Российский институт стратегических исследований
Росси́йский институ́т стратеги́ческих иссле́дований (РИСИ) — федеральное государственное бюджетное учреждение, российский аналитический центр[1], дочерняя структура Администрации президента России.
Российский институт стратегических исследований (РИСИ) | |
---|---|
Оригинальное название | Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский институт стратегических исследований» |
Международное название | Russia's Institute for Strategic Studies |
Основан | 1992 |
Директор | Михаил Фрадков (с 4 января 2017) |
Расположение | Россия, Москва |
Юридический адрес | 125413, Москва, Смоленский бульвар, дом 26/9с1 |
Сайт | riss.ru |
История
Институт был преобразован в соответствии с указом Президента Бориса Ельцина от 29 февраля 1992 года № 202 «Об образовании Российского института стратегических исследований»[2] из бывшего НИИ разведывательных проблем Первого главного управления КГБ СССР в качестве аналитического центра Службы внешней разведки России[1]. В 2009 году институт был реорганизован и переподчинён Администрации президента России[1]. В институте работают 11 докторов наук и 45 кандидатов наук[3].
Деятельность
- научно-исследовательская работа;
- разработка информационно-аналитических материалов, предложений, рекомендаций, экспертных оценок для государственных структур России;
- информирование политических и научных кругов, общественности о проблемах, затрагивающих национальную безопасность и стратегические интересы России;
- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, ситуационных анализов по приоритетным проблемам;
- оказание информационно-консалтинговых услуг.
По действующему уставу (от января 2012 года) государственное задание для института формируется Администрацией президента России и утверждается её руководителем[1].
Руководство
Директора́:
- 1992—1994 — Юрий Сцепинский;
- 1994—2009 — Евгений Кожокин;
- 2009 — 4 января 2017 года — Леонид Решетников. Перешёл в институт с должности начальника информационно-аналитического управления СВР[1].
- С 4 января 2017 года — Михаил Фрадков[4]. Перешёл в институт с должности главы СВР[1].
Проблема ВИЧ/СПИДа
Сотрудники института Оксана Петровская и Игорь Белобородов в докладе Московской городской думе в мае 2016 года назвали заявления об эпидемии СПИДа в России (о чём, в частности, заявлял глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский) частью информационной войны Запада против России. Они указали на существование двух моделей борьбы с ВИЧ: западной (включает в себя «неолиберальный идеологический контент, нечувствительность к национальным особенностям и абсолютизацию прав групп риска — наркоманов, ЛГБТ») и московской («учитывает культурные, исторические и психологические особенности российского населения, опирается на консервативную идеологию и традиционные ценности»). Отмечалось, что России предлагают применять первый подход в борьбе с заболеванием и тем самым превращают тему эпидемии «в политическую проблему противостояния России как страны, которая позволяет себе вести самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику»[5].
РИСИ и выборы президента США в 2016 году
Русская служба Би-би-си отмечала, что журналисты информационного агентства Reuters[6] Нед Паркер, Джонатан Лэнди и Джон Валкотт «со ссылкой на слова четверых бывших чиновников администрации США» сообщили, что РИСИ по поручению президента России Владимира Путина занимался разработкой плана «вмешательства России в президентские выборы в США в 2016 году», целью которого было оказание воздействия «при поддержке гигантов иновещания RT и Sputnik» через социальные медиа на население США «с тем, чтобы они выбрали кандидата, который повёл бы более мягкий, чем администрация Обамы, курс по отношению к Кремлю». Следующей задачей, по мнению Би-би-си, «был подрыв доверия к избирательной системе США из-за опасений в победе Хиллари Клинтон». При этом Русская служба Би-би-си указала, что в качестве источника всех сведений выступили семь «бывших и действующих высокопоставленных чиновников администрации и разведки США, видевших оба документа». В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков указал, что не следует доверять опубликованным Reuters сведениям из-за их анонимности, а директор РИСИ Фрадков назвал их конспирологией и заявил, что это попытка привлечь внимание к «уходящей из общественного восприятия темы участия России в предвыборной кампании в США».
Политолог Глеб Павловский в комментарии для Русской службы Би-би-си высказал мнение, что РИСИ является идеологическим центром, представляющим собой «мечтания пенсионера-разведчика, как бы он построил государственную политику, но это никогда не играло особой роли», а также, по его мнению, «совсем смешно привязывать их работу к информвойнам с участием хакеров, они в этом ничего не понимают»[1].
Примечания
- Как устроен РИСИ и мог ли он повлиять на победу Трампа (21 апреля 2017). Дата обращения 9 декабря 2019.
- Устав РИСИ
- Об институте, РИСИ (13 февраля 2015). Дата обращения 17 марта 2018.
- Фрадков назначен директором РИСИ . Интерфакс (2 ноября 2016). Дата обращения: 15 декабря 2016.
- В СПИДе не нашли ничего русского // Коммерсантъ.
- Putin-linked think tank drew up plan to sway 2016 US election - documents, Reuters (21 апреля 2017). Дата обращения 9 декабря 2019.