Рындзюнская, Марина Давыдовна

Марина Давыдовна (Матильда Давидовна) Рындзюнская (6 января 1877 года, Петрозаводск10 мая 1946 года, Москва) — русский и советский скульптор монументального характера, впитавший традиции европейского и отечественного дореволюционного искусства и представивший в своем творчестве собственный пластический образ советского человека. Педагог, примыкала к объединению «Мир искусства», после революции 1917 года являлась одним из основателей «Общества русских скульпторов»[1][2].

Марина Давыдовна Рындзюнская
Матильда Давидовна
Дата рождения 6 января 1877(1877-01-06)
Место рождения Петрозаводск, Олонецкая губерния
Российская империя
Дата смерти 10 мая 1946(1946-05-10) (69 лет)
Место смерти Москва
Гражданство  Российская империя  СССР
Жанр
Учёба МУЖВЗ

Биография

Родилась 6 января 1877 года в Петрозаводске, в семье статского советника Давида Антоновича Рындзюнского (1845 — после 1906)[3][4][5], уроженца Вильны из еврейской купеческой семьи. В 1892 году семья переехала в Астрахань, где в Мариинской женской гимназии Марина не только продолжила образование, но получила первые навыки изобразительного искусства. Рисунок и живопись в гимназии преподавал Павел Власов. В 1896 году он организовал художественный кружок, а затем художественные и рисовально-технические классы, которые посещала и Рындзюнская.

По совету П.А. Власова в 1898 году Рындзюнская приезжает в Москву, чтобы продолжить там художественное образование. С 1898 по 1901 год она училась в Строгановское училище, затем была принята в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение к А.Е. Архипенко и Л.О. Пастернаку, но вскоре перешла в мастерскую выдающегося скульптора Сергея Михайловича Волнухина, где подружилась со своим сокурсником Степаном Эрьзей[6]. Параллельно занималась в студии Елизаветы Званцевой у Валентина Серова, Константина Коровина и Анны Голубкиной.

Закончив учёбу в Москве, осенью 1910 года Рындзюнская приехала в Париж, где жила и работала полгода[7].

По совету своих преподавателей я никуда не поступаю учиться. Я смотрю, дышу и вбираю...[7]

Здесь она познакомилась со скульптурой Огюста Родена и Э. Бурделя, которая произвела на нее сильное впечатление, и с лучшими образцами египетского и восточного искусства в парижских музеях[8]. В Париже Рындзюнская приняла участие в первой для себя выставке, представив свои работы из камня — «Человек» и «Голова женщины».

В 1912 году вернулась в Россию, где много работала творчески, принимала активное участие в выставках «Мира искусства», общества художников «Свободное искусство» и союза русских художников[9][10], успевала преподавать лепку в частной женской гимназии Марии Густавовны Брюхоненко (Столовый переулок, 10)[11]. В 1915 году 3-я Московская гимназия выдала Рындзюнской свидетельство о присвоении ей звания учительницы чистописания[12]. В эти годы Рындзюнская жила на Остоженке, д. 6, кв. 1 (дом не сохранился)[13][14].

В предреволюционные годы Рындзюнская создаёт скульптурный портрет балерины Софьи Фёдоровой (1912)[15], скульптуры «Девушка с барашком» (1913), «Сбор винограда» (1916).

После революции 1917 года Рындзюнская участвовала в реализации Ленинского плана монументальной пропаганды. В рамках этой программы она создала ряд произведений, среди которых проекты памятников композитору М.П. Мусоргскому для Московской консерватории, Алишеру Навои[16] и Абаю[17][18].

В начале 1920-х годов Рындзюнская преподавала в школе № 24 (Хлебный переулок, 2), о чём вспоминала её ученица Евгения Гутнова:

«Кроме того, нас обучали рисованию. Это делала сидевшая тогда без средств Матильда Ивановна Рындзюнская, прекрасный, талантливый, впоследствии известный скульптор. В высшей степени интеллигентная, добрая и, как потом оказалось, очень нас любившая, она, однако, оказалась неопытным педагогом. Мы же были слишком глупы, чтобы оценить ее талант и, зная о ее беззащитности, издевались над ней сколько могли, так что наши уроки рисования представляли собой сплошной хаос с невероятным шумом, гамом, беготней, драками, в то время как бедная «Матильда» беспомощно сидела за столом, не в силах навести в классе элементарный порядок»[19].

В 1925 году в числе 11 скульпторов Рындзюнская приняла участие в масштабной выставке «Объединённое искусство», проходившей в Историческом музее[20][21].

Общество русских скульпторов

В 1926 году Рындзюнская стала сооснователем Общества русских скульпторов (ОРС) — одного из самых значимых художественных объединений 1920-х годов. Официальным адресом правления ОРС значился Большой Козихинский переулок, дом 8, квартира 3 (мастерская А. Н. Златовратского, мужа Марины Рындзюнской)[22]. Собрания же общества проходили по средам в мастерской самой Рындзюнской на улице Воровского, 30, где зачитывались и обсуждались доклады по проблемам скульптуры, спорили об искусстве, готовились к выставкам, мечтали[23][24].

Орсовцы собирались в мастерской у Рындзюнской на улице Воровского. Эта мастерская была одновременно и квартирой: к большой рабочей комнате примыкала маленькая жилая. Собирались вечерами. Рындзюнская готовила чай, покупала традиционные сушки — орсовцы называли Марину Давыдовну «няней»[25].

За время своего существования ОРС успело устроить всего четыре выставки, проходившие на разных площадках Москвы[26]: 1926 — ГИМ, 1927 — Музей Революции, 1929 — ГМИИ, 1931 — ГМИИ. На каждой из них Рындзюнская представляла свои работы, среди них: «Материнство», «Шанцер–Марат», «Знамя», «Девушка-рязанка»[27][28][29][30].

В 1926 году М.Д. Рындзюнская одна из первых получила заказ на создание портрета И.В. Сталина. Заказ поступил к ней от Музея Революции СССР. Сначала она лепила портрет по фотографиям, а затем, благодаря личному знакомству с Надеждой Аллилуевой, с натуры[31].

В своих воспоминаниях Рындзюнская так описывала внешность Иосифа Сталина:

Точно вылитая из одного металла, с торсом, сильно развитой шеей голова, со спокойным твёрдым лицом… Сила, до отказа поражающая и захватывающая, с крепко сидящей головой, которая не представляешь себе, чтобы могла повернуть направо и налево, только прямо и только вперёд[32][33].

Бюст был выставлен на второй выставке Общества русских скульпторов в 1927 году.

В 1929 году Рындзюнская приняла участие в «Художественно-кустарной выставке СССР» в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Детройте.

1930-е гг.

В 1933 году в ГМИИ открылась выставка «Художники РСФСР за ХV лет (1917—1932)», в экспозиции которой были произведения М.Д. Рындзюнской.

В это же время Рындзюнская входила в состав группы скульпторов под руководством Александра Златовратского, занимающихся реставрацией парковых скульптур в усадьбе Архангельское, переданной под санаторий Наркомата обороны. Известный физик Л.Г. Мищенко, проходивший школьную практику на этих работах, вспоминал:

...Мы мыли и чистили щетками и деревянными палочками статуи, гермы и бюсты. Всех работников возили в Архангельское и обратно ежедневно в «ветробусе» — грузовике со скамейками и тентом. Работа оплачивалась очень хорошо, и мы с Васей два раза в месяц приходили за зарплатой на Малую Бронную к Александру Николаевичу, человеку чудаковатому и очень симпатичному[34].

В начале 1930–х годов Рындзюнская работала в московском музее народов СССР, для которого выполнила портреты представителей союзных республик, среди них «Хакаска», «Якут» и др.

В 1934 году художница отправилась в творческую поездку в Таджикистан, результатом которой стал ряд работ, в том числе «Таджик-пограничник» и «Юная стахановка Мамлакат Нахангова». Рындзюнская изобразила идущую девушку в национальной одежде с улыбкой на лице, несущую в руках хлопок. Всего было создано несколько эскизов и портретов в гипсе, а позднее фигура была вырезана из розового гранита.

В 1937 году в Москве в залах ГИМ открылась всесоюзная Пушкинская выставка, приуроченная к 100-летию со дня смерти поэта[35]. Рындзюнская представила свою работу — гипсовый бюст «Пушкин-лицеист»[36], которая получила высокую оценку критиков[37][38].

В 1938 году Рындзюнская участвовала в выставке «Творчество женщин-скульпторов» с масштабной гранитной работой «Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова». Эту же работу она представила на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» [39].

Искусствовед Наталья Ивановна Соколова (1897—1981), в то время заведующая отделом газеты «Советское искусство», отозвалась о работе Рындзюнской так:

Образы же Рындзюнской, напротив, как бы с трудом освобождаются из плена сковывающего их материала. Они лишь намечаются в каменной глыбе, словно не в силах оторваться от камня. Правда, в последней работе «Мамлякат», пленительной, как те восточные девушки, которых поэты сравнивали с цветком лотоса, Рындзюнская, в общем сохраняя принцип фронтальной композиции, добивается значительно большей динамики. Мамлякат доверчиво протянула руки и делает робкий шаг вперёд, в просторный мир. Эта работа знаменует собою прогресс в художественном мировоззрении Рындзюнской — скульптора большой культуры и принципиальности[40].

В конце 1930–х годов Рындзюнская создала серию монументальных произведений – бюстов выдающихся деятелей русской культуры Михаила Лермонтова (1939), Николая Гоголя (1938), а также портрет Василия Качалова (1939), который в 1940 году был показан на всесоюзной художественной выставке, проходившей в ГМИИ[3][41][42].

Памятник М.Ю. Лермонтову. Тамбов.

15 июля 1941 года в сквере города Тамбова состоялось открытие памятника работы Рындзюнской к 100-летнему юбилею гибели Михаила Лермонтова. Он стал первым советским памятником поэту и первым литературным памятником, установленным в Тамбове.

1940-е гг.

В военные годы скульптором был сознан портрет Героя Советского Союза Лизы Чайкиной, его гипсовый вариант экспонировался в 1942 году на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее[43]. Работа была отмечена дипломом второй степени Комитета по делам искусств[44]. В 1943 году портрет был переведен в мрамор и представлен на выставке «Героический фронт и тыл»[3].

12 июля 1944 года в Государственной Третьяковской галерее открылась совместная выставка Марины Рындзюнской и живописцев Павла Корина и Василия Крайнёва. В отдельном зале экспонировались несколько десятков работ художницы, созданных с самого начала её творческой карьеры и полноценно представивших её творчество. Критики отмечали, что выставка свидетельствует о сложном, «неровном» характере работ скульптора: от «нарочитости и манерности» до одухотворенности и эмоциональной выразительности портретных работ[45].

Марина Давыдовна до последних дней работала с исключительным творческим подъёмом. Было необычайно трогательно видеть, как эта физически слабая женщина вырубала из камня монументальные статуи, полные внутренней силы.

— писал искусствовед Б. Алексеев.

Скончалась 10 мая 1946 года[1][2]. Похоронена на Армянском кладбище в Москве, участок № 6[46][47][48].

Наследие

В 1947 году согласно завещанию Рындзюнской небольшая монографическая коллекция её произведений поступила в собрание Музея изобразительных искусств Республики Карелия. В её составе 30 скульптур, созданных в период 1910 — 1940-х годов. Часть работ была передана в 1968 году по приказу Министерства культуры СССР из Архива художественных произведений города Загорска[3].

Отдельные работы М.Д. Рындзюнской вошли в собрания музеев России[49]: Государственной Третьяковской галереи, ГИМа[50], РОСИЗО, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Русского музея, усадьбы «Тарханы», Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина и других.

Архив М.Д. Рындзюнской, состоящий из документов, писем, фотографий и других материалов, находится в РГАЛИ[51].

Семья

Литература о ней

  • Журнал «Творчество». 1935, № 10; 1936, № 5.
  • М. Д. Рындзюнская и А. Н. Златовратский // Творчество. 1938, № 6, с. 6.
  • Всесоюзная Пушкинская выставка. Краткий путеводитель по выставке. Отв. ред. И.К. Луппол. Всесоюзный Пушкинский комитет. Москва, 1937.
  • Алексеев Б. М.Д. Рындзюнская // Творчество, 1946, № 3, с. 24.
  • Девина Р.А. М.Д. Рындзюнская. К 90-летию со дня рождения. — Петрозаводск: тип. им. Анохина, 1967. — 6 с.
  • М.Д. Рындзюнская. Каталог. / Сост. А.А. Герасимова — Петрозаводск: Министерство культуры КАССР, 1982. — 12 с.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания «Скульптура XVIII-XX веков». Т.2 «Скульптура первой половины XX века». Изд-во «Красная площадь», М., 2002
  • Клюева И.В. Материалы о С.Д. Эрьзе в личном фонде М. Д. Рындзюнской (РГАЛИ) // Документы архивного фонда Российской Федерации — источники для краеведческих исследований: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Саранск, 2013. С. 91—95.
  • Клюева И.В. «Дорогой друг Матильда Давидовна...» Письма С. Д. Эрьзи к М. Д. Рындзюнской как источник изучения его биографиии творчества // Центр и периферия. 2014. № 4. С. 36—42.
  • Клюева И.В. Скульптор С.Д. Эрьзя: биография и творчество в культурном контексте последней трети XIX середины XX века. Саранск, 2016. С. 203–211.
  • Сабирова Ф.Р. Коллекция работ скульптора М.Д. Рындзюнской в ГМВЦ «РОСИЗО». Каталог. // Вопросы гуманитарных наук. 2017. № 6. С. 111—118.

Ссылки

Примечания

  1. Памяти М.Д. Рындзюнской // Советское искусство. 1946. № 23, 31 мая. С.4.
  2. Государственная Третьяковская галерея: Скульптура первой половины XX века. М., Красная площадь, 1995. C.361.
  3. Соловьева Л. Она умела оживить гранит // Интернет-журнал «Лицей». 2015. 30 марта.
  4. Волков С. В. Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. C. 582.
  5. Герб Давида Рындзюнского
  6. Клюева И.В. Материалы о С.Д. Эрьзе в личном фонде М. Д. Рындзюнской (РГАЛИ) // Документы архивного фонда Российской Федерации — источники для краеведческих исследований: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Саранск, 2013. С. 91—95.
  7. Клюева И.В. «Дорогой друг Матильда Давидовна...» Письма С. Д. Эрьзи к М. Д. Рындзюнской как источник изучения его биографии и творчества // Центр и периферия. 2014. № 4. С. 36—42.
  8. М.Д. Рындзюнская. Каталог. / Сост. А.А. Герасимова — Петрозаводск: Министерство культуры КАССР, 1982. С. 3.
  9. Каталог XI выставки картин союза русских художников. Москва, 1913—1914. Москва, 1913.
  10. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М.: Советский художник, 1983.
  11. Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1913 год: 29-й год издания. 1913. 589 с. Cтолбец 417.
  12. РГАЛИ. ф. 1983 оп. 1 ед. хр. 1.
  13. Каталог XI выставки картин Союза русских художников, Москва, 1913-1914 г. [Текст]. - Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1913. C.22.
  14. Зайцева, Л. Здания, которые мы потеряли. 10 утрат года по версии «Архнадзора». Afisha Daily (19 декабря 2019). Дата обращения: 2019-20-30.
  15. Клюева И. Танец в творчестве Степана Эрзьи // Третьи Казанские искусствоведческие чтения: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. К 110-летию со дня рождения С.С. Ахуна. Казань, 11 – 12 декабря 2013 г. / Мин-во культуры Республики Татарстан, Гос. музей изобразительных искусств Республики Татарстан; редакц. коллегия: Р.М. Нургалеева, Д.Д. Хисамова, О.А. Хабриева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2014. С. 66.
  16. Модель памятника Алишеру Навои на сайте Госкаталог МФ РФ
  17. «Бронзовый Абай» Хакимжана Наурызбаева // Tengrinews.kz. 2019. 10 августа.
  18. Ахметова Э.Р. Традиции классического искусства в аспекте формирования новых национальных школ изобразительного искусства (на примере скульптуры Казахстана) // Общество. Среда. Развитие. – 2015, № 1. С. 102–110.
  19. Гутнова Е. В. Пережитое. М. 2001. С. 62–63.
  20. Михайлов В. Общество пролетарских идеалистов //The Art Newspaper Russia. 2017. 20 сентября.
  21. Каталог художественной выставки, устраиваемой группой художников «Объединение» / Объединенное искусство «ОБИС». - Москва: [б. и.], 1925.
  22. Общество русских скульпторов // artinvestment.ru
  23. Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год. Отдел 2. С. 232.
  24. Новиков Е. «Гениальный скульптор с берегов Волги»: жизнь и творчество Дмитрия Цаплина // Волга. 2019. № 3—4. С. 149.
  25. Воронова О. Шадр. Молодая Гвардия, М., 1969. С. 100.
  26. Бедретдинова Л. М. Выставки Общества русских скульпторов в отзывах художественной критики // Третьяковские чтения. 2010-2011. материалы отчетных научных конференций. 2012. C. 511—526.
  27. Государственная художественная выставка современной скульптуры. Каталог. Художественный отдел Главнауки НКП РСФСР, М. 1926.
  28. Каталог 3-й выставки скульптуры Общества русских скульпторов (ОРС), состоящего в ведении Главискуества Наркомпроса. М., 1929.
  29. Исаков С. О советской скульптуре // Жизнь искусства. 1929. № 31.
  30. Каталог 4-й выставки скульптуры Общества русских скульпторов. Огиз-Изогиз. М.—Л., 1931.
  31. «Меня встретил человек среднего роста…» Из воспоминаний скульптора М.Д. Рындзюнской о работе над бюстом И.В. Сталина в 1926 г. // Голоса истории. Музей революции. Сб. научн. трудов. Вып. 23, кн. 2. М., 1992. С. 116.
  32. Млечин Л.М. Сталин: наваждение России. Москва [и др.]: Питер, 2012. С. 14.
  33. Рындзюнская М. (Интервью) // Декада московских зрелищ. 1939. 21 декабря, № 36. С.16.
  34. Мищенко Л. Г. Пока я помню... — М.: Возвращение, 2006.
  35. Краткий путеводитель по Выставке, посвященной столетию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (1837-1937) [Текст] / Всесоюз. пушкинский ком. - Москва: Всесоюз. пушкинский ком., 1937. - 85 с.
  36. Петрейкова Е. М. и Краснова С. П. К 150-летию со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина 1799—1949. [Альбом]. М.,Сов. художник, 1949.
  37. Беляев М. Д. Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — [Вып.] 6. С. 505.
  38. Эфрос Абрам. Советские художники на пушкинском юбилее // Советское искусство. 1937, № 7, 11 февраля. С 4.; № 8, 17 февраля. С.2.
  39. Морозова Т. Искусство в запас не уходит // Правда. 2008, № 96 (5 сентября). С.5.
  40. Соколова Н. Заметки о выставке. Творчество женщин-скульпторов // Советское искусство. 1938. 24 марта. № 38 (44). С.3.
  41. Василий Иванович Качалов: Сборник статей, воспоминаний, писем / Сост. и ред. В. Я. Виленкин. М.: Искусство, 1954. C. 598.
  42. Юон К. Выставка советских скульпторов // Правда. 1940. № 266. С.4.
  43. Великая Отечественная война: каталог выставки: [текст]. - Москва: Изд. Государственной Третьяковской галереи, 1943. C. 57.
  44. Рындзюнская Марина Давыдовна (1877-1946) - скульптор. РГАЛИ
  45. Ситник К. Три мастера. На выставке П. Корина, В. Крайнева, М. Рындзюнской // Литература и искусство. 1944. 29 июля. № 31, С. 3.
  46. Артамонов М. Д. Московский некрополь / Фотографии А. Е. Субботина.. М.: Столица, 1995. — 432, [32] с. — (Б-ка «История Москвы с древнейших времён до наших дней»). — ISBN 5-7055-1162-0.
  47. Черданцева Е. «У них нет могилы: Марина Рындзюнская» // Некоммерческое партнерство «Общество Некрополистов». 2015. Ноябрь.
  48. Архив культурного наследия. Могила М.Д. Рындзюнской. Код памятника 7700387000
  49. Наследие Марины Рындзюнской на сайте Госкаталог МФ РФ
  50. Каталог музейных предметов на сайте ГИМа.
  51. Рындзюнская Марина Давыдовна. РГАЛИ.
  52. Архипова Е.А. П.Г. Рындзюнский – исследователь социально-экономической истории старообрядчества // Историко-экономические исследования. 2010. Т. 11, № 2. С. 79—90.
  53. Рындзюнский П.Г. В книге памяти Государственного Исторического музея
  54. Рындзюнский П. Г. Историки на фронтах Великой Отечественной войны, в кн. Исторический музей 1941–1945. М., 1988.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.