Плеть

Плеть (также плётка) — инструмент, представляющий собой верёвки или ремни, соединённые на рукоятке[1]. Обычно представляет собой несколько или один (чаще всего — от двух до девяти) плетёный «хвост» из кожи или другого материала, объединённых рукоятью.

Кожаная плеть-девятихвостка («кошка»). Долларовая банкнота приведена для сравнения размеров.

Исторически является весьма древним инструментом и не имеет одной ярко выражаенной области применения. На протяжении истории человечества различные виды плетей использовались и продолжают использоваться в работе пастухами, в ряде случаев применяются всадниками для управления лошадьми, а также для осуществления различных телесных наказаний. При определённых обстоятельствах плеть может являться оружием[2].

Устройство и технология изготовления

Плеть представляет собой сплетённую из пенькового троса плётку, имеющую от семи до тринадцати косичек, чаще – девять. В классической «кошке» каждая из косичек заканчивалась так называемым «кровавым» узлом, на котором было от двух до девяти шлагов. «Кошки» подразделялись на простые и более тяжёлые «воровские» — ими обычно пороли за кражи[3].

Плеть, как орудие телесного наказания

Плети были известны уже в Древнем Риме, где порка ими (лат. flagellorum castigatio) было наказанием для рабов. Плети делались из ремней с узлами и/или свинцовыми шариками; существовали и особые плети (flagella talaria), в которые ввязывались острые бараньи кости — наказание ими могло быть смертельно. В древних Афинах для рабов существовала особая четырёххвостая плеть из воловьих жил, хвосты которой при ударе достигали груди.

На британском флоте плеть применялась для казни[4].

В России

В России плети состояли из короткой деревянной рукоятки и плетива в палец толщиной, состоявшего из кожаных ремешков; до 1839 года они заканчивались двумя хвостами, а после стали трёххвостыми.

В XVII веке плети приобрели огромное значение среди духовенства: духовные суды назначали их в своих приговорах, духовное начальство пользовалось ими как дисциплинарным средством, носившим название «монастырского смирения»; духовные суды назначали наказание плетьми за те преступления, которые светскими властями карались кнутом: плети назначались не только для духовных лиц, но и для светских, подсудных церковному суду; плети служили взысканием и для мелких светских чиновников в духовных установлениях за служебные провинности. Число ударов плетью определялось в общих выражениях: нещадно, жестоко, немилостиво.

Плеть имела значение и в домашнем быту: по Домострою она — обычное орудие для домашнего наказания. Коллинс рассказывает, что жених в день свадьбы кладёт плётку в свой сапог как символ своей власти над супругой.

Плети употреблялись для наказания крепостных, а также для наиболее строгих наказаний в учебных заведениях, особенно духовных; также их употребляла полиция для суммарной расправы; наконец, наказание плетьми составляло высшее дисциплинарное взыскание по уставу Санкт-Петербургского рабочего дома.

В начале XVIII века плети появляются в практике светских судов и в законодательных актах и постепенно играют всё более и более важную роль, а по Уложению о наказаниях 1845 года делаются самым тяжким наказанием. Плети служили как замена кнута, с одной стороны, когда кнут оказывался слишком строгой карой, а с другой — с практической целью: так как наказанных кнутом нельзя было отдавать в военную службу, то последовал ряд указов, повелевающих годных в военную службу бить плетьми вместо кнута и отдавать в солдаты, а негодных — бить кнутом и ссылать[5].

Поскольку как плети заменяли собою кнут, наказание ими совершалось на кобыле, всенародно, рукой палача. Битьё плетьми разделялось на простое и нещадное; оно назначалось и как самостоятельное наказание, и в соединении с другими (ссылкой в Сибирь, в монастырь, отдача на военную службу). Плетьми наказывались государственные преступники (тайной канцелярией), участники в Лопухинском деле, в Пугачёвском бунте, в чумном бунте (те, кто не был уличён в убийствах), бунтовавшие крепостные и фабричные рабочие, убийцы при особенно смягчающих обстоятельствах, несовершеннолетние — за важные преступления.

Мало-помалу плети становятся обычным наказанием (вместо кнута) за менее значительные имущественные преступления:

  • по указу 1781 года наказанием за кражи до 20 рублей, даже при повторении, служат несколько ударов плетьми и заключение в рабочий дом;
  • в 1799 году учинивших кражу от 20 рублей и выше предписано наказывать плетьми и годных отдавать в рекруты, а негодных ссылать на поселение.

Наряду с производившимся публично, рукой палача, уголовным наказанием плетьми, которое начинает рассматриваться как наказание позорящее и делающее невозможной отдачу наказанного в военную службу, в начале XIX века порка плетьми начинает применяться в качестве исправительного полицейского наказания, исполнявшегося полицейскими служителями не публично; в 1820 году присуждённых за кражу к отдаче в военную службу было велено пороть плетьми нижним полицейским чинам, а не палачам. По Своду законов 1832 года публичное наказание плетьми через палача и ссылка назначались в 29 случаях (подделка высочайших грамот, не повлёкшая важного вреда; контрабанда; кровосмешение; скотоложество и т.п.).

Плетьми наказывались ссыльнокаторжные и поселенцы, пойманные при попытке побега, а также уличённые в его подготовке и других преступлениях, упоминашихся как в Своде, так и в указах 1840 и 1851 годов. Исправительное наказание плетьми было сохранено и в Своде: оно сопровождалось отдачей в солдаты (при неспособности к службе ссылкой на поселение), отдачей в арестантские роты, в рабочие и смирительные дома или возвращением на прежнее место жительства; кроме того, наказание плетьми полагалось за легкомысленное богохуление, укрывательство беглых, мошенничество, кражу и др.; за маловажные вины назначалось наказание плёткой через одежду.

По Уложению 1845 года, отменившему наказание кнутом, порка плетьми сделалась высшим телесным наказанием и назначалась в количестве 80—100 ударов при каторжных работах и 10—30 ударов при ссылке на поселение; тогда же плети были отменены в качестве полицейского взыскания. Всего плети упоминаются в 134 статьях Уложения.

В 1863 году плети были исключены из лестницы наказаний. Действовавшее на начало XX века право сохраняло плети в количестве до 100 ударов как наказание для ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев мужского пола[6].

См. также

Примечания

  1. Толковый словарь Ожегова
  2. Всесильная плеть
  3. Лев Николаевич Скрягин, Морские узлы: Издательство «Транспорт»; Москва; 1994; с.13 ISBN 5-277-01807-7 «В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались кошками. Они представляли собой сплетённую из пенькового троса плётку, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще – девять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до девяти шлагов. Кошки подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжёлыми. Ими секли за кражу»
  4. Лев Николаевич Скрягин, Морские узлы: Издательство «Транспорт»; Москва; 1994; с.13 ISBN 5-277-01807-7 «С далеких времён парусного флота такие многократные простые узлы у моряков разных стран назывались кровавыми. В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались кошками. Они представляли собой сплетённую из пенькового троса плётку, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще – девять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до девяти шлагов. Кошки подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжёлыми. Ими секли за кражу. При наказании кошкой провинившегося матроса принизывали за кисти рук к решётчатому люку, который вертикально ставили на шканцах или к стволу пушки. Как правило, при этом вдоль обоих бортов выстраивали всю команду корабля и боцман (или его помощник) под барабанный бой наносил удары кошкой по голой спине наказуемого. Число ударов исчислялось дюжинами. В зависимости от проступка матрос в наказание мог получить от одной до двенадцати дюжин. Обычно после третьего удара на спине винившегося появлялась кровь, так как узлы, туго затянутые на концах косичек кошки, прорезали кожу (отсюда и название узла). После первой дюжины ударов, окровавленные косички кошки слипались в один жгут и удары становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали в состоянии шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо натренированных матросов, британское адмиралтейство в середине XVII-го века издало ханжеский приказ — после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан был разъединить слипшиеся от крови косички кошки. Эта процедура носила название расчесать кошку. Она повторялась после каждой дюжины ударов. Но даже самые выносливые матросы не могли выдержать шести дюжин ударов, теряли сознание от боли и погибали. В современном английском языке сохранилось идиоматическое выражение tо scratch the cat (расчесать кошку), которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, теперь имеет значение облегчить страдание»
  5. 1 Полн. Собр. Зак. 1730 г. № 5632
  6. Уст. о ссыльн. изд. 1890 г., ст. 435, 436 и закон 1893 г.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.