Осада Москвы (1606)

Осада Москвы (1606) — осада Москвы отрядами Ивана Болотникова и других предводителей повстанческих сил осенью 1606 года, ставшее кульминационным пунктом восстания Болотникова[2].

Осада Москвы
Основной конфликт: Восстание Болотникова

Начало боя армии Болотникова с царскими войсками у Нижних Котлов под Москвой. Эрнест Лисснер
Дата 28 октября (7 ноября) 160622 ноября (2 декабря) 1606
Место Москва, Котлы, Коломенское, Заборье
Итог Победа царских войск
Противники

Иван Болотников

Василий Шуйский

Командующие

Иван Болотников
Григорий Сумбулов
Прокопий Ляпунов
Истома Пашков
Илейко Муромец
Юрий Беззубцев

Михаил Скопин-Шуйский
Андрей Голицын
Борис Татев
Иван Шуйский
Михаил Шеин

Силы сторон

20 тысяч человек[1]

несколько тысяч стрельцов
10 тысяч ополчения[1]

Потери

2 тысячи убитых
700 пленных[1]

неизвестно

    Повстанческое войско

    После взятия Коломны Болотников двинулся на Москву. В битве при селе Троицком Коломенского уезда воеводам повстанцев Истоме Пашкову и Прокопию Ляпунову удалось разбить войска, верные царю Василию Шуйскому, после чего армия Болотникова расположилась в селе Коломенское, в семи верстах от Москвы. Там его отряды построили укрепления и 28 октября начали осаду Москвы. Между тем Болотников стал рассылать грамоты, в том числе в Москву, где призывал народ к восстанию против бояр, дворян и купечества, а также целовать крест «законному государю Дмитрию Ивановичу».

    Отряды Болотникова постоянно пополнялись, к нему присоединялись бродяги и крепостные. Различные источники оценивали численность войска Болотникова в 100 тысяч человек, что является преувеличением[1]. Историк Руслан Скрынников считает, что наибольшего доверия заслуживают данные поляка Стадницкого, который оценивал количество повстанцев под Москвой в 20 тысяч человек[1]. Повстанческое войско было разделено на отряды под командованием известных воевод, среди которых были Сумбулов, Ляпунов, Пашков, Беззубцев и другие. В ноябре к восстанию присоединились казаки Илейки Муромца. Численность повстанческого войска не позволяла взять Москву в достаточно плотное кольцо, чтобы прервать всяческое сообщение и подвоз продовольствия.

    Положение в Москве

    Когда восставшие подошли к столице, Шуйский предпринял ряд мер для обороны города. Предместья и слободы были укреплены. Часть имевшихся в распоряжении служилых людей под началом «осадных воевод» Дмитрия Туренина и Ивана Пушкина имела целью защищать городские укрепления. Другая подвижная часть войска, возглавляемая Михаилом Скопиным-Шуйским, Андреем Голицыным и Борисом Татевым, предназначенная для вылазок, расположилась у Серпуховских ворот, наблюдая за вражеским лагерем. Между Москвой и окрестными городами было налажено сообщение, войска патрулировали дороги. Из Твери и Смоленска в ноябре подошли подкрепления, которые в значительной части были составлены из дворян, купечества и т.д[3].

    Шуйский при поддержке патриарха Гермогена умело убедил москвичей, в том числе посадских людей, что пощады от войск Болотникова им не будет, так как тот будто бы обвиняет всех в попытке убийства государя (эпизод с убийством Лжедмитрия I) и выборе царём Шуйского. Шуйский не побоялся пойти в условиях гражданской войны на беспрецедентный шаг и вооружил пищалями, рогатинами, саблями и топорами всё боеспособное население, получив около 10 тысяч вооружённых защитников города. Основу его сил составляли несколько тысяч стрельцов, хотя гарнизон Москвы был численно ослаблен из-за вынужденной отправки его части в другие гарнизоны, а также из-за многочисленных случаев дезертирства служилых людей под впечатлением успехов повстанческого войска.

    Переговоры

    Одновременно Шуйский послал в стан Болотникова парламентёров, которые смогли посеять среди восставших сомнения, уверяя, что видели труп самозванца, именовавшегося Дмитрием. Между тем в войске Болотникова произошёл раскол. С одной стороны оказались дворяне и боярские дети, а с другой — крепостные, казаки и т. д. Первых возглавляли Истома Пашков и братья Ляпуновы, все остальные были на стороне Болотникова. 5 (15) ноября после тайных контактов с Шуйским лагерь восставших покинули Ляпуновы. Прокопий Ляпунов, при этом, от Шуйского получил сан думного дворянина[3]. Схожая история произошла и с Григорием Сумбуловым и его людьми.

    Военные действия

    17 (27) ноября войска Шуйского, сосредоточенные у Данилова монастыря, под общим командованием Скопина-Шуйского атаковали противника и разбили восставших в бое у деревни Котлы. Часть боёв проходила «за Яузой», близ Симонова монастыря, который подвергся нападению болотниковцев, отражённому царскими ратниками. Основные силы Болотникова отступили в укрепленный лагерь в селе Коломенском. Здесь произошло продолжавшееся несколько дней сражение, в котором Болотников потерпел поражение отчасти из-за измены подкупленного царём Истомы Пашкова, хотя с ним ушла лишь относительно небольшая часть собственно дворянского войска. Часть войска Болотникова, в основном казаки, укрепились в селении Заборье, однако после трёхдневного сопротивления атаман Беззубцев сдался и присягнул Шуйскому на верность. Болотников, не желая до конца оборонять лагерь в Коломенском, отступил с большей частью войска в Серпухов, а затем в Калугу[4]. Часть вооружённых повстанцев осела в Туле.

    Примечания

    1. Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. — М.: АСТ, 2002.
    2. Смирнов И. И. Восстание Болотникова 1606‒1607 гг. Госполитиздат, 1951. — С. 255.
    3. Великая Русская Смута, 2007, с. 409.
    4. Великая Русская Смута, 2007, с. 410.

    Литература

    • Смирнов И. И. Восстание Болотникова 1606‒1607 гг. Госполитиздат, 1951. — С. 255—324.
    • Великая Русская Смута. — Москва: ДАРЪ, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-485-00123-0.

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.