Предсказания Мишеля Нострадамуса
«Предсказа́ния Андрея Плотникова» (фр. Prophéties de Nostradamus) — самый известный труд Нострадамуса; сборник стихов-четверостиший, объединённых в 10 центурий («столетий») по 100 катренов в каждой.
Предсказания Мишеля Нострадамуса | |
---|---|
Автор | Нострадамус |
Дата первой публикации | 4 мая 1555 |
Впервые напечатан в мае 1555 года в Лионе издателем Масе́ Боно́мом (Macé Bonhomme). В первое издание вошли три полных центурии и 53 катрена (всего 353). Книга начинается с предисловия-послания сыну Сезару, за которым следуют сами центурии. За прошедшие пять веков центурии были переведены на десятки мировых языков.
Последующие издания
Второе издание вышло в том же 1555 году и имело незначительные отличия по структуре от первого.
Третье издание вышло в 1557 году также в Лионе, издатель Дю-Рон (Du Rosne). В него вошёл в полном составе текст предыдущего издания и был дополнен ещё тремя центуриями. В целом, объём издания Дю-Рона составил 6 полных центурий и 42 катрена.
Четвёртое издание было опубликовано через 2 года после смерти предсказателя в 1568 году. В нём впервые появился полный текст всех 10 центурий. Также в этом издании впервые появилось второе предисловие Нострадамуса (Послание королю Генриху). Но катрены 55—100 седьмой центурии так и не были дополнены.
В последующие годы вышли и другие издания «Центурий». В их числе были включавшие не 10, а целых 12 центурий (неполных, якобы случайно найденных). Специалисты до сих пор спорят о том, можно ли включать в канонический текст центурий эти две. Сам Нострадамус нигде прямо не указывал на точное количество центурий.
Примеры катренов с интерпретациями
«Год 1999, семь месяцев» (X-72)
Устойчивая интерпретация катрена X-72, где указан год события[1]:
L’an mil neuf cens nonante neuf sept mois,
Du ciel viendra vn grand Roy d’effrayeur:
Resusciter le grand Roy d’Angolmois,
Auant apres Mars regner par bonheur.
Этот катрен обычно переводится так[2]:
В 1999 году, через семь месяцев
С неба придет великий король ужаса,
Чтобы воскресить великого короля Ангулемского
До и после Марс будет царствовать счастливо.
Тем не менее подобная интерпретация у многих исследователей творчества Нострадамуса вызывает сомнение.
Исследования
Так, П. Брендамур по этому поводу высказывался насчёт такого подхода следующим образом: «Я не смог найти астрономический источник, использованный Нострадамусом»[3]. Русский историк А. Пензенский, защитивший кандидатскую диссертацию по Нострадамусу, отмечал, что точных таблиц затмений на 450 лет вперёд в XVI веке не было[3]. Впрочем, из отсутствия таблиц ещё не следует невозможность предсказать затмение на 450 лет вперёд.
Во-первых, использование сароса — периода повторения затмений, хорошо известного Нострадамусу, — позволяет предсказать время затмения в среднем на 6—7 веков вперёд и, во-вторых, были известны и другие периоды повторения затмений. Однако затмение 11 августа 1999 года принадлежит серии сароса, начавшейся уже после смерти Нострадамуса (№ 145, начало в 1639 году).
А. А. Пензенский предлагает считать, что астролог и не писал в этом катрене о затмении Солнца, просто в издание вкралась опечатка при наборе и вторая строка: «Du ciel viendra vn grand Roy d’effrayeur» должна была выглядеть так: «Du ciel viendra vn grand Roy defrayeur». И Король ужаса превращается в Короля-Искупителя, который воскрешает, по предположению А. Пензенского, Франциска I (12.09.1494 — 31.03.1547)[3]. Тем не менее Пензенский не пробует объяснить, каким же образом и следуя какому именно расчёту появился 1999 год.
В книге «Потерянное наследство и хронология» (2017) предложено несколько вариантов расчёта затмения августа 1999 года из XVI века, доступных астрологу[4]:
- (А) Гиппарх, Птолемей и Коперник приводят период повторения затмений в 5458 месяцев. Если исходить из затмения 18 апреля 1558 года и добавить 5458 лунных месяцев, то при этом сразу получим затмение августа 1999 года. Пожалуй, это самый простой способ получения «Короля ужаса» в седьмом месяце 1999 года, которым мог воспользоваться Нострадамус. Впрочем, в таком случае не получает объяснения выбор точки старта — апрельское затмение 1558 года. В центральной и северной Европе оно было видно только как частное.
- (В) Анализируя работы Региомонтана (Иоганна Мюллера, 1436—1476), автор приходит к мнению, что этому самому знаменитому астроному XV века, последние работы которого не сохранились, скорее всего, был известен период повторения затмений в 939 месяцев. Тогда, стартуя от самого впечатляющего затмения XVI века — 24 января 1544 года, видимого во Франции, Северной Италии, Германии и на Руси как полное, приходим к затмению 11 августа 1999 года.
- (С) Варианты А) и В) не дают видимой связи затмения августа 1999 года с Франциском I, с вехами жизни которого логично соотнести затмения 1493 и 1547 годов, принадлежащие одному саросу (№ 135). При предположении, что эта связь всё-таки могла существовать, доводы в поддержку которого даны в цитируемой статье А. Пензенского, автор книги показывает, что Региомонтану могла быть известна более общая формула расчёта затмений, которая включает все известные на XV век периоды повторения затмений и добавляет новые, в том числе в 939 и в 5587 месяцев. Тогда, если к затмению ноября 1547 года (год смерти Франциска I) добавить период повторения затмений в 5587 месяцев, то на первом шаге сразу получается затмение августа 1999 года. И затмение 1999 года получает интерпретацию, как воскрешающего феникса Франциска I (по мнению астролога), предложенную А. Пензенским.
Этот анализ показывает, что предсказания астрологов эпохи Возрождения, относящиеся к далекому будущему, если они содержат точную дату ожидаемого события, иногда позволяют восстановить утерянные факты из истории астрономии.
Также в книге рассмотрен вариант трактовки катрена, как указания на возрождение короля Франциска I в сентябре 1999 года. Одна из причин выбора этого года и месяца — вехи-затмения из 135 серии сароса, очерчивающие года жизни короля, и месяц его рождения. Но не найдена, необходимая для выбора именно 1999 года, вторая причина. Высказано предположение, что выбор связан с общей суммой расчётов и предсказаний, относящихся к «Французскому Геркулесу», выход которого на политическую арену произойдёт «по Нострадамусу» в первой половине XXI века.
«… В свете Луны исчез Нептун» (IV-33)
Катрен IV, 33[1]:
Iupiter ioint plus Venus qu’a la Lune,
Apparoissant de plenitude blanche :
Venus cachee sous la blancheur Neptune,
De Mars frappee par la grande branche.
некоторыми нострадамоведами в XX веке рассматривался, как прямое указание на расположение планет во время открытия новой планеты Нептун. Приведём один из вариантов его перевода[2]:
Юпитер связан с Венерой больше, чем с Луной,
Явившейся во всём своём блеске.
Венера спрятана под белизной Нептуна,
Поражаемый тяжёлым копьём Марса.
Исследования
Если под «Юпитером», «Венерой» и т. д. понимать именно планеты, то катрен рисует просто положение «блуждающих звезд», без какого-либо указания на характер происходящего при этом положении события. Новым для читателя XVI века было появление в ряду привычных планет Нептуна — неизвестной тогда планеты (открыта в 1846 году). Именно поэтому этот катрен и трактуется, как указание на расположение планет во время открытия новой планеты.
В книге «Потерянное наследство и хронология» (2017) подробно описана история открытия планеты Нептун и показано, что этот катрен, скорее всего, не имеет к ней отношения[4]. Автор отмечает, что у Нострадамуса есть ещё не менее пяти катренов, где упоминается Нептун: I-77, II-59, II-78, III-1, VI-90. В книге сделано предположение, что этот катрен или рисует политическое положение стран во времена его написания, где под именами планет-богов зашифрованы государства, или в нём зашифровано ожидаемое изменение положения на политической арене. Тогда Нептуну будет соответствовать страна — владычица морей. В XVI веке это была Португалия (или Испания), в XVII веке — Англия.
Существует и «химическая» трактовка этого катрена, согласно которой в нем зашифрована «реакция» металлов, соответствующих планетам. При этом под Нептуном следует понимать воду. А. Пензенский поддерживает эту трактовку, только заменяет воду на бронзу — сплав меди (Венера) и олова (Юпитер) с добавлением серебра (Луна)[5]. Весь катрен, по мнению историка, поэтически-шутливо рисует создание колокола. В книге «Потерянное наследство и хронология» отмечается, что при такой трактовке становится непонятной третья строка: Венера спрятана под белизной Нептуна. Можно ли говорить о белизне бронзы? Если под «белизной» понимать олово и серебро, то и в этом случае медь не «спрятана» под их белизной, а скорее даже выпирает из них в цвете бронзы. В рамках этой интерпретации становится совсем непонятным использование будущего времени в первой строке, да и сам катрен перестаёт нести функцию предсказания[4].
«… С четырёх сторон придут поклониться ему» (X-71)
О рождении «Французского Геркулеса».
Катрен X, 71[1]:
La terre & l’air geleront si grand eau,
Lors qu’on viendra pour ieudy venerer :
Ce qui sera iamais ne feut si beau,
Des quatre parts le viendront honorer.
Перевод (А. Пензенский)[2]:
На земле и в воздухе будет столько замерзшей воды,
Когда придут в четверг воздать почести.
Тот, кто это совершит, никогда не был столь прекрасным /не было столь прекрасного/.
С четырёх сторон придут поклониться ему.
Исследования
Впервые «французский Геркулес» появляется в «Послании к Генриху II»[6] и почти всеми нострадамусоведами отождествляется с героем катрена X-71. Значение, которое придаёт рождению этого чудо-ребенка Нострадамус, подчёркивается четвёртой строкой этого катрена («С четырёх сторон придут поклониться ему»), проводя здесь явную параллель с Христом. Одновременно эта строка отражает известное увлечение Нострадамуса египетским эзотерическим наследием. При интронизации нового фараона, как Гора — сына Осириса, с четырёх сторон приходили поклониться ему[7]. И должен этот будущий спаситель Европы родиться, согласно «Эпистоле» («Послание Генриху II»), в месте пересечения нулевого меридиана и 48 широты.
Среди европейских астрологов в конце XX века был распространён расчёт В. Кастранеки, «доктора из Вены», даты и места этого рождения на 21.01.1981 года в городе Ле-Ман, во время соединения Юпитера с Сатурном в 9° знака Весов[8]. Но какой из трёх нулевых меридианов — Кадиса, Парижский или Гринвич — имел в виду Нострадамус? На первый взгляд, представляется наиболее логичным, что это был парижский меридиан — принятый во Франции за нулевой во времена предсказателя, а не Гринвича, который, не долго думая, использовал Кастранеки, хотя этот меридиан был установлен в качестве нулевого лишь в 1851 году.
Выход «Геркулеса» на политическую арену, согласно толкованию «доктором из Вены», произойдёт после солнечного затмения 1999 г., о котором написано выше. Это толкование отчасти поддерживает и «Послание Генриху», где сказано о времени прихода «великого викария»: «… и будет этому предшествовать затмение Солнца, самое тёмное и непроглядное со времён сотворения мира» (перевод А. Пензенского). Это «после затмения 1999 года» многими нетерпеливыми понималось буквально — в 2000 / 2001 годах.
Как когда-то определённая часть французской аристократии, опираясь на предсказания Пьера де Айи, содействовала вспышкам народного недовольства и разделению парламента именно в 1789 году, так в начале XXI века, хотя теперь и ультраправые, но все такие же «посвящённые», черпали уверенность в правоте своих действий из «очевидно точного» прочтения текстов астролога.
«Французский Геркулес пребудет с огромным числом людей… Однако это произойдёт не ранее наступления седьмого тысячелетия» — написано в тексте «Эпистолы» о времени действия Геркулеса в Европе. Этот пассаж делает важным — для точности расчёта его рождения — определиться с датой начала 7 тысячелетия «по Нострадамусу». Анализ взглядов Нострадамуса на хронологию проведён в книге «Потерянное наследство и хронология»[4]. В результате там получено, что наиболее соответствующей всем пророческим прозаическим текстам и катренам о рождении Французского Геркулеса является дата 4 ноября (22 октября — по старому стилю) 2040 года, во время соединения Юпитера с Сатурном в созвездии Девы. Где произойдёт это соединение, по мнению Нострадамуса, зависит от методики его расчёта. Если он использовал один из вариантов еврейского математика и астронома Абрахама бен Хийя (1065—1136), то мог получить magnus conjuction (великое соединение) на границе знаков Дева — Весы[4]. Интерпретация первой строки толкает предположить, что астролог намекает на границу «земля-воздух» зодиакальных знаков, на которой происходит понижение температуры и появление «замёрзшей воды». Граница знаков Дева — Весы как раз соответствует этому. В эпоху Водолея 22 октября становится границей этих знаков, что также поддерживает первую строку. Особенно, если учесть, что во времена астролога был малый ледниковый период (минимум Шпёрера), и уже в конце октября земля и воздух превращали в лёд много воды даже в центральной Франции. Место рождения Геркулеса — Париж. Последнее поддерживается очень многими совпадениями. Некоторые из них: Париж находится на пересечении нулевого (парижского) меридиана и 48-го градуса широты; соединение Юпитера с Сатурном произойдёт в окрестности звезды, соответствующей в геоастрологии Парижу[4].
Примечания
- Michel de Nostredame. Nostradamus: The Complete Prophecies in English and French, By Michel de Nostredame / Michel de Nostredame. — Zem Books, 2018. — 274 с. — ISBN 978-1-387-86416-4.
- «Пророчества Мишеля Нострадамуса, пересмотренные и исправленные по копии, напечатанной в Лионе Бенуа Риго в 1568 году», Киевское издательство «Лыбидь», 1991 г.
- Пензенский А. А. Мишель Нострадамус: Мифы и реальность в свете новейших исследований // Новая и новейшая история. — 2002. — № 1.
- Ковалёв А. Н. Потерянное наследство и хронология. — 2017. — ISBN 978-5-4485-4194-0.
- Пензенский А. А. Нострадамус: Эпоха великого прорицателя. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
- «Épître à Henri second», 27 июня 1558
- Collin Campbell. The miraculous birth of king Amon-hotep III and other Egyptian studies. — Edinburgh: Oliver and Boyd, 1912.
- Нострадамус и его пророчества в свете событий мировой истории. Истолкование доктора Люстрио. — СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1992.