Польская социалистическая партия — Прежняя революционная фракция
Польская социалистическая партия — Прежняя революционная фракция (польск. Polska Partia Socjalistyczna – Dawna Frakcja Rewolucyjna); ППС—Прежняя революционная фракция — польская правосоциалистическая партия во Второй Речи Посполитой. Действовала в 1928—1939 годах. Объединяла социалистов — сторонников маршала Пилсудского.
Польская социалистическая партия — Прежняя революционная фракция | |
---|---|
польск. Polska Partia Socjalistyczna – Dawna Frakcja Rewolucyjna | |
Лидер | Раймунд Яворовский |
Дата основания | 1928 |
Дата роспуска | 1939 |
Идеология | правый социализм, неосоциализм пилсудчина, фашизм, антикоммунизм |
Союзники и блоки |
Беспартийный блок сотрудничества с правительством Центральное объединение классовых профсоюзов |
Мест в нижней палате | 10 (1928-1930) |
Партийная печать | Przedświt (Рассвет) |
Персоналии | члены партии в категории (10 чел.) |
Социалисты-пилсудчики
Учреждена 17 октября 1928 года группой ветеранов и активистов ППС и Польской военной организации во главе с Раймундом Яворовским. Первый съезд партии был проведён в Катовице 1 ноября 1928. Форум получил официальный номер XXI, что символизировало, с одной стороны, непрерывность польской социалистической традиции, с другой — непризнание социалистами-пилсудчиками легитимности тогдашнего руководства ППС, находившегося в оппозиции Юзефу Пилсудскому. Был избран руководящий орган — Центральный совет во главе с Раймундом Яворовским и Енджеем Морачевским.
В ППС-Прежнюю революционную фракцию вошли те польские социалисты, которые решительно поддержали маршала Пилсудского[1], невзирая на авторитарные тенденции его правления после Майского переворота 1926. Термин dawna — «прежняя» — в названии партии отсылал к временам вооружённой борьбы против царской монархии и советского коммунизма, а также к радикальным социал-патриотическим установкам ППС 1905—1921 годов.
Сторонники Ю.Пилсудского создали оппозицию внутри партии. Её главной опорой стал Варшавский комитет ППС и частично местные комитеты в некоторых других городах. Варшавская организация выступала с позиций экстремального антикоммунизма, обвиняя руководство ППС в попустительстве коммунистическим идеям и даже якобы в прокламировании в своих партийных документах «тактики и программы коммунистической партии».
Наряду с пропагандой антикоммунизма, сторонники Ю.Пилсудского в ППС прибегали к антикапиталистической демагогии, допуская до определённых пределов и критику правительства, что создавало им популярность у некоторой части рабочих и вообще среди городских «низов».
В октябре 1928 г. Варшавский окружной комитет, возглавлявшийся старым пилсудчиком Р. Яворовским, приступил к созданию новой партии, назвав её ППС—прежняя революционная фракция, чтобы подчеркнуть преемственность с образованной Ю. Пилсудским после раскола ППС в 1906 г. правой партией, получившей название ППС—революционная фракция[2].
Сторонники Пилсудского, консолидировавшиеся в партии Яворовского, составляли явное меньшинство ППС.
Левая «Санация»
Идеология ППС—Прежней революционной фракции основывалась на социалистическом популизме и польском национал-патриотизме. Идейными вдохновителями партии являлись Маркс, Энгельс, Пилсудский и Йодко-Наркевич. Переход к социализму мыслился как процесс демократических реформ, но в принципе допускалось и «революционное действие». Буржуазная элита, организованная в Lewiatan, рассматривалась как классовый враг.
В практической политике партия безоговорочно поддерживала Юзефа Пилсудского (тому способствовал фактор давних личных связей с маршалом ряда лидеров и активистов, начиная с Яворовского и Морачевского). Очевидный авторитаризм его политики расценивался как адекватный и способствующий национальному единству, «злоупотребления демократией» — как недопустимые. В этом состояло отличие ППС—Прежней революционной фракции от других течений польской «левицы», глубоко разочарованных авторитаризмом Первого маршала Польши и консервативными чертами его социальной политики[3].
Среди первоочередных программных установок ППС—Прежней революционной фракции содержалось требование «расширения экономической демократии» через создание «палаты труда» корпоративного типа. В части социального законодательства, защиты заработной платы или аграрной политики позиции партии практически не отличались от остальной «левицы»[4].
В целом ППС—Прежняя революционная фракция заняла политическую нишу левого крыла режима «Санации».
Оргструктура и действия
Первоначальной опорой новой партии выступили социалистические организации Варшавы (столичный комитет ППС возглавлял Яворовский), а также Львова, Силезии, Лодзи и Ченстохова. К партии примкнули 10 депутатов сейма от ППС. Удалось сформировать собственную парламентскую группу во главе со школьным учителем и профсоюзным активистом Юлианом Смуликовским. Тезисы партийной социальной политики формулировал Адам Щипёрский, в 1930-х — генеральный секретарь партии. Вопросы образования и культуры курировала жена лидера Констанция Яворовская. Женскими и молодёжными проблемами занималась Зофия Прауссова. После отставки с поста мэра Ченстохова к партии примкнул известный социалистический политик Ромуальд Ярмулович. Печатным органом партии была газета Przedświt (Рассвет).
С ППС—Прежней революционной фракцией были аффилированы Центральное объединение классовых профсоюзов (CZKZZ)[5] и молодёжная организация. Партийной силовой структурой являлась варшавская Рабочая милиция[6] — группа правосоциалистических боевиков, совершавшая нападения на представителей коммунистической и консервативной оппозиции. Командиром (комендантом) Рабочей милиции являлся видный деятель партии Юзеф Локетек, близкий соратник Яворовского, известный также в качестве криминального авторитета[7]. Членом партии был и лидер крупной варшавской ОПГ Лукаш Семёнтковский по прозвищу Tata Tasiemka[8]. Часть рэкетирских доходов — в частности, с рынка Керцеляк, поступала в партийную кассу[9].
Партия жёстко, вплоть до физических методов, противостояла всем противникам Пилсудского, будь то коммунисты или консерваторы-эндеки[10].
Раскол и кризис
На парламентских выборах 1930 года ППС—Прежняя революционная фракция потерпела поражение. В сейм были избраны лишь несколько её членов, причём по списку Беспартийного блока сотрудничества с правительством (впоследствии они образовали группу ББС — «Социалисты Беспартийного блока»).
В 1931 в партии и профобъединении произошёл раскол, существенно подорвавший позиции и влияние. Енджей Морачевский и его сторонники (в частности, Зигмунт Гардецкий) разошлись с Раймундом Яворовским и его группой (Адам Щипёрский, Юзеф Локетек, Болеслав Бергер и другие). Разногласия состояли в том, что Яворовский придерживался в своей политике классовых и идеологических акцентов, тогда как Морачевский при всех обстоятельствах оставался лоялен «Санации». Вместе с Морачевским партию и CZKZZ покинули многие члены и активисты. Группа Морачевского непосредственно примкнула к Беспартийному блоку. Под эгидой Морачевского был также создан Союз профессиональных союзов (ZZZ), значительно превышавший по численности профобъединение, ориентированное на Яворовского.
В 1935 году сильнейший удар по партии нанесла кончина Пилсудского. Крайне правый авторитаризм правящих преемников маршала не соответствовал популистским установкам социалистов.
Участие в Сопротивлении
ППС—Прежняя революционная фракция продолжала существовать до осени 1939. 11 сентября 1939 года партия призвала поляков сопротивляться нацистскому вторжению[11]. Многие члены партии примкнули во время войны к подпольной ППС-Свобода, Равенство, Независимость.
Продолжение традиции
Видный деятель ППС—Прежней революционной фракции, генеральный секретарь партии Адам Щипёрский в 1976 году выступил соучредителем диссидентского Комитета защиты рабочих[12]. В политическом самиздате ПНР Щипёрский описывал опыт антикоммунистической борьбы и организации профсоюзного движения во Второй Речи Посполитой и в Великобритании[13].
Традиция «социалистической пилсудчины» нашла некоторое продолжение в рабочем протестном движении ПНР: стихийные выступления начала и середины 1970-х с массовыми беспорядками, погромами магазинов, нападениями на коммунистических функционеров и милицию.
Антикоммунизм польских рабочих взращён социалистической традицией Пилсудского и Яворовского[14].
В движении Солидарность сходные черты демонстрировали такие деятели, как Ян Рулевский и Мариан Юрчик — в радикализме и классовых приоритетах, но без социалистической идеологии.
Примечания
- Awantura o niepodległość
- Кризис политической системы капитализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы / И. В. Михутина. Режим «санации» в Польше и рабочий класс.
- Раймунд Яворовский — первый боец Первого маршала
- Niepodległościowe tradycje socjalistów w II RP. Niepodległość (1919—1939)
- Ludwik Hass, Organizacje zawodowe w Polsce 1918—1939 (Informator), Warszawa 1963
- Неосоциалистические тенденции в доктрине и практике пилсудчины // Сергей Кара-Мурза и другие. Коммунизм и фашизм: братья или враги? М.:Яуза-пресс; 2008.
- Młot A. (pseud.), Bezkarni bandyci stolicy. Powieść o Warszawie grozy i zbrodni, Głos Stolicy (13 IX — 16 XII 1932 r.)
- Jerzy Rawicz, «Doktor Łokietek i Tata Tasiemka. Dzieje gangu»
- Gangster II RP: Tata Tasiemka i jego ferajna
- Doktor Łokietek — gangster i patriota. S.2
- Obrona cywilna Warszawy we wrześniu 1939 r., Warszawa 1964
- Powstanie KOR-u
- Adam Szczypiorski, 1895—1979
- Солидарность в возрасте Христа. Восстание