Семёнтковский, Лукаш
Лукаш Семёнтковский (польск. Łukasz Siemiątkowski; 5 сентября 1876, Милянувек — февраль 1944, Майданек) — польский социалистический активист и криминальный авторитет. Боевик ППС, боец Польских легионов. Член руководства ППС—Прежней революционной фракции, соратник Раймунда Яворовского и Юзефа Локетека. Лидер крупнейшей варшавской ОПГ. В годы немецкой оккупации участник антинацистского подполья. Погиб в концлагере Майданек.
Лукаш Семёнтковский | |
---|---|
польск. Łukasz Siemiątkowski | |
Псевдонимы | Tasiemka, Ignac, Tata Tasiemka |
Дата рождения | 5 сентября 1876 |
Место рождения | Милянувек |
Дата смерти | февраль 1944 |
Место смерти | Майданек |
Гражданство | Польша |
Род деятельности | рабочий; активист ППС и ППС—Прежней революционной фракции; разведчик в Польских легионах; депутат городского совета Варшавы; лидер ОПГ; антинацистский подпольщик |
Партия | Польская социалистическая партия, Польская социалистическая партия — Прежняя революционная фракция |
Основные идеи | правый социализм, пилсудчина |
Награды |
Социалистическое начало
Родился в семье плотника. С 17 лет работал на ткацкой фабрике в Гродзиске. Сошёлся с социалистическим подпольем, распространял нелегальную литературу. Получил партийную кличку Tasiemka (Тасемка — Тесёмка)[1].
В 1904 Лукаш Семёнтковский переехал в Варшаву. Работал на резиновой фабрике. Состоял в ППС. За нелегальную деятельность в 1911 был арестован, но освобождён за недостатком улик.
Разведчик и боевик
В Первую мировую войну Лукаш Семёнтковский служил в разведывательном подразделении Первой бригады Польских легионов Юзефа Пилсудского (в том же подразделении была разведчицей Констанция Яворовская). Состоял также в боевой группе ППС, участвовал в её акциях. Носил подпольный псевдоним Ignac (Игнац).
В 1918 арестован немецкими властями, помещён в Варшавскую цитадель. 7 ноября 1918 был приговорён к смертной казни. Исполнение назначалось на 14 ноября, но 11 ноября 1918 закончилась война и была провозглашена независимость Польши[2]. Семёнтковский вышел на свободу.
Партийный деятель
В независимой Польше Лукаш Семёнтковский продолжал политическую деятельность как социалистический активист. Руководил ячейкой ППС. Тесно сотрудничал с комендантом партийной Рабочей милиции Юзефом Локетеком[3]. В 1927 стал членом Варшавского комитета ППС и был избран в городской совет Варшавы. Председателем комитета и совета являлся Раймунд Яворовский.
Осенью 1928 Семёнтковский вместе с Яворовским и Локетеком перешёл в ППС—Прежняя революционная фракция (ППС—ПРФ) — партию социалистов, безоговорочно поддерживавших Пилсудского[4]. Семёнтковский отличался фанатичной преданностью Раймунду и Констанции Яворовским, которых называл своей «Альфой и Омегой»[1].
Гангстер-орденоносец
В 1928 году Семёнтковский основал криминальную структуру, установившую рэкетирский контроль над крупнейшим варшавским рынком Керцеляк[5]. Был известен под прозвищем Tata Tasiemka (Папа Тасемка, Папа Тесёмка). Отмечалась, что его банда не имела никаких национальных или религиозных предрассудков, в ней состояли и поляки-католики, и православные украинцы, и евреи[6].
Рэкет осуществлялся бандитами Папы Тесёмки при участии Рабочей милиции Локетека. В общей сложности документально зафиксированы 44 преступных эпизода[7]. Криминальные операции отличались большой жёсткостью, широко практиковались вымогательства и физическое насилие. Помимо рэкета коммерсантов, группировка занималась «крышеванием» ресторанов и охраной публичных домов.
Полицейские в форме на Керцеляке для безопасности ходят по двое, хотя на самой площади на них не нападают — на основании всё той же тихой неписаной взаимности. Впрочем, спокойствие, порядок и безопасность лотков и торговцев Керцеляка реально держатся на незаметных «мальчиках» Папы Тесёмки.
Фелициан Славой-Складковский[8].
При этом Семёнтковский оставался членом партийного руководства, финансировал партию за счёт криминальных доходов. ОПГ Папы Тесёмки участвовала в межпартийном и межпрофсоюзном противостоянии, совместно с Рабочей милицией силовыми методами поддерживала ППС—ПРФ и Центрального объединения классовых профсоюзов. Семёнтковский использовал свой криминальный ресурс в конкуренции и решении вопросов с работодателями, в установлении расценок на рынке труда[9]
Биографы Семёнтковского отмечали, что жёсткий и решительный Папа Тесёмка не любил вида крови и сцен насилия. Личного участия в таких действиях он старался не принимать. Задачи этого характера выполнял в группировке Панталеон Карпиньский, правая рука главаря, отличавшийся безоглядной жестокостью с элементами садизма[1].
В начале 1932 Лукаш Семёнтковский был арестован, предстал перед судом и приговорён к 3 годам тюрьмы (меньше, чем некоторые члены группировки). Вскоре срок сократился до 2 лет. 1 августа 1935 президент Польши Игнацы Мосьцицкий помиловал Семёнтковского.
В 1937 Лукаш Семёнтковский был награждён Крестом Независимости (вручён в 1939).
Подпольщик. Кончина в концлагере
При нацистской оккупации Лукаш Семёнтковский активно включился в подпольную борьбу. Осенью 1942 вместе с сыном был арестован немцами, помещён в тюрьму Павяк, оттуда отправлен в Майданек[10].
В концлагере Лукаш Семёнтковский умер от тифа в феврале 1944.
Личность и память
Очевидцы описывали Лукаша Семёнтковского как невысокого коренастого человека округлой комплекции с лысиной и густыми закрученными усами. Он не получил практически никакого образования, едва овладел грамотой, но отличался живым и острым умом, отражавшимся во взгляде[1].
В современной Польше Лукаш Семёнтковский воспринимается прежде всего как бандит. Участие в борьбе за независимость, партийная деятельность, депутатство, подполье и гибель в концлагере оттеснены на второй план образом жестокого «Папы Тесёмки», главаря «хлопцев с Керцеляка».
В то же время фигура Лукаша Семёнтковского подчас романтизируется. Под прозвищем Tata Tasiemka он упоминается в популярной песне барда Станислава Гжесюка Rum Helka[11][12].
Примечания
- Doktor Łokietek i Tata Tasiemka, najsłynniejsi gangsterzy II RP
- Tata Tasiemka
- Niepodległościowe tradycje socjalistów w II RP. Niepodległość (1919—1939)
- Раймунд Яворовский — первый боец Первого маршала
- Gangster II RP: Tata Tasiemka i jego ferajna
- Straszne twarze z Kercelaka
- Jerzy Rawicz, «Doktor Łokietek i Tata Tasiemka. Dzieje gangu»
- Административные и прочие цветочки
- Героев выдвигают годы тревог и бедствий
- Pan na Kercelaku
- Rum Helka, Kercelak i Tata Tasiemka
- Stanislaw Grzesiuk — Rum Helka