Морган, Уильям Александр

Уильям Александр Морган (англ. William Alexander Morgan; 19 апреля 1928, Кливленд, США — 11 марта 1961, Гавана, Куба) — кубинский и американский революционер, команданте Кубинской революции. Один из лидеров Второго национального фронта, активный участник свержения режима Батисты. Соратник Элоя Гутьерреса Менойо. После победы революции выступил против коммунистического курса Фиделя Кастро и Че Гевары, поддержал Восстание Эскамбрай. Был объявлен врагом, арестован и расстрелян.

Уильям Александр Морган
англ. William Alexander Morgan
Дата рождения 19 апреля 1928(1928-04-19)
Место рождения Кливленд
Дата смерти 11 марта 1961(1961-03-11) (32 года)
Место смерти Гавана
Гражданство  США (до 1959 и с 2007 посмертно)
 Куба (1959—1961)
Род деятельности революционер, полевой командир
Вероисповедание католик
Партия Второй национальный фронт Эскамбрая
Основные идеи революционная демократия, интернационализм, антикоммунизм
Отец Александр Морган
Мать Лоретта Морган
Супруга Дарлин Эдгертон, Элен Мэй Бетел,
Ольга Родригес Морган
Дети 5
 Медиафайлы на Викискладе

Юность и мафия

Родился в католической семье американцев немецкого происхождения. Его родители принадлежали к среднему классу, на выборах поддерживали Республиканскую партию. Подростком жил с семьёй в городе Толидо, учился в католической школе. С детства отличался большими способностями, неуёмной энергией и авантюрным характером. В ранней юности сменил несколько профессий — рабочего-штамповщика, сезонника на ранчо, прислужника в цирке, погрузчика угля, моряка торгового флота, магазинного продавца, ресторанного швейцара. Издавна имел проблемы с полицией: принадлежал к подростковой банде, участвовал в драках, угоне автомобиля, привлекался за незаконное ношение оружия. Отец Александр Морган (коренной американец) быстро смирился с его авантюрностью, мать Лоретта Морган (этническая немка) ругала за амбициозность, но при этом публично гордилась сыном[1].

В 1946 Уильям Морган поступил в армию США и был отправлен в Японию на службу в оккупационных силах. Служил в пехотном полку. В 1948 предстал перед военным судом за нарушение дисциплины — самовольное оставление части. Получил три месяца тюрьмы, откуда бежал, отобрав пистолет у охранника. Снова был арестован и приговорён к увольнению из армии и двум годам тюрьмы. Отбывал наказание в США — в федеральной тюрьме штата Мичиган. В годы заключения изучал японский и немецкий языки, пел в церковном хоре. Освободился Морган досрочно 11 апреля 1950[2].

Несколько лет после освобождения Уильям Морган вёл жизнь авантюриста. Работал в Майами цирковым глотателем огня, охранником и вышибалой в баре, занимался выбиванием долгов. Впоследствии ФБР установила связи Моргана с мафией, включая Мейера Лански[1]. Ближе всего он сотрудничал с гангстерской группировкой Джека Тернера[3]. Эти структуры имели связи на Кубе, которые появились и у Моргана.

В бизнесе Тернера были поставки оружия кубинским повстанцам. По одной из версий, Тернер был убит агентами диктатора Фульхенсио Батисты. Морган использовал этот слух, обосновывая своё участие в Кубинской революции. Однако впоследствии он признал, что достоверной информации на этот счёт не имел и романтическая история мести за друга была во многом сочинённой[1].

Кубинский революционный команданте

В революционной войне

Справа — Уильям Морган (второй слева — Элой Гутьеррес Менойо)

В конце 1957 Уильям Морган прибыл на Кубу и примкнул к партизанскому движению против Батисты. Морган был революционером по менталитету, убеждённым сторонником демократии в американском понимании и противником любой диктатуры. При этом он придерживался антикоммунистических взглядов и кубинское революционное движение он считал общедемократическим.

Я здесь, потому что считаю: самое главное для свободных людей — защищать свободу других. Свободные люди должны взяться за оружие и бороться вместе.
Уильям Александр Морган[4]

Первоначально Морган собирался пробраться в Сьерра-Маэстру и присоединиться к партизанской армии Фиделя Кастро. Однако кубинские единомышленники смогли помочь ему только на пути в горы Эскамбрай, где действовал Второй национальный фронт (SFNE)[5]. Вначале кубинские революционеры недоверчиво отнеслись к американцу Моргану. Его подозревали как агента ЦРУ, КГБ или батистовской разведки. Однако через переводчика обстоятельную беседу с Морганом провёл основатель и лидер SFNE Элой Гутьеррес Менойо. Он проникся к нему доверием и оценил способность бывшего американского солдата тренировать необученных партизан[1]. Между Морганом и Гутьерресом Менойо сложилась крепкая дружба, Уильям называл Элоя «мой босс и брат»[6].

Отчаянной храбростью, военными навыками, креативными боевыми методами Уильям Морган быстро завоевал среди повстанцев высокий авторитет[7] (особенно после того, как выучил испанский язык). Он неоднократно одерживал победы в боях с войсками Батисты, особенно отличился при взятии Сьенфуэгоса и Тринидада.

Жители Сьенфуэгоса обернули Моргана в кубинский флаг и кричали «Да здравствует американец!» Через неделю прибыл Кастро, поздравил Моргана, но, как рассказывает журналист Аран Шеттерли, спросил Менойо: «Сколько мы должны заплатить этому гринго-авантюристу, чтобы он ехал домой?» Менойо ответил: «Он не авантюрист, он такой же революционер, как мы». Фидель потёр подбородок и сказал: «Ещё хуже»[6].

Уильям Морган состоял в командовании SFNE — наряду с Элоем Гутьерресом Менойо, Армандо Флейтесом, Хесуом Каррерасом, Максом Лесником, Хенаро Арройо, Ласаро Артолой. Второй национальный фронт был не только военным формированием, но и политическим движением. Идеология революционной демократии соединялась с последовательным антикоммунизмом. SFNE видел будущее Кубы совершенно иначе, нежели Фидель Кастро, Рауль Кастро и Эрнесто Че Гевара.

В декабре 1958 года отряд Моргана объединился с войсками Че Гевары. При этом сразу возникли резкие конфликты Гевары с антикоммунистами Морганом и особенно Каррерасом[1]. Однако совместными усилиями 31 декабря 1958 — 2 января 1959 была взята Санта-Клара. Через двенадцать часов после падения Санта-Клары Батиста бежал с Кубы. В первые январские дни 1959 революционные войска вступали в Гавану.

После революционной победы

Американец Уильям Александр Морган был одним из трёх иностранцев — наряду с аргентинцем Эрнесто Че Геварой и испанцем Элоем Гутьерресом Менойо, — получивших звание команданте (майор — высшее звание в революционных вооружённых силах 1957—1959). После победы революции он был назначен военным советником Фиделя Кастро и командиром воинской части в Лас-Вильясе[8]. Кастро публично демонстрировал позитивное отношение к Моргану. Comandante Yankee — Команданте Янки был очень популярен в стране, особенно среди крестьянской бедноты[1].

Шествие в память жертв взрыва теплохода «Ля Кувр». В первом ряду слева направо: Фидель Кастро, Освальдо Дортикос, Че Гевара, Аугусто Мартинес Санчес, Антонио Нуньес Хименес, Уильям Морган, Элой Гутьеррес Менойо

Морган не американец, а настоящий кубинец.
Фидель Кастро[2]

Информация об «отважном предприимчивом американце» на Кубе широко распространилась по обеим странам. ФБР по личному указанию Эдгара Гувера провело детальное установление личности и расследование деятельности Уильяма Моргана. Свои досье составили ЦРУ и РУМО. На связь с Морганом выходили эмиссары ЦРУ и представители мафии — первые для получения аналитической информации о положении на Кубе, вторые — для лоббирования коммерческих интересов в новом кубинском правительстве (например, продажу Кубе грузовиков).

Несколько раз в 1959 году Морган посещал США, бывал у друзей в Майами и у родителей в Толидо. При этом он находился под пристальным наблюдением ФБР, где ему дали кодовое имя Генри с аллюзией к знаменитому пирату-однофамильцу[1]. Со своей стороны, Фидель Кастро использовал фигуру американо-кубинского революционера для создания в США позитивного имиджа своего режима. За Морганом закрепилась репутация посредника в американо-кубинских отношениях — не только межгосударственных, но и гражданских.

Хотя значительное большинство населения Кубы первоначально поддержало свержение Батисты, сопротивление новому режиму началось практически сразу после его установления. Одна из таких групп, поддерживаемая Рафаэлем Трухильо, базировалась в Доминиканской Республике. Её представители вступили в контакт с Морганом и Гутьерресом Менойо. Зная об их антикоммунистических взглядах, противники Кастро рассчитывали на помощь двух команданте. Высадка эмигрантов состоялась 12 августа 1959 в Тринидаде. Они были немедленно взяты в плен при активном участии Моргана, массированное вторжение сорвано. Роль Моргана в полной мере неясна, но существуют предположения, что он намеренно вошёл в доверие к заговорщикам, после чего проинформировал Фиделя Кастро[8]. После этого Трухильо назначил за голову Моргана награду в 500 тысяч долларов[1].

В сентябре 1959 года Уильям Александр Морган был лишён американского гражданства как лицо, находящееся на военной службе иностранного государства. Для искреннего американского патриота это было сильным ударом[2]. 24 сентября Морган заявил о принятии гражданства Кубы.

Конфликт с режимом Кастро

Уильям Морган был уверен в демократических и антикоммунистических убеждениях Фиделя Кастро (сам Кастро первое время поддерживал это заблуждение). Морган считал, что диктатуру Батисты сменит на Кубе парламентская демократия, коммунизм называл системой тирании невежества и бедности[1]. Однако ориентация Кастро и его окружения на «реальный социализм» открылась в первый же год. Структуры власти обретали явственные черты диктатуры, характерной для коммунистического государства. Такая политика категорически отвергалась ветеранами Второго национального фронта. Особенно жёсткое противостояние возникало у Моргана с главным проводником коммунистической линии — Че Геварой[6]. Морган и Гевара, два иностранных команданте, были противоположны и по идеологии, и по типу личности.

Важнейшим мероприятием правительства Кастро являлась аграрная реформа. Общий план подготовил Че Гевара. Эта политика включала не только раздел крупных плантаций и наделение землёй беднейшего крестьянства, но и конфискации небольших ферм, коллективизацию и огосударствление земельной собственности. Было создано правительственное ведомство — Национальный институт аграрной реформы (INRA) с широкими административными и силовыми полномочиями. В провинции Лас-Вильяс, к которой принадлежал регион Эскамбрай, управление INRA возглавлял догматичный коммунист-геварист Феликс Торрес[9].

Сам Уильям Морган намеревался заняться в Эскамбрае фермерством — разведением лягушек-быков для экспорта в США. При этом он организовал для местных жителей систему гарантированных заработков и социальной поддержки[1]. Активность Моргана в Эскамбрая привела к столкновению с Торресом, сторонником национализации земли. Наблюдая положение, Морган предупреждал Кастро: действия Торреса приведут к вооружённому сопротивлению крестьян-гуахиро. Многие эскамбрайские крестьяне были сторонниками Второго национального фронта, протестовали против коммунистической политики, особенно аграрной, и рассчитывали на Моргана как на своего лидера[10]. Как и предполагал Морган, с 1960 в горах разгорелось антикастровское и антикоммунистическое восстание Эскамбрай[9].

Элой Гутьеррес Менойо начал подготовку к повстанческой борьбе уже летом 1959 года. Уильям Морган поначалу не был готов к таким действиям. Он надеялся на взаимопонимание с Фиделем Кастро и договорённости за счёт своих американских связей. Морган даже ожидал, что Фидель призовёт его с Элоем для силового отпора коммунистам. Однако быстрое усиление Рауля Кастро и Че Гевары, политические репрессии, арест Убера Матоса, нападение «неизвестных» на его собственный дом не оставляли сомнений в сути происходящего. Морган установил связь с эскамбрайскими повстанцами и стал организовывать для них поставки оружия из США[11].

Арест и казнь

19 октября 1960 Уильям Морган и Хесус Каррерас были арестованы органами госбезопасности[12]. Моргана поместили в одиночную камеру тюрьмы Ла-Кабанья[13]. Вскоре была опубликована статья Че Гевары с резкими нападками на лидеров Второго национального фронта, отражавшая принятое политическое решение. 9 марта 1961 года недавнего национального героя Кубы объявили на суде «контрреволюционером» и «агентом ЦРУ» (предположения о работе Моргана на американские спецслужбы устойчиво держались долгое время, но никогда не были доказательно подтверждены). Сам Морган отвергал все обвинения и пел американские военные песни.

В последней просьбе о свидании с матерью Моргану было отказано. Он написал ей письмо, где выразил готовность умереть за свои убеждения и пренебрежительную жалость к обвинителям. Уильям поблагодарил Лоретту Морган за воспитание такого человека, как он. 11 марта 1961 года Уильям Александр Морган был расстрелян вместе с Хесусом Каррерасом. Он отказался встать на колени[1] и сказал, что прощает солдат расстрельной команды. Поведение Моргана перед казнью кубинские официальные лица признали «необыкновенно доблестным».

Я верующий католик, и я не боюсь. Теперь я найду то, что есть на той стороне.
Уильям Александр Морган[14]

В момент расстрела боевого товарища Фидель Кастро находился на церемониальной встрече с делегацией КНР (по другой информации, он наблюдал за казнью[6]). Менее чем через два месяца после казни Моргана, 1 мая 1961 года, Кастро официально декларировал коммунистический характер режима.

Семья и личность

До тридцатилетнего возраста Уильям Морган был женат несколько раз и имел внебрачные связи. Первый его брак с Дарлин Эдгертон был заключён почти случайно перед отправкой в Японию и распался через полтора года. В Японии Морган сошёлся с содержательницей ночного клуба Сэцуко Такэда, от связи родился сын (это и стало причиной «самоволки», за которую он был осуждён). В 1954, будучи цирковым глотателем огня, женился на заклинательнице змей из того же цирка Элен Мэй Бетел. В браке имел сына и дочь[1].

Уильям Морган с Ольгой Родригес

На Кубе Морган женился на революционерке Ольге Марии Родригес Фаринас — соратнице-партизанке. Свадьба состоялась перед боем, Уильям был при оружии, вместо обручального кольца Ольга использовала свёрнутый лист. В браке супруги имели двух дочерей. После казни мужа она была осуждена на 30 лет заключения. Почти 11 лет находилась в кубинской тюрьме, потом жила в гаванском католическом монастыре. В 1980 эмигрировала в США[15].

Александр Морган-старший умер вскоре после казни сына. Лоретта Морган активно пыталась спасти Уильяма с помощью американских властей (ничего серьёзного, однако, власти не предприняли), потом почти тридцать лет популяризировала его память, скончалась в 1988. Дети Моргана от разных браков живут в США[1].

Внешность Уильяма Моргана соответствовала стандартам революционной романтики: высокий рост, мощная фигура «человека, выжившего в дикой природе», взлохмаченные волосы и борода (временами сбриваемая). Он обладал большой физической силой, мастерски владел оружием. По характеру был склонен к буйному веселью, вспыльчивости и отходчивости. Психологически Морган оценивался как «Холден Колфилд с автоматом»[11] — олицетворение нонконформизма и бунтарства при обострённом чувстве достоинства и справедливости (от персонажа Над пропастью во ржи Морган отличался решительной готовностью к насилию).

Морган всегда был бунтарём, а на Кубе он нашёл, за что бороться[6].

Память

В 2002 Ольга Родригес Морган подняла вопрос о перезахоронении Уильяма Александра Моргана на его родине. Этот вопрос обсуждался американскими конгрессменами в ходе специальной поездки в Гавану. В апреле 2007 года Государственный департамент США заявил о восстановлении американского гражданства Уильяма Александра Моргана[2].

Образ Уильяма Моргана стал популярен в американской культуре XXI века. О нём написаны очерки, издана книга лауретата Пулитцеровской премии Майкла Саллаха и Митча Вайса The Yankee Comandante: The Untold Story of Courage, Passion and One American’s Fight to Liberate Cuba — Команданте Янки: нерассказанная история мужества, страсти и борьбы одного американца за освобождение Кубы[16]. Осенью 2012 Джордж Клуни сообщил о проекте The Yankee Comandante — картине об Уильяме Александре Моргане[17]. В апреле 2020 о намерении участвовать в аналогичном проекте Джеффа Николса заявил Адам Драйвер[18].

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.