Опрокидывающие выборы
Опрокидывающие выборы[1] (англ. stunning elections[2] «ошеломляющие выборы») — один из редких мирных сценариев[3] демократизации авторитарных или гибридных режимов через частично свободные выборы, на которых оппозиция либо побеждает,[4] либо формирует большинство в парламенте и начинает значимо влиять на процесс принятия решений,[5] однако «опрокидывающими выборами» называют также такие выборы, когда оппозиция получила больше голосов, чем все рассчитывали,[6] как, например, неожиданный успех Народного блока во время выборов в Малайзии в 2008 году[2].
Майкл Макфол для описания ситуаций, когда выборы стали триггером крушения недемократических режимов использует термин «электоральная революция».[1]
Борис Макаренко выделяет три сценария опрокидывающих выборов:[4]
- в результате эволюционной деформации авторитарного режима в сторону демократизации;
- как неудачная попытка легитимизации в результате плохой оценки правящими элитами настроения электората;
- как продолжение реформ по демократизации, начатых самой правящей элитой, но под давлением общества зашедших дальше планируемого.
Примеры опрокидывающего голосования
В качестве примеров подобных выборов указываются:
- Парламентские выборы в Бразилии в 1974 году, Бразильское демократическое движение выиграло у партии Эрнесту Гейзела Альянс национального обновления, получив 59 % в верхней и 48 % мест в нижней палатах парламента;[6]
- Парламентские выборы в Индии в 1977 году, Джаяпракаш Нараян выиграл у Индиры Ганди;[4]
- Президентские выборы на Филиппинах в 1986 году, Корасон Акино выиграла у Фердинанда Маркоса;[4]
- Парламентские выборы в Польше в 1989 году, Лех Валенса выиграл у Войцеха Ярузельского;[4]
- Выборы народных депутатов СССР (1989);[4]
- Президентские выборы в Чили в 1989 году, Патрисио Эйлвин выиграл, заменив на посту Аугусто Пиночета;[4]
- Всеобщие выборы в Мексике в 2000 году, Висенте Фокс выиграл у Франциско Лабастида;[4]
- Парламентские выборы в Венесуэле в 2015, Хуан Гуайдо выиграл у Николоса Мадуро;[7][5]
- Всеобщие выборы в Малайзии в 2018 году, Махатхир Мохамад выиграл у Наджиба Разака;[8]
- Парламентские выборы 2020 года в Черногории, когда правящая Социалистическая партия потеряла большинство в парламенте.
Пол Пирсон отмечает, что в развитых индустриальных демократиях существует тенденция кандидатов менять свою риторику в зависимости от тактики и предпочитаемой аудитории своих оппонентов. Также он отмечает, что изменение избирателями своего поведения таким образом, чтобы не «тратить» свой голос на любимого, но непроходного кандидата, приводит к незапланированным неоднородностям в результатах выборов, особенно в условиях плюрализма.[2] Андреас Шедлер (Andreas Schedler) по стопам Джорджа Цебелиса, утверждает, что даже если результаты опрокидывающих выборов не признаются правящими элитами, это через уличные протесты приводит к смене режима путём «двухступенчатой демократизации выборами».[2]
Примечания
- ШКЕЛЬ, С.Н. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В УСЛОВИЯХ АВТОРИТАРНОЙ РЕЖИМНОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ ПОСТСОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА // Политическая наука : журнал / Мелешкина, Е.Ю.. — РАН. ИНИОН, 2015. — № 1. — С. 96.. — «Не случайно опыт развития ряда авторитарных стран, в том числе на постсоветском пространстве, свидетельствует о том, что при определенных условиях электоральные процедуры, оппозиция и другие политические институты способны подорвать устойчивость власти и запустить процесс «опрокидывающих выборов» (Хантингтон, 2003, c. 178−181).».
- Case, William. Contemporary Authoritarianism in Southeast Asia: Structures, Institutions and Agency (англ.). — Routledge, 2013. — P. 62,77—81. — ISBN 1317988329. — ISBN 9781317988328.
- Согласно данным к.э.н. НИУ ВШЭ Алексея Захарова на выборке из 85 случаев ухода автократов, пробывших у власти 18 и более лет, опрокидывающие выборы вместе с отказом от участия в выборах встречаются в лишь в 12 % случаев. Ещё 12 % приходится на уход в добровольную отставку. 39 % — на уход в результате смерти или плохого здоровья, не связанных с покушением. 35 % — на уход в результате переворота. И, наконец, 6 % — на уход автократа в результате покушения или убийства.
- Михаил Комин. Можно и опрокинуться. Когда электоральный процесс пошел не по плану . Новая газета (10 августа 2016). Дата обращения: 1 сентября 2019.
- Екатерина Шульман. ОСОБОЕ МНЕНИЕ . Эхо Москвы (11 декабря 2015). — ««Опрокидывающие выборы». Это такое явление, когда оппозиционные силы обычно после долгих лет участия в выборах или бойкотирования выборов, или участия в выборах без особенного результата вдруг получают на них вот такой необыкновенный результат, который позволяет им если не сформировать большинство в новом парламенте или не занять президентское кресло, то, по крайней мере, сильно увеличить свою долю в политической системе и, соответственно, уже значимо влиять на процесс принятия решений. Вот такие опрокидывающие выборы прошли сейчас, например, в Венесуэле, стране, о которой много кем и не только мною было сказано, что политический режим ее чрезвычайно похож на наш собственный.». Дата обращения: 2 сентября 2019.
- Александр Куколевский, Александр Филиппов. Ложь против тирании 24. Журнал "Коммерсантъ Власть" №38 (26 сентября 2011). Дата обращения: 2 сентября 2019.
- Шульман, Екатерина 10 гибридных режимов. ВЕНЕСУЭЛА, президентская республика . esquire (6 января 2017). Дата обращения: 1 сентября 2019.
- Михаил Комин. Диктатор против диктатуры: как в Малайзии прошли «опрокидывающие выборы» . rbc.ru (15 мая 2018). Дата обращения: 1 сентября 2019.