Осада Риги (1656)

Осада Риги 1656 года — одно из событий русско-шведской войны 1656—1658. Армия царя Алексея Михайловича, осадившая Ригу, была в итоге вынуждена снять осаду с города. Причиной снятия осады стало промедление союзной Дании, флот которой не смог обеспечить морскую блокаду города.

Осада Риги
Основной конфликт: Русско-шведская война 1656—1658

Осада Риги в 1656 году. Гравюра XVII века
Дата 24 августа2 октября 1656
Место Рига
Итог победа Швеции - русские войска сняли осаду
Противники

Швеция

Русское царство

Командующие

Магнус Делагарди

Алексей Михайлович

Силы сторон

7389

25 000

     Медиафайлы на Викискладе

    Предыстория

    В августе 1655 года шведский король Карл X Густав воспользовался критическим положением Речи Посполитой и стремительно овладел Польшей. Лифляндская армия шведов заняла Жмудскую землю (Жемайтию), предотвратив выход русских войск к Балтийскому морю. Великий гетман литовский Януш Радзивилл заключил с Карлом Х Кейданскую унию, по которой признал власть шведского короля над Великим княжеством Литовским, чем были сведены на нет все военные успехи русско-казацких сил на землях ВКЛ[1]. При этом шведский король отказался признавать за царём Алексеем Михайловичем титул «великого князя Литовского», принятый после взятия Вильны, и, чтобы снискать симпатии польской шляхты, обещал помощь «против москвы и казаков». Ввиду реальной опасности столкновения с объединёнными польско-шведскими войсками царь решил нанести упреждающий удар. Осенью 1656 года Россия приостанавливает все военные действия против ослабшей Речи Посполитой, заключая 24 октября так называемое Виленское перемирие, и объявляет войну Швеции. Целью наступления были выбраны Динабург (Даугавпилс) и Рига. К крепостям вела основная водная артерия региона — река Западная Двина, верховья которой были заняты царскими войсками ещё в 1654 году. Это обеспечивало возможность организации похода «плавной ратью» с осадной артиллерией, что значительно облегчало передвижение войск[2].

    В феврале 1656 года в Смоленском уезде, в верховьях Двины под руководством воеводы Семёна Змеева началась постройка флотилии из 600 стругов для перевозки войск. К июлю строительство флотилии было в основном закончено. Струги имели длину от 8 до 17 саженей (16—35 м) и могли свободно вмещать по 50 солдат или стрельцов со всем запасом. Прочие суда использовались для доставки продовольствия, эвакуации раненых и больных нижних чинов и перевозки полковой и осадной артиллерии[2].

    После выступления в поход русскими войсками 30 июля был взят Динабург, 14 августа — Кокенгаузен. 24 августа русские войска осадили Ригу.

    Осада

    При приближении русских войск к Риге шведский командующий Магнус Делагарди решил оставить стены форштадта (городского посада) и отступить за городские укрепления. Генерал-лейтенант граф фон Турн, командовавший шведской кавалерией, попал в засаду и лишился головы, были убиты также сопровождавшие его штаб-офицеры[3]. В спешке шведы оставили нетронутыми пригородные сады, что облегчило русской пехоте земляные работы. В короткие сроки солдаты и стрельцы возвели 12 земляных «городков» для укрытия от обстрела[2].

    После возведения фортификаций русские войска подвергли Ригу интенсивному артиллерийскому обстрелу. Помимо чугунных ядер и гранат, город обстреливался зажигательными снарядами (калёными ядрами), а среди мортир применялись новейшие камнемёты — пушки с тонкостенными стволами, способные метать каменные ядра. Производя сопоставимые с гранатами разрушения, эти мортиры не требовали дорогостоящих и сложных для заряжания снарядов («гранат больших», мортирных бомб). В один из дней осады за сутки по городу было сделано 1700 выстрелов из всех видов орудий[2].

    По свидетельству пленных и перебежчиков, артиллерийский обстрел города производил тяжелое впечатление на жителей. Мещане требовали от генерал-губернатора сдать город: «Да почасу де сходятца в ратуше служилых людей начальные люди и мещане, и говорят мещане, чтоб государю добить челом и город здать. И служилые де люди здатца не хотят, ожидают к себе на выручки короля и больших людей вскоре»[4].

    Однако положение гарнизона значительно облегчалось тем, что не удалось обеспечить блокаду города с моря. Не оправдались надежды на помощь датского флота, а попытки захвата шведских фортов, прикрывающих устье Двины, и использования сил собственной флотилии закончились провалом[2].

    12 сентября к шведскому гарнизону прибыли первые подкрепления в количестве 1400 солдат. Вслед за этим царь созвал военный совет, где поставил вопрос о возможности немедленного взятия крепости приступом и целесообразности дальнейшей осады. Старейший офицер-иноземец, генерал Аврам Лесли, и большинство полковников высказали обоснованные сомнения, и через несколько дней началась подготовка эвакуации осадного корпуса[2]. Одновременно появились слухи о начале в Риге эпидемии чумы, что автоматически снимало вопрос о продолжении осады города, так как создавало опасность возникновения болезни среди осаждающей армии[5].

    К 2 октября 1656 года эвакуация осадной армии была практически завершена. В это время гарнизон города произвел успешное нападение на арьергард русской армии. Однако 6 октября, при попытке повторить успех, шведские войска были разбиты и Делагарди отказался от дальнейших нападений[2].

    Итоги

    К моменту снятия осады с Риги внешнеполитическая ситуация изменилась. Исчезла политическая причина войны, так как опасность польско-шведской унии миновала, и Государев поход уже в июле 1656 года превратился в грандиозную демонстрацию силы, на фоне которой велись активные переговоры с Польшей, Бранденбургом, Курляндией и Данией. В этих условиях провал штурма или затяжная осада были гораздо опаснее для престижа русского государя, чем спокойное своевременное отступление. Алексей Михайлович, как полководец, никогда не шёл на авантюрные шаги, и в случае неуверенности в успехе решительных действий, вроде штурма крепости, предпочитал сберечь свои войска и действовать другими методами[2].

    Решение о полном снятии осады было связано с неудачей переговоров с рижским гарнизоном о добровольной капитуляции: расчёты на помощь в этом вопросе курляндского герцога и бранденбургского курфюрста не оправдались[2].

    Несмотря на неудачу под Ригой, итоги похода 1656 года были признаны удачными. Документы свидетельствуют о триумфальном возвращении царя в свои «государевы отчины» (Полоцк, Смоленск и Москву). Овладение почти всем течением Западной Двины, включая Динабург и Кокенгаузен, открывало для России важную коммуникационную линию для выхода в Прибалтику[2].

    Примечания

    1. Таирова-Яковлева Т. Г. Иван Выговский // Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып. 1. — М., 2009.
    2. Курбатов А. А., Курбатов О. А. Инженерно-артиллерийское обеспечение Смоленского и Рижского государевых походов 1654—1656 годов // Военно-исторический журнал. — № 8, 2008. — ISSN 0321-0626.
    3. Голова генерала фон Турна. Эпизод из осады Риги 1656.
    4. Мальцев А. Н. Международное положение Русского государства в 50-х годах и русско-шведская война 1656—1658 годов // Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. / Под ред. А. А. Новосельского и Н. В. Устюгова. — М., 1955. — С. 502.
    5. Курбатов О. А. Рижский поход царя Алексея Михайловича 1656 г.: Проблемы и перспективы исследования//Проблемы социальной и политической истории России: Сборник научных статей / ред. Р. Г. Пихоя. — М., 2009. — С. 83—88.

    Литература

    • Курбатов О. А. Инженерно-артиллерийское обеспечение Смоленского и Рижского государевых походов 1654—1656 гг. // Военно-исторический журнал. — 2008. — № 8. — С. 29-34
    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.