Осада Никеи (1331)

Осада Никеи армией Османа I, а затем Орхана в период с 1302 года, заключительный этап которой проходил с 1328 по 1331 год, и закончившаяся её взятием, ознаменовала собой переломный период в истории противостояния Византии и Османской Империи. Византия была вынуждена окончательно отказаться от поддержки своих азиатских городов.

Осада Никеи
Дата 1302—1331
Место Никея
Итог Победа османов
Противники

Византийская империя

Османский эмират

Командующие

Андроник III Палеолог

Орхан I

Силы сторон

неизвестно

неизвестно

Потери

неизвестно

неизвестно

    Одни из военных ворот вдоль западных валов города

    Предыстория

    В 1204 году во время Четвёртого крестового похода крестоносцы захватили Константинополь, столицу Византийской империи, после чего на территории Византии возникло несколько государств: Эпирский деспотат, Трапезундская и Никейская империи. Первым императором последней стал Феодор I Ласкарис. Феодор I и его наследники расширяли территорию государства и усиливали влияние, пока в 1259 года Михаил VIII Палеолог не узурпировал трон. В 1261 году он отбил у латинян Константинополь и возродил Византийскую империю. После этого Никея потеряла свой столичный статус, и оказалась мало защищённой. Византийцы сконцентрировались на восстановлении своей власти на Балканах, а восточные территории империи в Анатолии были ослаблены.

    В конце XIII века в окрестностях Эскишехира неподалёку от Никеи возник Османский бейлик. Сын основателя бейлика, Эртогрула, Осман I, ставший удж-беем в 1281 году, начал расширять подвластные ему территории. К 1299 году им были захвачены Караджахисар (в окрестности Эскишехира), Биледжик, Инегёль, Ярхисар. Некоторые территории подчинились ему добровольно[1]. При Эртогруле раздел между владениями Византии и пастбищами кайи проходил по реке Сакарья. Вдоль этой границы к 1280 году Михаилом Палеологом были построены укрепления. Но в 1302 году вследствие сильного разлива Сакарья изменила русло. Укрепления стали бесполезны и, как результат, греки ушли от них, а люди Османа стали занимать территории на другом (византийском) берегу реки[2][3].

    Осада Никеи

    Ибн Баттута, посетивший Орхана в Никее почти сразу после её захвата, писал: «Это его отец захватил Бурсу у греков, и, как говорят, он осаждал Язник [Никею] около двадцати лет, но умер, прежде чем он был взят. Его сын Орхан осадил город за 12 лет до захвата, и именно там я его видел»[4]. Современные историки тоже считают, что осада Никеи длилась около тридцати лет[5].

    К 1301 году Осман уже совершил рейд к Никее, и атаковал Прусу[6]. В 1302 году состоялась Бафейская битва. Поражение Византии привело к её критичному ослаблению в Вифинии, вызвало волну беженцев, что изменило демографическую ситуацию в регионе, который был заселён вновь прибывшими тюрками. Примерно в это же время, возможно, ещё до победы при Бафии, Осман взял Акхисар, ключевую стратегическую точку, и Орхан сделал его центром операций в кампаниях до 1305. Кампании Османа и Орхана 1304 года фактически обеспечили контроль путей на Константинополь, что предотвратило сухопутную поддержку Никеи из столицы[5]. Позже при помощи Конур-Альпа Орхан захватил Туз-Пазари, и после тяжелой двухдневной битвы весь регион оказался под контролем семьи Османа[7]. Византийские крепости, крупнейшими из которых были Пруса, Никея и Никомедия, остались изолированными островками среди территорий, занятых турками, поскольку их связь с Византией была почти блокирована[8][9]. К 1305 году крепости Кизилхисар и Дербенд контролировали дороги к Никее с юга, крепости Акхисар, Гейве и Кара-Чепуш (Катоикия) отрезали Никею от Никомедии и Сапанки с севера, крепости Меке и Лефке на Сакарье, стоявшие на дороге с востока, тоже перешли в руки Османа[7].

    Для Византийской империи общая ситуация была тяжёлой из-за постоянных набегов тюрок в Западной Анатолии, включая Османа и Гермияногулларов. Императору пришлось против желания использовать каталонских и аланских наемников. В этих обстоятельствах, император решил пойти другим путём и возлагал на него большие надежды. Он попробовал привлечь Хулагуидов против всех пограничных тюрок, в том числе и против Османа[10]. В течение некоторого времени обсуждались планы брака византийской принцессы сначала с Газан-ханом, а после его смерти в мае 1304 года — с Худабандэ Олджейту. Переговоры затягивались, летом 1304 года Осман начал свою кампанию в долине Сакарьи[10]. В 1305 году[11] Ильхан Олджейту пообещал Андронику II 40 000 воинов для противостояния экспансии Османа. Пахимер связывает это с ожидавшимся браком ильхана и византийской принцессы[12]. Мария, побочная дочь Михаила Палеолога, сестра Андроника и вдова хана Абаги отправилась в Никею, для продолжения переговоров о браке и приободрения жителей города[10][12][13]. Её презрительное поведение по отношению к Осману и угрозы привести монгольское войско против него только разозлили его[10][12][13]. Осман поторопился захватить крепость Трикоккия до подхода сил монголов и сделал её своей базой для операций против Никеи[12][13]. Трикоккия описывается как крепость, расположенная в непосредственной близости к Никее в горах, как застава[13]. Точно идентифицировать это место не удалось, утверждение Хаммера, что Трикоккия — это Кочхисар, не подкрепляется доказательствами[14]. Это была единственная крепость, которую Осман взял штурмом, а не осадой. Причём единственными приспособлениями, использованными отрядами Османа, были сооружённые рампы (пандусы)[15]. В 1308 году Олджейту отправил 30 000 человек «для отвоевания многочисленных городов, захваченных турками в Вифинии»[11]. Результат столкновения войск Османа и Олджейту историки не описывают, города Вифинии так и не вернулись к Византии[16].

    В то время не было пушек, а техникой штурма с построением осадных башен и использованием баллист недавние кочевники ещё не владели, поэтому захват крепостей осуществлялся путём длительной блокады и изнурением осаждённых голодом и жаждой[7]. В 1326 году именно так была принуждена к сдаче Пруса, которую сын Османа, Орхан, захватил после долгой осады и сделал своей столицей. Никея была городом, приспособленным для длительной защиты. Ибн Баттута описывал её в 1331 году: «Изник лежит на озере, и к нему можно добраться только по одной дороге вроде моста, вмещающей только одного всадника за раз.<…> Внутри есть сады, дома и поля и питьевая вода получается из колодцев»[4]. В Анонимной хронике и в хронике Нешри содержится описание осады Никеи. Согласно им, Осман увидел, что крепость не может быть взята, поскольку была окружена водой, и к ней трудно добраться. Тогда он велел построить форт на склоне горы со стороны Енишехира (Нешри писал о двух фортах). Хроники сообщают, что в форте был оставлен отряд из 40 человек под командованием смелого воина по имени Таз Али для блокирования Никеи. Ещё в XV веке этот форт существовал и носил название Таз-Али Хисар, а источник у основания горя назывался Таз-Али Пинари[17]. В 1328 году усилилась блокада Никеи, начавшаяся уже давно (с 1302 года), но прерывавшаяся. В 1329 году император Византии Андроник III попробовал покончить с восточной угрозой, договорился с правителем бейлика Карасы, враждовавшим с Османами, и попытался прогнать турок от Никомедии и Никеи. После череды незначительных успехов, в битве при Пелеканоне 1 июня 1329 года византийцы потерпели поражение. Стало ясно, что империя уходит из Малой Азии и не может помочь своим анатолийским форпостам. Большинство жителей греческой Никеи бежало на европейскую территорию империи в страхе перед турками ещё перед Бафейской битвой. В итоге обезлюдевший город сдался без вооруженного сопротивления 2 марта 1331 года, поэтому османы сохранили оставшимся христианам жизнь[18]. Ибн Баттута писал, что «она находится в руинах и необитаема за исключением нескольких мужчин на службе султана»[4].

    Андроник ещё дважды посещал Малую Азию в 1332 и 1333 годах уже с целью не воевать, а просить мира для пока ещё остающейся под контролем Византии, но фактически также осаждённой турками Никомедии, но всё, чего ему удалось достичь — это перемирия, оплачиваемого ежегодной данью[19].

    Итог

    Сдача Никеи после осады практически привела к отказу Византии от Анатолийских территорий. Падение Никомедии было только вопросом времени, поскольку император уже больше не предпринимал никаких действий для удержания за собой городов Вифинии. Орхан приобрел славу, с которой не могли сравниться другие тюркские вожди в пограничье. Пахимер назвал его самым энергичным из тюркских эмиров, терроризирующих Византию[20].

    Примечания

    1. İnalcık, 2007.
    2. Imber, 2009, p. 8.
    3. Пахимер, 2000, с. 292.
    4. Ibn Battuta, 1929, p. 136.
    5. İnalcık, 1994, p. 76—77.
    6. Kazhdan, 1991, p. 1539—1540.
    7. İnalcık, 1994, p. 77.
    8. Kazhdan, 1991, p. 251.
    9. Uzunçarşılı, 1988, 1. Cild, ss. 105—106.
    10. İnalcık, 1994, p. 77—78.
    11. Heath, 1995, pp. 24, 33.
    12. Pachymeres,Bekker-II, 1835, p. 637—638.
    13. Millingen, 1912, p. 275.
    14. Lindner, 1983, p. 43.
    15. Lindner, 1983, p. 31.
    16. İnalcık, 2007, p. 450.
    17. İnalcık, 2003, p. 63.
    18. İnalcık, 2003, p. 78.
    19. Сказкин, 1967, с. 105.
    20. İnalcık, 1994, p. 78.

    Литература

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.