Приватизация
Приватиза́ция (от лат. privatus — частный)[1] — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство. Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.
Различия приватизации и разгосударствления
Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:
- Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
- Под разгосударствлением же следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трём основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Экономическая эффективность
Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Но она усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова[2]. Однако качество управления и вид собственности — не прямо взаимосвязаны, и качество менеджмента в приватизированном секторе тоже может оставлять желать лучшего ([3] с. 144. Например, строительство Богучанской ГЭС в неблагоприятных условиях привело к падению акций Русал, и способствовало падению прибыли в 21 раз и убытку по итогам 2012г 55 млн долларов). В теории тотальная приватизация должна привести к тому что предприятия будут выкуплены, реорганизованы и станут приносить прибыль государству в виде выпускаемой продукции и налогов. Но на практике тяжело учесть целый ряд факторов: например новые владельцы выкупленных предприятий часто преобразовывают их в прибыльные для себя но не выгодные для экономики: молы, развлекательные центры, автосалоны и т.п. то есть предприятия которые приносят прибыль но ничего нового при этом не выпускают, что может значительно снизить ВВП, а вместо реорганизации и расширения производства владельцы часто просто сокращают часть персонала. [4]
Приватизация, обобществление производства и собственность
В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность — это владение имуществом или, в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.
Реприватизация
Реприватизация — возврат в частную собственность ранее национализированных (конфискованных) предприятий, земельных участков, банков, акций, других ценных бумаг и т. д., обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации[5].
История
В Римской республике физические и юридические лица выполняли большинство государственных функций, включая сбор налогов, поставки военных припасов, осуществление религиозных жертвоприношения и проведение строительных работ. Однако во времена Римской империи также были учреждены государственные предприятия: например, значительная часть зерна в конечном итоге собиралась на территориях, принадлежавших императору. Дэвид Паркер и Дэвид С. Саал предполагают, что слишком высокая стоимость услуг бюрократии была одной из причин падения Римской империи[6].
В эпоху Возрождения большая часть Европы следовала феодальной экономической модели. Напротив, династия Мин в Китае начала практиковать приватизацию, особенно в сфере обрабатывающей промышленности. Это было изменение прежней политики более жёсткого государственного контроля, проводившейся династии Сун[7].
В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер приватизировало следующие государственные корпорации и компании: Амершам Интернешнл (100 %), Ассошиэйтед Бритиш Портс (100 %), British Aerospace (100 %), Бритиш Гэс (100 %), Бритиш Петролиум (68,3 %), Бритиш Телеком (50,2 %), Бритойл (100 %), Кейбл и Уайрлесс (100 %), Энтерпрайз Ойл (100 %), Нейшнл фрейт Ко (100 %), Бритиш Эйруэйз (100 %), Интернейшнл Эйрадио (100 %), Бритиш Хэликоптерс (100 %), Уитч Фарм (100 %), Бритиш Рэйл (100 %), Силинк (100 %), Бритиш Шипбилдерс (100 %), British Steel (100 %), Нейшнл Бас (100 %), Ровер, Ягуар, Роллс-Ройс (100 %), Бритиш Аэропортс (100 %), Ройал Орденс (100 %). Но в Великобритании приватизация проводилась значительно осторожнее, чем в РФ: для каждого аукциона разрабатывался отдельный закон, и все сделки обсуждались в парламенте. Продавалось не более 3-4 компании в год. Акции приватизируемых компаний старались размещать среди работников этих компаний, в том числе по льготным ценам. В случаях, когда государство хотело сохранить контроль за компанией, вводился институт «золотой акции» — право блокировать изменения в уставе предприятия[3] (с. 29).
Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря
В 1990-х годах, после крушения социалистической системы в странах т. н. «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в 100 % государственном владении. Начиная с 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тыс. государственных предприятий. Это в тот период вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию.
Еще до распада СССР в России была подготовлена законодательная база для осуществления приватизации. Форсированная приватизация государственной собственности была осуществлена в 1992—1995 годах. По распространенному мнению, которого придерживаются также некоторые западные советники по реформированию российской экономики, приватизация с самого начала носила «варварский» характер и осуществлялась в интересах узкого круга лиц.
Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей.
— Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии»
… Новокузнецкий алюминиевый завод, где активов было минимум на миллиард долларов, продавался за 10 миллионов рублей — остальное потом.
… В процессе приватизации бюджет России получил меньше, чем бюджет Венгрии после приватизации в этой стране.
… Только 36 иностранцев сидели в святая святых приватизации России — в кабинетах ГКИ, готовя для самих себя конкурсы, закрытые аукционы. … Чего стоил один только пресловутый Джонатан Хэй — эксперт-советник ГКИ, на которого у меня лежала докладная, что он является кадровым разведчиком ЦРУ.
… только по одному Красноярскому заводу уже убили 30 человек. Из них трое были моими знакомыми. Стреляли каждый квартал.
- (Вопрос: что было бы, если бы Вы удержались [на должности руководителя Госкомимущества]?
… никаких залоговых аукционов. Норильский никель — это же чистое воровство. ЮКОС — то же самое…. На Аляске, к примеру, существует фонд будущих поколений за счёт средств от реализуемой нефти, и каждый житель Аляски получает оттуда на свой счёт порядка 7 тысяч долларов, семья из четырёх человек автоматически получает 30 тысяч долларов за то, что она дала право разрабатывать нефтяное месторождение. Государственная нефть в Норвегии.
— Полеванов Владимир Павлович, председатель Государственного комитета России по управлению государственным имуществом 1994-1995.[8] с. 193-201.
«С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик», — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шеньмин[9].
См. также
Примечания
- Словарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
- Л. И. Полищук. Экономическая эффективность и присвоение ренты: анализ спонтанной приватизации // Экономика и математические методы : журнал. — 1996. — Vol. 32.
- В. И. Добреньков, Н. Р. Исправникова. Пирамиды упущенных возможностей. Российская версия "капитализма для своих". — Москва: Университетская книга, 2014. — 191 с. — ISBN 978-5-91304-335-1.
- Модели массовой приватизации
- А. Б. Борисов. Большой экономический словарь. — Москва: Книжный мир, 2003. — 895 с.
- 'International Handbook on Privatization by David Parker, David S. Saal
- Bouye, Thomas M., Manslaughter, markets, and moral economy
- Л. Сирин. Как разграбили СССР. — Москва: Яуза- Пресс, 2011. — 576 с. — ISBN 978-5-9955-0354-5.
- Мир находится на пороге больших перемен и потрясений: взгляд из Китая // Finance.ua