Отроки во Вселенной

«О́троки во Вселе́нной» — советский художественный фильм, вторая часть научно-фантастической дилогии (начало — «Москва — Кассиопея»).

Отроки во Вселенной
Жанр фантастическая комедия
Режиссёр Ричард Викторов
Автор
сценария
А. Зак, И. Кузнецов
В главных
ролях
Оператор Андрей Кириллов
Композитор Владимир Чернышёв
Кинокомпания Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Дистрибьютор Киностудия имени М. Горького
Длительность 80 мин
Страна
Язык русский
Год 1974
Предыдущий фильм Москва — Кассиопея
IMDb ID 0071957

Премьера состоялась 25 марта 1975 года — фильм был выпущен спустя всего полгода после выхода предыдущей части, что было вызвано тем, что оба фильма снимались по единому сценарию. По Центральному телевидению СССР впервые был показан 8 ноября 1976 года.

Сюжет

Фильм начинается с внесения праздничного торта с зажжёнными свечами в комнату, где отмечают 40-летие космонавта Павла Кондратьевича Козелкова, который 27 лет назад покинул Землю в составе экспедиции к Кассиопее на космическом корабле «ЗАРЯ» (Звездолёт аннигиляционный релятивистский ядерный). Во время поднятия фужеров с шампанским внезапно появляется мужчина в костюме и галстукеИ. О. О. Он сообщает, что Козелкову сейчас не 40, а лишь 14 лет, поскольку в процессе полета корабль вошёл в гиперпространство и поэтому сработал временной «парадокс Эйнштейна». Родные космонавта удивляются, особенно его взрослый и бородатый младший брат.

Тем временем на космическом корабле отмечают день рождения и малолетние космонавты. Они моделируют земной (советский) быт, ставят самовар, устраивают чаепитие и вместе под гитару поют песню Роберта Рождественского «Этот большой мир». В следующей сцене демонстрируется пресс-конференция, на которой раскрываются цели миссии космической экспедиции: от «мыслящих существ» поступил сигнал бедствия — на их планете произошла некая катастрофа.

Звездолёт приближается к второй планете звезды Шедар (Альфа Кассиопеи), которая «похожа на нашу Землю». Командир Середа называет эту планету Варианой, в честь члена экипажа Вари Кутейщиковой, которая должна ступить первой на её поверхность. Жёлто-красная капсула с экипажем из трёх космонавтов (Паша Козелков, Варя Кутейщикова и Федя Лобанов) совершает посадку. Земляне видят пустынную равнину с гигантскими белыми «волчками» на горизонте. Космонавт Лобанов делает предположение (неверное), что они построены стрекозоидами. На одном из белых сооружений («лифтовые столбы»), которые Варя первоначально интерпретирует как надгробные памятники, Федя пишет фломастером фразу: «Я был здесь. Лоб». Внезапно из этого сооружения выходят два одинаковых человекоподобных существа в чёрных комбинезонах и белых масках. Лобанов включает нагрудный «смыслоуловитель» и пытается установить контакт с помощью простых фраз: мир, дружба, квадрат гипотенузы. Однако существа его задерживают и уводят. То же самое происходит с двумя другими космонавтами, которые не решаются оказать сопротивление. Все трое оказываются в белом сферическом помещении — «профилактической камере».

Оставшиеся на орбите члены экипажа звездолёта обеспокоены исчезновением своих товарищей. Внезапно они обнаруживают цилиндрическое «искусственное тело» слева по борту. Командир землян Середа желает продемонстрировать дружелюбные намерения. На борту оказываются человекоподобные инопланетяне, трое из которых переходят на «Зарю», где раскрывают тайну катастрофы своей планеты. 250 лет назад их учёные создали биотехнических роботов-исполнителей для выполнения тяжёлой и рутинной работы. Впоследствии были созданы и роботы-вершители, способные управлять роботами-исполнителями и совершенствовать их. Однажды роботы-вершители решили, что счастью людей («живых») мешают муки творчества, чувство неудовлетворённости, сострадание к другим, доброта и совесть. С помощью специальной процедуры «осчастливливания» роботы-вершители начали лишать жителей планеты этих качеств. Цивилизация оказалась на грани исчезновения, так как люди, лишённые чувства любви, перестали оставлять потомство и начали вымирать. Жители начали войну с роботами, но потерпели поражение. Роботы-вершители использовали так называемый «зов» — особое сочетание звуков и мелодий, лишавшее аборигенов воли и заманивающее их на пункты «осчастливливания». Спаслись только те, кто на момент катастрофы оказался в «космической радиообсерватории», которая и подала сигнал бедствия.

Командир звездолёта Середа с помощью копьеобразного «ключа управления» инопланетян подключается к информационной системе «профилактической камеры», где содержатся земляне, и помогает им сбежать. Однако Варя медлит у капсулы, и роботы вновь захватывают землян в плен. На второй капсуле звездолёта отправляется спасательная группа в составе Середы, Сорокиной и лысого инопланетянина Агапита — сына руководителя инопланетной обсерватории (на «Заре» остаются лишь Миша и Катя). Агапит с помощью «ключа управления» находит пленников и помогает им бежать, но он испытывает неодолимый «зов роботов». Земляне случайно обнаруживают словесную формулу, которая нейтрализует роботов-исполнителей: «А, И, Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?». Двое космонавтов (Середа и Козелков) маскируются под роботов и во время подзарядки узнают, что Агапит («живой») находится на 507-м этаже. Агапита без лишнего шума удаётся спасти, но Варя и Юля вновь попадают в плен и готовятся к процедуре «осчастливливания», которую лично осуществляют два робота-вершителя. Единственным спасением оказывается ликвидация «зарядной станции», к которой Середу и Козелкова на рельсовом транспорте доставляет Агапит. Козелков выводит из строя ядерный реактор с помощью металлического гвоздя.

Экипаж орбитальной станции возвращается на планету, цивилизация планеты спасена. Внезапно на чужой планете возникает И. О. О., который на все вопросы землян отвечает «долг службы» и вручает конверт командиру Середе с надписью «Совсем секретно». Внутри тот находит лист бумаги с надписью: «Не пора ли на Землю, друзья?». Земной звездолёт ложится на обратный курс и летит к родной планете.

В ролях

В эпизодах

Нет в титрах

Съёмочная группа

операторы: Галина Шолина, Виталий Шолин
художники: Сергей Ильтяков, Алексей Крылов

Производство

Основные съёмки фильма проходили в Крыму. Пейзаж планеты Вариана снимали на территории военного полигона мыса Опук возле Керчи[1]. Пресс-конференция снималась в Зеленограде возле здания МИЭТ[2].

Актёры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что, если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актёров множилась вся окружающая обстановка. Ещё сложнее приходилось тем, кто играл роботов-исполнителей. Их чёрные кожаные костюмы не имели никаких молний или застёжек, из-за чего для каждой съёмки актёры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли[1].

Как вспоминал Михаил Ершов, сыгравший роль Виктора Середы, проблемы были и с костюмами юных космонавтов. В одном из кадров фильма остались разошедшиеся швы на штанине его героя, не замеченные во время съёмок[3].

Награды фильма

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.