Музыкальные инструменты славян
Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (например, у гребцов) или для коротания времени (пастухами).
Функции музыкальных инструментов
У славян музыкальные инструменты наделяются свойствами ритуальных предметов и используются в календарных, семейных и общественных обрядах, а также в магической практике. Функции музыкальных инструментов и приписываемые им свойства определяются сакральным статусом музыки в народной культуре, а также функциональными свойствами самого инструмента (особенностями его звучания, формой), сферой его употребления (ансамблевая музыка, соло), способами его изготовления, особенностями личности музыканта (профессионал, любитель, мужчина, женщина, ребёнок), использованием музыки в немузыкальных целях — например, в качестве оберега или для подачи сигналов. Ср.: находясь возле усопшего при помощи издаваемого кутом (однострунный хордофон) «потустороннего» звука, давали «сигнал» о покойном на тот свет; на кладбище на Радуницу молодёжь и дети, сидя на деревьях, играли на пищиках из вербы «чтобы было всем — и нам, и нашим предкам»[1].
Игра на музыкальных инструментах, как и всякое ремесло, — преимущественно мужское дело, инструментальная музыка часто рождалась в недрах других профессий, где музыкальные инструменты выступали в роли своеобразных орудий труда (см. Пастух). Большинство традиционных инструментов имеет статус мужских инструментов, игра на которых женщиной осуждалась обществом. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Ср. один из древне-русских указов, направленных на искоренение скоморошества: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь…». С другой стороны, такие инструменты, как ратная труба, а позднее — сурна, использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов. Некоторые музыкальные инструменты например, колёсная лира, были связаны с профессиональной деятельностью слепцов-лирников. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом и связывалось с продажей души чёрту[2].
Наборы инструментов
В различных славянских традициях месте инструментальной музыки в сфере музыкальной культуры и основной набор инструментов были разными. Наибольшее значение инструментальная музыка имела в западно-славянской культуре, а под её влиянием — у украинцев и белорусов, а также в южно-славянском ареале — в этих традициях игра на музыкальных инструментах в значительной степени отделилась от других «ремёсел» и воспринималась как самостоятельная профессия; существовала система профессиональных ансамблей, игравших за плату на свадьбах и общественных праздниках, включавшая регламентированный набор музыкальных инструментов (у западных славян — скрипка, контрабас, цимбалы, бубен, у южных славян — волынка и флейта). В этих ареалах существовала традиция кустарного изготовления музыкальных инструментов. У русских инструментальная музыка занимала более скромное место и была тесно связана с иными профессиями (главным образом — пастушеством) ср., например, существование своеобразных «школ» пастухов-рожечников, а также традицию «трубли артелью», при которой на рожках играла одновременно группа пастухов)[3]. В русской традиции были известны такие музыкальные инструменты древнейшей конструкции, как травяная дудке (обертоновая флейта), кувиклы (флейта Пана), двойная свирель (парная флейта). В качестве музыкальных инструментов часто использовались бытовые (заслонка, ложки, коса, пила, ведро, самоварная труба, гребень, рубель и др.) и природные предметы (полые стволы растений, кора деревьев, береста, коровьи рога и пр.); было распространено так называемое пение «под язык», когда отсутствующий инструмент имитировался голосом[4]. В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русских были вытеснены балалайкой, а затем гармонью.
Способы изготовления
В традиционном мифологическом представлении каждый инструмент, подобно человеку, имеет свой голос, а значит и душу. С таким пониманием связана антропоморфизация устройства традиционных инструментов и названий их отдельных частей (язык, глазок, тулово, носик, сердце, головка и т. п.), а также ритуальное оформление этапов «рождения» и «смерти» инструмента (пастуший инструментарий клали в гроб умершему, отправляя на тот свет, сжигали или хоронили его)[5]. Чтобы инструмент хорошо звучал, сакральное значение придавалось материалу для его изготовления: считалось, что особенный голос ему сообщит дерево, «имеющее душу», то есть выросшее на месте захоронения убитого ребёнка (Ср.: русская народная сказка о волшебной дудочке), или же дерево, в которое попало молния или под которым находится муравейник (как муравьи в муравейник, коровы будут собираться вокруг пастуха). А основу волынки, например, составляла цельная шкура козлёнка (ср. украинское название этого инструмента — коза), которую, как полагали на украинских Карпатах, нужно сдирать с живого животного — тогда инструмент будет звучать так громко, как кричит козёл. Другой карпатский инструмент трембита — труба длиной до 2,5 м, слегка расширяющаяся к концу, изготавливалась из так называемого сердешного дерева — смереки (пихты европейской); при этом полагали, что наилучшие трембиты получаются из громобоя — из него же в этом ареале делали скрипки и контрабасы, а в русской традиции — пастушеские музыкальные инструменты.
Особые свойства
Различные музыкальные инструменты наделялись демоническими или сакральными свойствами. Согласно гуцульским быличким, дудки (то есть волынка) — инструмент чёрта, который играет на нём для женских демонов нявок (Лесная баба, лешачиха). Ср. характерное украинское выражение: «Дудка дідча, а флояра божа» [Волынка чертова, а свирель Божья][6]. Устройство волынки подсмотрел охотник в лесу у чёрта, сумев подойти к нему на близкое расстояние благодаря надетым в качестве оберега деревянным обручам[7]. Обычно низким статусом обладают музыкальные инструменты, на которых играют исключительно женщины; например, западно-украинская дримба — пружинный металлический инструмент, который держат в зубах, извлекая звук ударами пальца — его, в отличие от других инструментов, не изготовляют, а покупают в магазине. Дримба — «нечистый» инструмент, на котором грех играть, поскольку, согласно легенде" на ней играли евреи, когда вели Христа на распятие. Согласно быличкам, некоторые мифологические персонажи любят играть на музыкальных инструментах — в древне-русских письменных памятниках бесы играют на тимпанах, coпелях, гуслях, бубнах, чтобы искусить святого или отвратить людей от церкви; болгарские вилы играют на свирели; сербско-хорватские дьяволы являются человеку в виде весёлой свадьбы с музыкантами, играющими на разных инструментах. Согласно болгарским поверьям, змеи восприимчивы к звукам пастушьей свирели, с которой иногда связывается их происхождение (ср. обычай изображать на пастушьей свирели змею)[8].
Восточнославянские инструменты
Русские
- Струнные
Балалайка, домра, гусли, гудок, колёсная лира, скрипка.
- Духовые
Волынка, жалейка, калюка, кугиклы, пастушеская труба, пыжатка, рожок, свирель, свистулька.
- Гармони
Гармони: Хромка, Ливенская, Саратовская.
- Ударные
Барабанка, било, бубен, бубенец, гусачок, дрова, колокол, коробочка, ложки, погремушка, рубель, трещотка[9].
Западнославянские инструменты
- Польские
Скрипка, трембита, генсль, фуяра, цимбалы, свирель, бубен, колокольчики, мазанк, лигава, лигавка, басун, волынка (дуда), деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны.
- Словацкие
Контрабас, скрипка, фуяра, цимбалы.
- Чешские
- Серболужицкие
Лужицкие гусли
Южнославянские инструменты
- Болгарские и македонские
Гайда (волынка), гадулка, гусле, давул, дарбука, дутар, домбра, кавал, тамбура, тапан, шупелка.
- Сербские
Брач (домра), гусле, фрула (дудук), гайда (волынка), давул, дарбука, тамбура, зурла (зурна), кларнет, аккордеон, свирель, тапан, шаргия, шупелка, фрула.
- Хорватские
Гусле, дипле, тамбура, трембита, шаргия.
- Словенские
Фрула (дудук), рог, губная гармоника, трембита, скрипка, кларнет, смычковый инструмент типа контрабаса.
Примечания
- Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989.
- Левкиевская, 2004, с. 324.
- Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. — М., 1965.
- Кирюшина Т. Традиционная русская инструментальная культура. — ГМПИ им. Гнесиных. — М.: 1989.
- Камаев А., Камаева Т. Народное музыкальное творчество. — М.: Академия, 2005. — С. 241.
- Грінченко, 1907—1909, с. 4:2748.
- Онищук, 1909, с. 57.
- Левкиевская, 2004, с. 325.
- Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. А. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Язовицкая. Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — М.: Музгиз, 1964. — С. 249
- Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. А. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Язовицкая. Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — М.: Музгиз, 1964. — С. 249–250
Литература
- Агажанов А.П. Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — 56 с.
- Багрий Ю. Русские трещотки // Памяти К. Квитки. — М., 1983. — С. 249—268.
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986.
- Вертков К. К вопросу об украинской кобзе // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. — М., 1973. — С. 275—284.
- Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. — Л., 1975.
- Вертков К., Благодатов Т., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М., 1963.
- Гордиенко О. О классификации русских народных инструментов (с приложением классификации в виде таблицы) // Методы музыкально-фольклористического исследования. — МГДОЛК им. П. Чайковского. — М., 1989. — С. 38-64.
- Грінченко Б. Словарь украïнськоï мови. Зібрала редакція журнала «Кіевская старина» / Упорядкував, з додатком власного матеріалу, Борис Грінченко. — К., 1907—1909. — Т. 1—4. (недоступная ссылка)
- Жуланова Н. «Порядок сделали — голоса ладят» // Голос и ритуал. — М., 1995. — С. 16-19.
- Камаев А., Камаева Т. Народное музыкальное творчество. — М.: Академия, 2005.
- Квитка К. Избранные труды в двух томах. — Статьи «Несколько слов о русском гудке» (с. 206—217); «Парная флейта» (с. 218—250); «К изучению украинской народной инструментальной музыки» (с. 251—278). — Т.2. — М., 1973.
- Музыкальные инструменты / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 324—327. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л., 1980. — С. 143—169.
- Назина И. Белорусские народные музыкальные инструменты: самозвучащие, мембранные, духовые. — Мн., 1979.
- Онищук А. Матеріали до гуцульської демонології // Матеріали до української етнології. — Львів: Етнографічна комісія Наукового товариства імені Шевченка, 1909. — Т. 11. — С. 1—139. (недоступная ссылка)
- Седова К. Музыкально-археологические находки на территории Белоруссии // Проблемы этномузыкологии и истории в современных исследованиях. — Мн., 1996. — С. 29-35.
- Гусак Р. Д. Народні музичні інструменти // Історія української музики: У 7 т. Т. 1. Кн. 1: Від найдавніших часів до XVIII століття. Народна музика – Київ: Видавництво ІМФЕ, 2016 – 440 с. — ISBN 978-966-02-8089-2 — С. 369–391 (укр.)
Ссылки
- Музыкальные инструменты древних славян
- Древнерусские народные музыкальные инструменты
- Песни и музыка // Любор Нидерле. Славянские древности