План Рабли — Шахта — Вольтата

План Рабли — Шахта — Вольтата — нереализованный проект межправительственного соглашения, касающийся еврейских беженцев из Германии и Австрии, обсуждавшийся в 1938—1939 годах. Планировалось в течение 3-5 лет обеспечить эмиграцию из Германии 150 тысяч трудоспособных евреев в США, Великобританию и другие страны за счет средств самих эмигрантов и международной помощи, а затем и всех остальных евреев. План провалился из-за нежелания других стран принимать беженцев и политики нацистов, игнорировавших предварительные договорённости.

Предшествующие события

Джордж Рабли

В 1933 году к власти в Германии пришли национал-социалисты, чьё отношение к евреям было основано на идеях расового антисемитизма. Преследование евреев имело следствием массовую эмиграцию. В 1933—1937 годах из Германии уехало 130 тысяч евреев[1]. После аншлюса нацистами Австрии в марте 1938 года начался исход евреев и из этой страны[2].

В июле 1938 года на межправительственной Эвианской конференции по проблеме беженцев, созванной по инициативе президента США Франклина Рузвельта, было принято решение создать в Лондоне Межправительственный комитет по делам беженцев (ICR, IGCR) из представителей стран-участниц конференции[3]. 6 августа исполнительными директорами комитета были избраны представители США Джордж Рабли и Роберт Пелл. Рабли запросил разрешения на переговоры с Германией, но его отъезд был задержан из-за судетского кризиса[4].

Основная проблема состояла в том, что другие страны отказывались принимать еврейских беженцев, либо принимали их в ничтожном количестве[5].

Договоренности Рабли с представителями Германии

Ялмар Шахт

Первоначально рейхсминистр экономики Герман Геринг поручил разработку деталей соглашения австрийскому министру экономики Гансу Фишбёку. После событий «Хрустальной ночи» Геринг и президент Рейхсбанка Ялмар Шахт договорились, что этот проект берёт на себя Шахт[4].

15 декабря 1938 года Рабли по поручению президента США Франклина Рузвельта встретился в Лондоне с Шахтом[4]. Рабли предложил Шахту разработать программу по эмиграции в течение пяти лет всех проживающих в Германии трудоспособных евреев — как граждан Германии, так и лиц без гражданства. В качестве дополнения к заключенному в 1933 году соглашению Хаавара об иммиграции евреев в Палестину новое соглашение должно было содействовать иммиграции и во многие другие страны.

За спасение евреев Шахт потребовал 3 млрд рейхсмарок, что равнялось 1 млрд 200 млн долларов. Несмотря на ультимативность предложения Шахта и несуразность суммы, переговоры были продолжены. Второй раз Рабли находился в Германии с 11 января по 2 февраля 1939 года[6][7].

После смещения Шахта с поста председателя Рейхсбанка 20 января 1939 года Геринг поручил дальнейшее ведение переговоров с Рабли советнику Министерства экономики Гельмуту Вольтату[8].

1 февраля Рабли составил по итогам переговоров строго секретный меморандум с проектом договора[9], в котором среди прочих содержались следующие пункты:

  • Определение принадлежности к евреям согласно Нюрнбергским законам.
  • Разделение евреев на «наемных рабочих» (трудоспособные евреи в возрасте от 15 до 45 лет), «имеющих право на получение материальной помощи», «пожилых и немощных» (от 45 лет) и «нежелательных».
  • Изначальный выезд за границу около 150000 «наемных рабочих» в течение 3-5 лет.
  • Разделение на «арийцев» и «неарийцев» до тех пор, пока немецкие рабочие места занимают еврейские «наемные рабочие».
  • Создание трастового фонда с правлением из двух немецких и двух зарубежных доверенных лиц, на 25 % состоящего из еврейских активов — для приобретения инвентаря, покрытия путевых и фрахтовых издержек, а также для содействия проектам по строительству жилья для мигрантов.
  • Содержание лиц, неспособных заработать себе на жизнь, должно производиться в первую очередь за счет еврейских активов в Германии, не учитывая их части, переданной в трастовый фонд.
  • Аванс валюты 150000 эмигрантам в качестве «помощи для иммиграции» от стран-членов ICR и последующий трансфер активов трастового фонда по выгодному валютному курсу.
  • Привлечение компании Хаавара к трансферным перевозкам в утвержденных ранее пределах.
  • Организационное урегулирование в части паспортов, обучения новым специальностям и провоза дозволенных товаров.

Проект договора не содержал никаких указаний на то, как должны были осуществляться поступление еврейских активов в фонд и запланированное обеспечение содержания (например, арест имущества).

Провал плана

Очередь на оформление выездных документов в Берлине, январь 1939

Однако 11 февраля 1939 года на заседании Центральной имперской службы по эмиграции Рейнхард Гейдрих заявил, что полагаться на план Рабли не следует и нужно стимулировать эмиграцию всеми имеющимися средствами[5].

Обсуждение проекта договора на заседании правления ICR 12 февраля вызвало жаркие споры. Среди прочих, там присутствовали представители Франции (Рене Тьерри и Эммануэль Моник), Нидерландов (Тейксейра де Маттос) и Бразилии (Элио Лобо).

На пленарном заседании ICR от 13 февраля проект договора не был вынесен на голосование и, тем самым, не был ратифицирован контрагентами Германии.

21 февраля Геринг издал декрет, требовавший от немецких евреев в течение двух недель сдать властям по фиксированной цене все предметы из драгоценных металлов[10][11]. 25 февраля еврейские организации в Германии получили указание предоставлять полиции ежедневные списки ста человек, которые должны были покинуть Германию в течение 2 недель. Это нарушало все предварительные договорённости Рабли и Вольтата. К тому же не было ещё стран, которые были бы готовы принять этих беженцев[5]. И наконец, Рабли, пробыв на посту исполнительного директора ICR шесть месяцев, ушел в отставку[12].

В марте Вольтат сделал запрос о готовности принимать беженцев: выяснилось, что в США и других странах работа по подготовке к приёму беженцев находится на начальном этапе. В мае делегация немецких евреев в Лондоне также не получила никаких документальных подтверждений готовности к содействию эмиграции евреев из Германии[5].

Более того, не предполагая, что альтернативой «выкупу» немецких евреев будет массовое уничтожение, против плана выступили некоторые еврейские организации, особенно из левой части политического спектра. Они опасались, что такое соглашение спровоцирует другие страны, в частности Польшу и Румынию на аналогичные действия по отношению к евреям. Также эти организации участвовали в организации антигерманского бойкота, а план предполагал, что евреи станут по сути «продавцами» немецких товаров, поставляемых взамен изъятого еврейского имущества[13].

В конце концов, в связи с отсутствием реальных возможностей для переселения и его финансирования план Рабли полностью провалился и с началом Второй мировой войны потерял актуальность[5].

Примечания

  1. Bauer, 1981, p. 26.
  2. Михман, 2001, с. 218—219.
  3. Intergovernmental Committee on Refugees (англ.). Britannica (20 декабря 2018). Дата обращения: 12 февраля 2022.
  4. Михман, 2001, с. 239.
  5. Михман, 2001, с. 241.
  6. Басин, октябрь 2009.
  7. Михман, 2001, с. 239—240.
  8. Михман, 2001, с. 240.
  9. Vogel, 1977, с. 246—251.
  10. Chronology of Jewish Persecution: 1939
  11. Оригинал документа (нем.)
  12. Penkower, 2013, p. 13.
  13. Feingold, H. L., & פיינגולד, ה. ל. (1975). הצלה באמצעות התיישבות מחדש בממדים גדולים — כמה תעודות חדשות, 1938—1943 / RESCUE THROUGH MASS RESETTLEMENT: SOME NEW DOCUMENTS, 1938—1943. Michael: On the History of the Jews in the Diaspora / מיכאל: מאסף לתולדות היהודים בתפוצות, ג, 302—335

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.