Наместничества при Екатерине II

Наме́стничество — высшая единица административно-территориального деления в Российской империи в 1775—1799 годах. Сменили губернии в результате губернской реформы Екатерины II. Упразднены Павлом I в 1796 году, будучи заменены обратно на губернии. Делились на уезды.

История

В XII—XVI веках наместником называли должностное лицо, возглавлявшее местное управление и осуществлявшее власть на подведомственной ему территории от имени князя. Наместничества были отменены при Иване Грозном в результате реформ, проводимых Избранной Радой. Между тем само понятие «наместничества» не прекратило своего существования: в исторических документах наместники отмечаются до начала XX в. Однако это понятие в различные исторические эпохи наполнялось принципиально разным содержанием. При Екатерине II с 1775 по 1797 год наместничество — административно-территориальная единица, состоявшая из двух-трех губерний, которой управлял наместник. В XIX столетии наместничество превратилось в систему управления национальными окраинами (Царство Польское, Кавказ)[1].

В конце XVI — начале XVIII века наместничество из должности превратилось в титул, связанный с дипломатической практикой. Книги наместнических титулов XVII в. отразили факт разделения всех титулов на боярские и окольнические. Боярские наместничества в порядке от высших к низшим помещались в первом разделе любой книги о наместнических титулах. В 1665 году (середина и расцвет царствования Алексея Михайловича) к ним относились следующие наместничества[1]:

  1. Владимирское;
  2. Новгородское;
  3. Казанское;
  4. Астраханское;
  5. Псковское;
  6. Смоленское;
  7. Тверское;
  8. Великопермское;
  9. Вятское;
  10. Нижегородское;
  11. Рязанское;
  12. Ростовское;
  13. Ярославское;
  14. Суздальское;
  15. Вологодское;
  16. Костромское;
  17. Белоозерское;
  18. Новоторжское;
  19. Коломенское;
  20. Брянское;
  21. Ржевское.

Роспись, поданная в марте 1680 года царю Федору Алексеевичу думным дьяком Ларионом Ивановым, разделила все наместничества в противовес ранее существовавшим боярским и окольническим на «степенные великие царства, государства, земли и города великого княжения» и «города сверх степенных», то есть не являвшиеся таковыми. К числу «степенных» были отнесены 23 наместнических титула, расположенные в следующем порядке:

  1. Наместник Московский;
  2. Киевский;
  3. Владимирский;
  4. Новгородский;
  5. Казанский;
  6. Астраханский;
  7. Сибирский;
  8. Псковский;
  9. Смоленский;
  10. Тверской;
  11. Югорский;
  12. Пермский (Великопермский);
  13. Вятский;
  14. Болгарский;
  15. Нижегородский («Нова города низовския земли»);
  16. Черниговский;
  17. Рязанский;
  18. Ростовский;
  19. Ярославский;
  20. Белоозерский;
  21. Удорский;
  22. Обдорский;
  23. Кондинский.

Все эти наместничества принадлежали ранее к числу боярских. 8 марта 1697 года псковскому воеводе кравчему К. А. Нарышкину был присвоен титул наместника Владимирского, ранее никогда не присваивавшийся воеводам[1].

Наместниками Владимирскими в допетровскую эпоху были боярин князь Федор Иванович Мстиславский, боярин Борис Иванович Морозов (проходит в росписях как Владимирский наместник в марте 7162 (1654) года), при Федоре Алексеевиче — боярин князь Никита Иванович Одоевский (с 15 августа 7187 (1679) года)[1].

В петровскую эпоху в марте 1697 года титул наместника Владимирского был присвоен родственнику царя по материнской линии кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину при назначении его воеводой в Псков[1].

В 1770-е годы под руководством императрицы Екатерины II проводилась реформа местного самоуправления. Особая комиссия, в состав которой входили такие видные деятели екатерининской эпохи, как Яков Ефимович Сиверс, Александр Алексеевич Вяземский, Петр Васильевич Завадовский и другие, разработала акт, получивший название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», предусматривавший образование наместнических правлений[2]. 28 глав этого документа были утверждены 7 ноября 1775 года, а последние три — в 1780 году. Согласно «Учреждению…» каждую из столичных губерний возглавлял генерал-губернатор. Две или три провинциальные губернии объединялись в наместничество[3].

Открытие наместнических правлений проводилось торжественно и пышно во всех губерниях. Образцом служило открытие первых наместничеств — Тверского и Смоленского. Открытие новых наместничеств включало несколько этапов: 1) предварительные мероприятия, 2) подготовка к открытию, 3) открытие наместничества, 4) открытие уездов[2].

Высшей властью в наместничестве обладал генерал-губернатор («государев наместник»), управлявший, как правило, несколькими наместничествами (обычно двумя) и не столько занимавшийся конкретной работой по управлению губерниями, сколько осуществляя общее политическое руководство. В каждое наместничество назначался «правитель наместничества» или губернатор, (в некоторых источниках в качестве наименования должности используется наместник), который занимался хозяйственными и финансовыми делами губернии.

Большинство современных исследователей не делает различий между губерниями и наместничествами при Екатерине II. В ряде документов, в том числе официальных указах, времён её царствования для обозначения данных административно-территориальных единиц термины «губерния» и «наместничество» используются как синонимы. Различия между губерниями и наместничествами при Екатерине II в основном заключаются в особенностях административного управления.

Д. Е. Уткин, рассматривающий вопрос о соотношении понятий «наместничество» и «губерния» (2015), отмечает: «На настоящий момент среди историков, высказывавшихся по этому поводу, нет единства»[4].

Некоторые исследователи на основании анализа территориальных гербов полагают, что наместничество представляло собой административную надстройку над губернией с целью контроля центром местной власти[5]. Данные исследователи считают, что в Центральной России одноимённые наместничества и губернии зачастую территориально совпадали или почти совпадали, но на окраинах и в малонаселённых районах Сибири и Дальнего Востока отличия могли быть значительными.

См. также

Примечания

  1. Талина Г. В. Наместники и наместничества в конце XVI – начале XVIII века. — Литагент «Прометей», 2012. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 29 декабря 2016 года.
  2. А. Р. Мавлитова Открытие Казанского наместничества // «Православный собеседник», № 1 (18) — 2009
  3. Ладыгина Т. Н. Открытие Владимирской и Тамбовской губерний. Дата обращения: 28 декабря 2016.
  4. Уткин Д. Е. Наместнические правления в системе органов государственной власти в последней четверти XVIII века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история, политология : журнал. — 2015. Вып. 35, № 13 (210). С. 98—102.
  5. Шелковенко М. К. О некоторых особенностях административно-территориального устройства Российской империи последней четверти XVIII века на примере территориальных гербов // Рязанская область и Центральный регион в контексте российской истории: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 19—20 марта 2003 г. : сборник. — Рязань: Изд-во Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), 2003. С. 54—62.

Источники

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.