Калёное ядро

Калёное ядро — исторический тип зажигательного артиллерийского боеприпаса (ядра), возникший в конце XV — начале XVI века как специализированный снаряд осадных орудий и основное распространение получивший в XVIIXVIII веках, в период расцвета парусного флота, как средство борьбы с деревянными парусными судами[1][2][3][4]. С распространением во второй половине XIX века броненосцев полностью вышли из употребления[2][5].

Американская 32-пушечная паровая плавучая батарея «Демологос» Роберта Фултона, первый в мире паровой военный корабль (предтеча позднейших пароходофрегатов), изначально конструировалась с расчётом на стрельбу калёными ядрами

Описание

Калёное ядро представляло собой обычный сплошной чугунный снаряд, предварительно нагретый в специальной печи докрасна[1][4][4]. При заряжении такого снаряда, чтобы избежать возгорания пороха, вначале стали сперва помещать в канал ствола орудия деревянный пыж и замазывать его толстым слоем глины, который должен был затем засохнуть; данный метод, использовавшийся, в частности, в Армии Русского государства, был трудоёмким и требовал длительного времени на подготовку орудия[4]. Позднее был разработан более эффективный метод, распространившийся повсеместно, который заключался в использовании сразу двух пыжей: перед заряжением ядра помещался сперва сухой, а затем мокрый пыжи, делавшиеся из верёвок, сена и т. п. (также возможно было использование одного пыжа большой толщины из дёрна, но данный метод значительно повышал опасность разрыва орудия и требовал очень быстрого произведения выстрела[5])[1][2][3][5]. Попадание калёного ядра практически гарантированно вызывало пожар на деревянном судне. Первоначально начавшие применяться при осаде крепостей, позднее калёные ядра стали использоваться преимущественно для борьбы с судами; оборудованием для подготовки таких снарядов стали оснащаться в основном батареи береговых крепостей, реже — корабли[1][2][3][5][4].

Преимущества и недостатки

Данный тип зажигательных боеприпасов по своему действию был существенно более эффективным, чем использовавшиеся параллельно с ним брандкугели[6] и каркасы: благодаря тому, что калёное ядро было слабо отличимо от обычного в полёте и проделывало в деревянном корпусе судна такую же брешь, оно часто могло быть распознано лишь тогда, когда дерево уже загорится (тогда как брандкугель или каркас были хорошо заметны ещё в полёте по отчётливому дымному следу); калёное ядро, плотно прижатое к дереву, воспламеняло его с куда большей эффективностью, чем пламя зажигательного состава брандкугеля или каркаса (которое к тому же могло просто погаснуть вследствие недостатка кислорода или других факторов)[1], и вызванный им пожар было крайне трудно потушить[2]; за счёт большой массы калёное ядро глубоко входило в дерево, что дополнительно усиливало зажигательное действие (впрочем, иногда это преимущество могло оборачиваться и недостатком, если ядро входило в дерево, минимизируя приток воздуха к местам контакта с древесиной и тем самым значительно ослабляя свой воспламеняющий эффект[4])[1], а после попадания, постоянно плотно контактируя с деревом, прожигало палубы — в результате чего уже упавший снаряд иногда мог достичь порохового погреба или даже прожечь днище[5]; сплошная структура ядра делала его куда более прочным, чем пустотелые зажигательные снаряды; сплошные калёные ядра были значительно более сбалансированными, чем пустотелые брандкугели и в особенности каркасы, что позволяло вести значительно более точный огонь на дальние дистанции[1].

Основными недостатками калёных ядер, ограничивавшими возможности для их применения и сдерживавшими их распространение, являлись громоздкость печей, сложность подготовки снарядов и его крайняя пожароопасность, требующая особой осторожности обращения при подготовке и заряжении и представлявшая особую угрозу в бою (в первую очередь — в случае применения кораблём), а также быстрое остывание снарядов (в особенности при контакте с холодными стенками ствола орудия, что требовало быстрого произведения выстрела[4])[5][4] — из-за которого, в свою очередь, подвергались калению лишь снаряды достаточно крупного калибра[4].

Передвижная печь для каления ядер норвежского флота, 1860 г.

Приспособления для накаливания

Первоначально ядра накаливались в специальных ямах, над которыми были укреплены решётки; именно этот метод подготовки снарядов использовался при осадах городов. Применение такого метода, простого в устройстве, было сопряжено со многими неудобствами: для накаливания докрасна ядер, особенно большого калибра, требовалось большое количество топлива; накаливание происходило неравномерно; при ветреной погоде трудно было поддерживать огонь; неприятелю, в особенности в ночное время, было хорошо заметно пламя, сразу выдавая намерение стрелять калёными ядрами и позволяя принять меры предосторожности; на поверхности ядер образовывалась корка из окиси железа и глины, вредная для орудий[1].

В связи с неудобством накаливания ядер на решётках позднее были разработаны печи особой конструкции, приспособленные для эффективного каления ядер — так называемые калильни. В них снаряды раскладывались в несколько рядов на железных полосах, проложенных вдоль рабочего пространства печи с уклоном в сторону очага, где раскладывалось на решётках топливо. Пламя от очага, проходя вдоль рабочего пространства печи, охватывало ядра, выходя в высокую трубу в противоположном его конце. Возле трубы располагалось отверстие, через которое ядра вручную вкладывались в печь. Когда передние, ближайшие к огню ядра достаточно раскалялись, они при помощи специального ухвата извлекались через отверстия, расположенные в боковых стенках печи в нижней части рабочего пространства, после чего следующие снаряды по наклонному пути самостоятельно скатывались на их место, а через верхнее отверстие вкладывалось такое же количество новых ядер. Печи середины XIX века, предназначенные для установки в береговых крепостях, имели значительный размер и позволяли подготавливать более двухсот снарядов одновременно, производя накаливание первых снарядов за 2—3 часа, а всех ядер, заложенных одновременно — за 3—5 часов. Основным недостатком специализированных печей по сравнению с примитивным методом каления на решётках, кроме общей сложности и дороговизны устройства, являлась проистекающая из них практически полная невозможность их постройки при осаде[1].

История

Прообразы калёных ядер применялись ещё в античном мире — так, во время второго вторжения Цезаря в 54 году до н. э. имел место эпизод поджога бриттами палаток в римском лагере путём забрасывания их небольшими глиняными ядрами, раскалёнными докрасна[5]. Первые свидетельства использования калёных ядер в пороховой артиллерии относятся к концу XV века. Снаряды этого типа, эффективные против деревянных построек и укреплений, стали эпизодически применяться в европейских странах при осаде крепостей в XVI — начале XVII веков: в 1577 году поляки использовали калёные ядра в Данциге, в 1580 году — в Полоцке. В 1597 году при осаде Райнберга при помощи калёных ядер был взорван пороховой склад; в 1602 году они применялись в Остенде[1]. В этот период калёные ядра уже были известны и в Русском царстве, где они назывались «расжёными»[4].

Впервые калёные ядра были применены против кораблей, в каковом качестве они и получили основное распространение впоследствии[1][2][3][4], в 1628 году шведами у крепости Вейксельмюнде, а первым крупным успехом применения калёных ядер стала осада Штральзунда в 1678 году. Наибольшего успеха в применении данного типа снарядов достигли англичане при обороне Гибралтара в 17791783 годах (в частности, в 1782 году англичане при помощи калёных ядер, помимо выведения из строя нескольких испанских кораблей, уничтожили 3 их крупные плавучие батареи, взорвав их пороховые магазины)[1][3]; успех применения этого вида снарядов был настолько большим, что артиллеристам стали вручать особую «медаль Калёного Ядра»[5]. Эффективность применения калёных ядер во время обороны Гибралтара привлекла к ним значительное внимание военных и стала основным фактором, который поспособствовал повсеместному распространению данного типа снарядов, которые стали считаться наиболее эффективным зажигательным оружием в морском бою, и быстрому развитию конструкции калильных печей. Появившиеся в XVIII веке брандкугели, более простые и безопасные в применении, не смогли вытеснить калёные ядра, поскольку те имели ряд существенных преимуществ. К середине XIX века калёные ядра, ранее использовавшиеся и на кораблях и иногда при осаде крепостей с суши, сохранились лишь на вооружении береговых крепостей, продолжая, однако, считаться довольно перспективным видом боеприпасов, наиболее эффективным для поджигания кораблей[1]. Появление и массовое распространение во второй половине XIX века броненосных кораблей привело к быстрому выходу из употребления калёных ядер, стремительно становившихся бесполезными, и их полному исчезновению к 1870-м годам[2][5].

Примечания

  1. А. К. Р. Калёные ядра // Военный энциклопедический лексикон. — 2-е изд.. СПб.: Тип. штаба военно-учебных заведений, 1854. — Т. 6. — С. 431—432. — 669 с.
  2. Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. Г. А. Леера. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1895. — Т. 7 (Русско-турецкая война 1828-29 гг. — Тяжущиеся). — С. 249. — 641 с.
  3. Каленое ядро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  4. Валерий Потапов. Боеприпасы корабельной артиллерии. Весёлый Роджер: история морского разбоя (9 декабря 2007). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  5. Карман У. Глава 9. Боеприпасы // История огнестрельного оружия. С древнейших времен до XX века = A History of Firearms: From Earliest Times to 1914 / пер. М. Барышников. М.: Центрполиграф, 2006. — 304 с. — (История войн и военного искусства). 5000 экз. — ISBN 5-9524-2320-5, ISBN 978-5-9524-3274-1.
  6. Брандкугель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.