Любожанка
Любожа́нка (белор. Любажа́нка, также Любоже́нка) — бывшая деревня (урочище) на территории Добринёвского сельсовета Дзержинского района Минской области Беларуси, уничтоженная в январе 1943 года немецко-фашистскими оккупантами вместе с жителями во время карательной операции «Якоб». Располагалась в 49 километрах от Минска, 30 километрах от Дзержинска, 2 километрах западнее деревни Самодуровщина, располагалась на берегу реки Жесть.
Любожанка | |
---|---|
белор. Любажанка | |
уничтоженная деревня | |
53°35′17″ с. ш. 27°17′57″ в. д. | |
Страна | |
Область | Минская область |
Район | Дзержинский район |
Абсолютная высота | 184 м |
Население | 59 чел. (1939) |
История
Первые упоминания о деревне Любожанка встречаются в инвентарной книге землевладельцев Чапских, как о застенке Люб в 1780-м году. В начале XIX века сформировалась нынешнее название. По преданию, деревня была построена на месте сторожки лесника, который стал основателем рода. Дети, внуки, правнуки его селились здесь, что и привело к появлению небольшой лесной деревни.
До Великой Отечественной войны она находилась в середине лесного массива недалеко от деревень Даниловичи и Добринёво, деревня находилась в составе Станьковского сельсовета (с 1939 года). В деревне насчитывалось 11 дворов. Население занималось сельским хозяйством, работало на заготовке леса. Согласно переписи населения 1926 года в деревне проживало 65 человек. Перед началом войны, в 1939 году в ней проживало 59 человек, насчитывалось 14 семей[1]. Маленькая, незаметная лесная деревня в годы войны стала партизанской. Мужчины пополняли ряды партизан бригады им. Ворошилова. Женщины пекли хлеб, выращивали партизанам пшеницу и рожь, собирали урожай. В деревне постоянно действовал партизанский маяк. Здесь назначались встречи со связными из Дзержинска, Узды, Озера. Практически каждая семья была связана с партизанами. Известно, что жители деревни Любожанка поддерживали связь с партизанским отрядом, который действовал в Станьковском лесу. Они выпекали для партизан хлеб, шили одежду, стирали белье, собирали и передавали сведения партизанам о перемещении немецких войск.
Карательная операция
В конце 1942 — начале 1943 года немцы вывозили молодежь на принудительные работы в Германию. Девушки и парни из окрестных деревень Сосновка, Кленовка, Станьково, чтобы не попасть в фашистское рабство, скрылись в деревне Любажанка. Переночевав, они возвращались домой через Станьковский военный полигон в направлении Станьковской дороги. Здесь молодежь и наткнулась на немецкий патруль. Молодые объяснили немцам, что они были у родственников в Любожанке, праздновали Рождество. Однако полицай из Дзержинска узнал некоторых из ребят, и немцы вывезли всех в Любожанку выяснять степень родства. Многие жители деревни признавали «родственников», а некоторые нет.
Тогда немцы согнали всех 18 человек в колхозную конюшню и расстреляли[2], у себя же в документах сделали оценку, что в Любожанке — партизаны. В начале января в деревне Любожанка столкнулась с немцами подрывная группа Ивана Мащенко, в составе 5-и человек. И.Т. Мащенко заметил группу немецких разведчиков в двух километрах от Любожанки. На вопрос немцев, о партизанах Мащенко ответил, что он староста деревни Любожанка с друзьями и протянул немцу самогон. Немец радостно засмеялся, но заставил Ивана попробовать самогон и только после этого забрал бутылку себе. На вопросы немецких военнослужащих, командир отвечал, что партизан в деревне нет. По неизвестной причине, гитлеровцы не обыскали партизанский отряд и отпустили. В это же время в деревне появилась немецкая разведка и она попала под пристальную слежку. Через какое-то время в деревню Самодуровщина (ошибочно) приехал отряд немцев. Каратели согнали всех жителей деревни и перечислили, количество человек не совпадало, и они долго не могли понять, в чем же дело. Вскоре приехал офицер, уточнил по карте местность и направил отряд в Любожанку.
В субботу 8 января 1943 года в деревню неожиданно ворвались каратели. Они врывались в дома и расстреливали всех на месте, кто пытался бежать — догоняли овчарки. Жилье и другие постройки сразу же поджигали. По официальной версии, были убиты 42 жителя деревни, среди них 14 детей[3]. Так полностью исчезла маленькая деревня Любожанка. Она стала первой в списке деревень Дзержинского района, подлежащих полному уничтожению за связь с партизанами. Любожанка была уничтожена в первый день фашистской карательной операции «Якоб». Из всех жителей Любожанки остались живыми сестры Анна и Юзефа Дойняк, Эмма и Ариадна Шамко, братья Вячеслав и Валентин Шабловский. Они убежали по льду через реку Жесть в деревню Даниловичи. Немцы стреляли по ним, но они остались живы. После войны деревня Любожанка возрождена не была[4].
Список погибших жителей
- Шамко Владимир Николаевич;
- Колос Варвара Антоновна;
- Колос Пётр Семёнович;
- Колос Вера Павловна;
- Колос Зинаида Петровна;
- Колос Леонида Петровна;
- Колос Валентин Петрович;
- Колос Иван Петрович;
- Колос Стефанида Фомична;
- Колос Иосиф Семёнович;
- Колос Ольга Савельевна;
- Колос Бронислава Иосифовна;
- Колос Валентина Иосифовна;
- Колос Николай Иосифович;
- Колос София;
- Колос Николай Николаевич;
- Колос Викентий Николаевич;
- Колос Самуил Николаевич;
- Колос Владимир Николаевич;
- Колос Наталья Стефановна;
- Колос Викентий Антонович;
- Дойняк Антон Сельвестрович;
- Дойняк Анна Андреевна;
- Дойняк Гаврила Антонович;
- Дойняк Надежда;
- Дойняк Борис Владимирович;
- Дойняк Юзефа;
- Дойняк Иван Матвеевич;
- Дойняк Эмилия Иосифовна;
- Дойняк Галина Брониславовна;
- Дойняк Стефанида;
- Лихачевский Иван;
- Лихачевский Антон Иванович;
- Лихачевская Станислава Владимировна;
- Лихачевская Анна Константиновна;
- Лихачевская Валентина Николаевна;
- Станкевич Анна Александровна;
- Станкевич Мария;
- Станкевич Леонида Александровна;
- Станкевич Вера Александровна;
- Шаболинская Анна Карловна.
Литература
- Валаханович А.И. Дзержинщина: прошлое и настоящее. — Мн.: Наука и техника, 1986. — 152-153 с.
- Валаханович А.И. За што іх спалілі. — Мн.: газета «Сцяг Кастрычніка», 2005. — 3 с. (белор.)
- Лысак І. Сляды фашысцкіх зверстваў на Дзяржыншчыне. — Мн.: газета «Сцяг Кастрычніка», 1991. — 3-4 с. (белор.)
- В.Е. Лобанок. Нацистская политика геноцида и “выжженной земли” в Белоруссии. 1941—1944. — Мн.: Беларусь, 1984. — 50,251 с.
- Новікаў М. Дарогамі памяці. — Мн.: газета «Сцяг Кастрычніка», 1982. — 2 с. (белор.)
- Падаляк Т. Нашчадкі вогненных вёсак: дакументальныя нарысы, эсэ, успаміны. — Мн.: Літаратура і мастацтва, 2009. — 167 с. (белор.)
- Валахановіч А.І. Памяць: Дзяржынскі раён: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі. — Мн.: БелТА, 2004. — 294 с. (белор.)
- Б.І. Сачанка. Памяць. Беларусь. Рэспубліканская кніга. — Мн.: БелЭн, 1995. — 519 с. (белор.)
Примечания
- Любоженка, Белорусские деревни, сожжённые в годы Великой Отечественной войны
- Справка о зверствах и злодеяниях совершенных немецко-фашистскими оккупантами по Дзержинскому району Минской области за период времени с апреля 1941 г. По февраль 1943 г.
- Докладная записка заместителю директора Института Истории Партии при ЦК КПБ тов. Липило П.П. о проверке населенных пунктов Минской области, которые были уничтожены немецко-фашистскими оккупантами вместе с их жителями и не восстановлены
- Любажанка, Дзержинская районная библиотека (белор.)