Краткая история
связана с деятельностью созданного 8 февраля 1889 года общества АО «Приморской С.-Петербург-Сестрорецкой железной дороги», под председательством Авенариуса П. А. Курзал в составе Сестрорецкого курорта был необходим для увеличения пассажиропотока и прибыли общества, так как железнодорожная деятельность была убыточна. Решение о строительстве было принято на высочайшем уровне в 1898 году. Строительство комплекса Сестрорецкого курорта с лечебницами, пансионатом и курзалом завершено к 1900 году. Во время открытия Сестрорецкого курорта в июне 1900 году в концертном зале курзала было совершено молебствие и освящение зданий курзала, лечебницы и пансионата. Перед поднятием над курзалом флага вице-адмирал С. О. Макаров, прибывший из Кронштадта, произнес краткую речь.
Состав и параметры здания
Курзал был 3-х-этажным, деревянным сооружением, построенным по проекту арх. Зигфрида (Григорий) Яковлевича Леви (1860—1913) между парком и пляжем берега Финского залива. Концертный зал на 1500—1700 мест был высотой в три этажа (трёхсветный), купол над залом достигал отметки 14,5 метров, и был возведен по расчетам инженера Зильбершмидта с использованием новейшей строительной механики. Зал освещали три огромных электрических люстры. На уровне второго этажа размещались ложи для зрителей, а по верхнему периметру располагались окна. Боковые стены были сложены из вертикально поставленных сосновых брёвен. Акустика была изумительная.
Дополнительно в парк выходила открытая эстрада. К концертному залу примыкали полутораэтажные переходы боковых флигелей. В цокольном этаже размещались кладовые, ледники для хранения продуктов и вин, кухня ресторана (на кухонной плите — самой большой в России — могли готовить блюда 20 поваров и несколько десятков их помощников). Приготовляли пищу под контролем врача. Ресторан курзала имел три крытых зала и столики на террасе и мог накормить обедом 2000 человек.
В левом флигеле курзала находились библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и тихих игр. Перед курзалом, со стороны залива, была устроена терраса с парадной лестницей, выложенной серым гранитом, спускавшейся на пляж.
Крытая галерея
От вокзала к зданию курзала и далее, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной 200 саженей (420 м). Со стороны залива она была застеклена, а со стороны парка имела открытые проемы. В галерее стояли садовые скамейки для отдыха.
- Такси у вокзала
- Стеклянная галерея
- Площадка для игр на фоне галереи
- Конец галереи у морской санатории
- Галерея зимой
Ландшафтная архитектура
Вдоль всей береговой полосы Курорта тянулась эспланада с фигурными дорожками и молодыми посадками кустов и деревьев на газонах. Эспланада отделялась от песка пляжа линией железной дороги, шедшей от ст. Курорт к гавани Миллера. За вход в парк курорта взималась плата.
- Набережная курзала
- Мол (Гавань Миллера)
- Раздевалки в Финском заливе
- Лето у курзала
- Пётр I на берегу залива.
- Пляжное оборудование
- Вид с залива на курзал
- Катание на осликах
- Лодки на берегу залива
- Финский залив
Богема
Здесь, в Сестрорецком курорте отдыхали, лечились и принимали отдельные процедуры: А. Ф. Кони, много лет живший на даче рядом с курортом; А. Г. Достоевская, приводившая в порядок архив писателя; в 1904 году (февраль-апрель) в лечебном корпусе занимал комнату и лечился Максим Горький. Здесь бывали гости репинских «Пенат», дачники не только Сестрорецкой округи, но и гости многих мест России любовались солнечным закатом с Эспланады Курорта. Здесь можно было, принять самые современные процедуры. Особенно любили отдыхать в Курорте артисты столичных театров: артист балета и балетмейстер Михаил Фокин, который очень любил играть в лаун-теннис на площадке соседнего с курортом пансионата «Сан-Ремо».
Много фотографий были сделаны здесь К. А. Фишером, А. Н. Павловичем, П. С. Радецким. Рядом в особняке на углу Сосновой 2/Лесной 1 жила Вяльцева, Анастасия Дмитриевна; после революции дача по ул. Оранжерейной, 3 была предоставлена советским правительством Л. В. Собинову. Для распевки артистов чуть в стороне от курзала в парке на Лесной улице была тем же архитектором Леви построена беседка. В 1901 и 1903 годах летом в Курзале работал симфонический оркестр графа А. Д. Шереметева под управлением Владимирова. Со дня открытия Курорта летом в Курзале и в парке играли Симфонический оркестр и духовые оркестры полков столичного гарнизона. Администрация Курорта заключила договор с Вячеславом Ивановичем Суком, главным дирижёром Московской Императорской оперы (современный Большой театр — ГАБТ). Вячеслав Иванович обязался вести симфонические сезоны в Курзале Сестрорецкого Курорта, оговорив себе право собрать состав оркестра по своему усмотрению. На первом концерте исполнялись произведения Бетховена, Чайковского. Столичная публика устремилась в Курорт. Несмотря на полуторачасовую дорогу из центра города, и езду в тряских вагонах поезда, публика заполняла концертный зал, вмещавший до 1700 человек. Композиторы России начала века считали за честь получить согласие Сука на первое исполнение их произведений: Римский-Корсаков Н. А., Глазунов, Цезарь Кюи, Лядов А. К., Давыдов К. Л. и их многочисленные консерваторские ученики. Концерты давали четыре раза в неделю, и так десять летних сезонов подряд. Для детей устраивались дневные праздники (утренники) и танцы по четвергам. Из СПб в Курзал ходили специальные «концертные» поезда.[1]
- Оркестр графа Шереметьева
- Оркестр полка столичного гарнизона
- Оркестр лейб-гвардии Стрелкового полка
- Концерт для детей
- Детские танцы
- дирижёр В.И.Сук
- Концерты под управлением В.И.Сука
- Оркестр В.И.Сука
- Симфонический оркестр
Летом концерты давались на двух сценах: днём на открытой эстраде выходившей в парк, а вечером в концертном зале. Сук не любил дневные выступления из-за худшей акустики открытой сцены и отвлекающих звуках (шелест волн, голоса дачников, шум ветра…). Дирижировать этими концертами он поручал своим ученикам Малько Н. А., Борису Асафьеву, а сам с блеском выступал вечером в концертном зале. Все десять сезонов набирал оркестр по директиве В. И. Сука флейтист Мариининского театра Ю. И. Федерганс.
Летом 1905 года рабочие Сестрорецкого оружейного завода проводили митинг посвящённый памяти жертв 9 января, стало известно, что в курзале собралась на концерт «жирная» публика. Многотысячная колонна прошла до Курорта и потребовала прекратить увеселение. Публика разбежалась. Суку предложили исполнить что либо траурное, что он и сделал. Это был единственный случай срыва концерта.[2]
После начала Первой мировой войны в сезон 1915 года Сук не продлил свой договор с новым руководством Курорта и в этот год оркестром руководил Н. А. Малько, а затем в курзале выступали цыгане.[3]
Советский период
После 1917 года Сестрорецкий курорт со всеми зданиями и сооружениями был передан, военному ведомству, для поправки здоровья военнослужащих. В окрестностях отдыхала молодая Советская интеллигенция Чуковский К. И., Зощенко М. М., Ахматова, Анна Андреевна и др.
«В начале июля 1923 года в здании Сестрорецкого Курзала был назначен литературный вечер. Собрались все петроградские поэты в том числе и Есенин. Вечер открывался вступлением Ильи Садофьева, затем выступало много поэтов, но публика ждала Есенина, он как всегда исчез, и как всегда появился не твёрдо держась на ногах. Первые строки своих стихов произнёс путано, неясно, но постепенно, трезвея, обрёл уверенность и гибкость. Закончил в необыкновенном подъёме и захватил весь зал. Долго не умолкали аплодисменты, крики, а Есенин стоял улыбаясь, и лицо его вновь было юным и свежим.»[4]
В 1927 году проводились вечера фокстрота для населения Сестрорецка. На сцене играл оркестр, а на половине зала у сцены, свободной от кресел, пары танцующих. В конце зала расставлены столики. В один из вечеров за столиком зала рабочий СИЗ Арцишевский Константин Фелицианович увидели народного комиссара Луначарского Анатолия Васильевича, который заканчивал 30-дневный отдых в Курорте. Заведующий агитпропотделом Сестрорецкого горкома партии Настин попросил его сделать доклад о международном положении в театре сада отдыха, где собралась половина населения города. 1927 год: радио, телевидения не было. Доклад прошёл в полной тишине, в конце было несколько вопросов и гром заключительных аплодисментов.[5]
Под руководством пролеткульта в курзале давались концерты соответствующей идеологической направленности.
Во время ВОВ курзал сгорел при одном из обстрелов финской артиллерии. После войны на месте курзала построен спортивный городок.
В память о этом очаге культуры в Сестрорецке выпускается ежегодно Литературный альманах «Сестрорецкий Курзал»[6]. Жители сохраняют как наследие это культурно-историческое явление.
Примечания
- Карельский перешеек. Страницы истории. СПб., 2018 г., с.113.
- Д. Засосов В. Пызин Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX—XX веков; Записки очевидцев. Петроград и его окрестности. Илл. путеводитель и справочник. Пг., книгоизд. бывш. М. В. Попова,1915 г.
- Амирханов Л. «Сестрорецк. 300 лет истории». СПб. 2014 г.
- Вс. Рождественский. Избранное в двух томах. Том 2. Проза. Л., 1974, с. 108—109
- Сестрорецкий инструментальщик от 21.08.1981 года.
- Сестрорецкий курзал. Вып. 1. СПб, Сестрорецк. 2012 год. ISBN 978-5-9902218-2-6 (2015 год вып. 2. 2016 год вып.3. 2017 год вып.4.)