Мелхиседек (Паевский)

Архиепископ Мелхиседек (в миру Михаил Львович Паевский; 15 ноября 1879, село Витулин, Константиновский уезд, Седлецкая губерния — 17 мая 1931, Москва) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Енисейский и Красноярский.

Архиепископ Мелхиседек
Архиепископ Енисейский и Красноярский
10 сентября 1928  17 мая 1931
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Никон (Дегтяренко)
Преемник Павел (Павловский)
Епископ Минский и Туровский
1921  13 июля 1927
с 26 июня 1919 года временно управляющий
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Георгий (Ярошевский)
Преемник Павел (Вильковский)
Епископ Слуцкий,
викарий Минской епархии
26 июня 1919  1921
Предшественник Феофилакт (Клементьев)
Преемник Владимир (Кириллов)
Епископ Ладожский,
викарий Петроградской епархии
17 июня 1917  26 июня 1919
Предшественник Николай (Налимов)
Преемник Иннокентий (Тихонов)
Епископ Кронштадтский,
викарий Петроградской епархии
8 сентября 1916  17 июня 1917
Предшественник Феофан (Туляков)
Преемник Венедикт (Плотников)

Имя при рождении Михаил Львович Паевский
Рождение 15 ноября 1879(1879-11-15)
Смерть 17 мая 1931(1931-05-17) (51 год)
Похоронен Преображенское кладбище в Москве
Отец Лев Семёнович Паевский
Принятие священного сана 1901 год
Принятие монашества 25 марта 1898 год
Епископская хиротония 8 сентября 1916 год
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился 15 ноября 1879 года в селе Витулин Константиновского уезда Седлецкой губернии губернии Царства Польского (ныне в Люблинском воеводстве Польши) в семье сельского священника Льва Семёновича Паевского.

В семье было девятеро детей. С восьми лет Михаил уже читал в храме «Апостол».

Окончив духовное училище, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, откуда по слабости легких был переведён в Симферопольскую духовную семинарию.

25 марта 1898 года, на последнем курсе семинарии, принял рясофорный постриг. После окончания семинарии поступил в Казанскую духовную академию. На первом курсе академии принял пострижение в мантию с именем Мелхиседек. Будучи студентом 2-го курса академии, изъявил желание поступить в состав Пекинской духовной миссии. Ввиду этого, 18 января 1902 года был отчислен из состава студентов академии, но по сложившимся обстоятельствам в миссию поехать ему не пришлось, и 8 марта того же года он снова был принят в число студентов.

В 1904 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской духовной семинарии.

В 1905 году назначен настоятелем (1905 — и. о., с 18 декабря 1906 — игумен) Братского Богоявленского монастыря в городе Могилёве .

24 января 1907 года переведён в Белыничский монастырь в сане архимандрита.

С 22 сентября 1907 — настоятель Херсонесского Свято-Владимирского монастыря в Таврической губернии.

В 1909—1910 годы — настоятель Преображенского монастыря в городе Новгород-Северский Черниговской губернии.

С 1910 по 1914 годы занимал должность смотрителя Владикавказского духовного училища, а в 1914—1916 годы — был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии, где предоставил возможность совершать богослужение на грузинском языке.

В 1916 году был вызван в Петроград.

Архиерейское служение

8 сентября 1916 года в Казанском соборе был хиротонисан в сан епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии.

С 17 июня 1917 года — епископ Ладожский, викарий той же Петроградской епархии.

В 1919 году переведён викарием в Минскую и Туровскую епархию с титулом епископ Слуцкий, временно управляющий Минской епархией. Епархия была запущена, архиепископ Минский Георгий (Ярошевский) ушёл с немецкими оккупантами в Варшаву, захватив с собой все средства и ризницу.

Несмотря на слабое здоровье, особенно когда у него образовалась опасная болезнь закупорка вен, он неопустительно совершал богослужение каждое воскресенье, после литургии сам руководил общим пением и уезжал из собора около четырёх часов дня, а в шесть часов снова был в соборе на торжественной вечерне с обязательными проповедями и общим народным пением, уезжал из собора уже в десять часов вечера. Собор всегда был переполнен. Из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева:

«Мелхиседек (Паевский) ежедневно совершал торжественные богослужения в Свято-Павловском кафедральном соборе. Ежегодно в Великий Четверг сам проводил слезные исповеди в соборе, совершал чин омовения ног. В особенности верующим запомнились крестные ходы, предводительствуемые Мелхиседеком. Они совершались с Крупецкой иконой Божией Матери. Торжественная процессия всегда останавливалась перед Свято-Екатерининской церковью… Здесь служился перед иконой торжественный молебен…»[1].

Путь служения владыки Мелхиседека приходится на 1920-е годы, наиболее трагические в истории государства и Церкви. В тех условиях его самоотверженная деятельность, организаторский талант были направлены на сохранение Церкви, преодоление раскола, примирение враждующих сторон, защиту мирного населения во время немецкой и польской оккупации. Благодаря его мудрости и дипломатии пагубное влияние обновленческого раскола в Минске был незначительным по сравнению с другими областями Белоруссии.

29 марта 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, стараясь избегнуть резких конфликтов с властью и опубликовал воззвание к пастве, призывающее к сдаче церковных ценностей, не имеющих сакрального значения. Благодаря компромиссной политике владыки, в Минской епархии крупных инцидентов тогда не произошло.

В конце мая 1922 года, вскоре после захвата обновленцами патриаршей канцелярии в Москве, в его епархии при его участии была создана первая обновленческая община «Живая Церковь».[2] В конце мая 1922 года был вызван в Секретный отдел ГПУ в Москве, где имел разговор с представителем Наркомюста РСФСР, в ходе которого заявил что «вполне разделяет те принципы и ту программу», которая провозглашена в декларации «Верующим сынам Православной Церкви России», подписанном 13 мая петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также епископом Антонином (Грановским).[2] Также посетил патриарший Священный Синод, после чего изменил свою позицию по отношению к обновленцам.[2]

23 июля 1922 года[2] на съезде духовенства Минской епархии провозгласил автономию Белорусской церкви, был избран митрополитом Белорусским и Минским. В августе 1922 года в Минской епархии создаётся инициативная группа обновленцев, которая ставит целью борьбу против митрополита.[2] 15 мая 1923 году обновленческое ВЦУ на Минскую кафедру назначило могилёвского епископа Сергия (Иванцова). Местное духовенство и верующие вступили в конфликт с вновь назначенным архиереем в поддержку Мелхисидека. В августе 1923 года выпущенный на свободу патриарх Тихон принял Мелхиседека в Московский патриархат, но его титул митрополита не был одобрен.[2]

Первый раз был арестован в августе 1924 года в Минске за сокрытие от конфискации церковных ценностей. Власти пробовали судить его, но верующий народ, любя своего архипастыря, в огромном количестве собрался напротив здания, где шёл процесс, и это показалось властям угрожающим. Приговорив владыку условно к 3-м годам лишения свободы, его перед собравшимся народом отпустили.

Местоблюститель митрополит Пётр (Полянский), ставший во главе Патриаршей церкви по конине патриарха Тихона в апреле 1925 года, в «определении по делу о положении Минской православной епархии» от 5 октября 1925 года так описал каноническое положение епископа Мелхиседека и его епархии[3]:

Покойный Святейший Патриарх не считал Ваше Преосвященство состоящим вне единения с Православной Русской Церковью, почему и не воспрещал Вам служить в московских храмах. Посему нет оснований предполагать, что Минская иерархия является неправославной. Преосвященному Тихону и преосвященному Никону мною дано предложение безотлагательно принять меры к возможно скорейшему прекращению нежелательных результатов от допущенных ими по неведению действий.

Вопрос об автономии Белорусской Церкви и Вашем митрополичьем сане при Святейшем Патриархе не получил канонического разрешения. Вы же сами не позаботились в течение двух лет при жизни покойного Патриарха так или иначе ликвидировать этот вопрос или принять меры к тому, чтобы дать ему определённое каноническое разрешение. Поэтому как объявление автономии Белорусской Церкви, так и принятие Вами сана митрополита является с канонической точки зрения актом самочиния, не одобряемым церковными правилами. Полагаю, что вопрос об автономии подлежит решению Поместного Собора Русской Церкви, а признание за Вами митрополичьего сана — особому епископскому рассмотрению.

В настоящее время при натиске католичества на православие и общих тяжёлых условиях церковной жизни требуется наибольшая сплоченность и теснейшее единение между епархиями. Раздробление же церковного тела Русской Православной Церкви на мелкие автономные части может повести к нежелательным последствиям в интересах православной Церкви. Ввиду этого считаю за лучшее, если бы Вы сами изыскали меры к ликвидации допущенного церковного самочиния и вернулись к нормам канонического устроения белорусской церковной жизни. Тогда бы для нас открылась каноническая возможность, сообразно с местными условиями церковной жизни, предоставить Вам некоторые прерогативы чести.

22 декабря 1925 года в Москве арестован второй раз по обвинению в сокрытии церковных ценностей и приговорён к трем годам лишения свободы условно. Освобождён 4 мая 1926 года.

В январе 1926 года уклонился в григорианский раскол, подписав Послание ВВЦС.

В конце июня 1926 года принёс покаяние перед митрополитом Сергием и подал ему заявление, что слагает с себя звание митрополита Белорусского, считая себя только епископом.

23 мая 1927 года опять был задержан, а 4 июня арестован в Москве «за использование религиозного настроения масс в антисоветских целях». 17 сентября 1927 года освобождён из Бутырской тюрьмы под подписку о невыезде из Москвы.

Скромный памятник на могиле архиепископа Мелхиседека (Паевского)

Митрополит Сергий, лично знавший владыку во время студенчества и любивший его, принял его в своё общение и возвел его на Пасху 1928 года в сан архиепископа, а 10 сентября того же года назначил на Енисейскую и Красноярскую кафедру[4].

Последние три года архиепископ Мелхиседек служил в Красноярске, при этом он всегда стремился вернуться на родину, в родную Белоруссию.

В мае 1931 года был вызван в Москву для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода.

Скончался 17 мая от сердечного приступа в начале литургии у Престола в Покровском храме на Красносельской в присутствии архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) и епископа Минского Феофана (Семеняко). Во вторник — в день отдания Пасхи, любимого праздника владыки, митрополитом Сергием, в сослужении 18-ти архиереев и около тридцати священников, при большом стечении молящихся, было совершено отпевание. Захоронен владыка был на Семёновском кладбище в Москве. После закрытия и ликвидации Семёновского кладбища был перезахоронен родственниками на ближайшем Преображенском кладбище.

Память

17 мая 2011 года, в день 80-летия со дня кончины владыки Мелхиседека, для увековечения его памяти в центре Минска, на здании бывшего архиерейского подворья (ныне здание Института теологии БГУ) была открыта бронзовая мемориальная доска с барельефным изображением митрополита Мелхиседека[5].

Труды

  • Участие правительственной власти (в лице генерал-губернатора) в восстановлении православия в северо-западном крае 1839—1867 гг. (Исторический очерк). См. указ. на лит. труд: Журнал «Православный Собеседник» 1905. Июль-август, С. 25.
  • Речь при наречии его во епископа Кронштадтского. Приб. к газете «Церковный Вестник», 1916. № 41, С. 989.

Литература

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.