Липшиц, Жак
Жак Липшиц (Хаим-Яков Абрамович Липшиц, фр. Jacques Lipchitz; 22 августа 1891, Друскеники, Гродненская губерния (ныне — Друскининкай, Алитусский уезд, Литва) — 26 мая 1973, Капри, Италия) — французский и американский скульптор, выходец из Литвы.
Жак Липшиц | |
---|---|
фр. Jaques Lipchitz | |
Имя при рождении | Хаим-Яков Абрамович Липшиц |
Дата рождения | 22 августа 1891 |
Место рождения | |
Дата смерти | 26 мая 1973 (81 год) |
Место смерти | |
Гражданство | Российская империя Франция США |
Жанр | абстракционизм |
Учёба |
Национальная высшая школа изящных искусств (Париж),
|
Стиль | кубизм, абстракция |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Дед Шая-Давид Пейсахович Липшиц (с женой Хаей-Фейгл) в Гродно был крупным промышленником. Отец скульптора, строительный подрядчик Абрам-Ицхок Шаевич Липшиц (?—1928), после женитьбы на его матери Лее-Рахили Кринской (?—1934) переехал в Друскеники (Друскининкай)[2].
1895—1899 годы — учёба в хедере в Друскининкай;
1899—1905 годы — учёба в коммерческом училище в Белостоке;
1905—1909 годы — учёба в Виленском реальном училище.
В 1909 году переехал в Париж, где до 1912 года учился в Школе Искусств и Академии Жюлиана. Там будущий скульптор познакомился и стал дружить с Пикассо, Модильяни и Грисом. В 1911 году отец Хаима разорился, финансовая помощь прекратилась. Хаиму пришлось подрабатывать разносчиком фруктов и подмастерьем у других скульпторов. В 1914 году познакомился с поэтессой Бертой Китросер, которая вскоре стала его женой.
Творчество кубистов оказало влияние на молодого скульптора. В 1913—1914 годах в таких работах Липшица, как композиции «Матрос с гитарой», «Акробат на лошади», появились геометрические формы. В период 1914—1918 годов он создавал скульптуры в стиле кубизма — абстрактные фигуры с накладывающимися друг на друга плоскостями различных поверхностей. Кубистам была важна не внешняя форма, а содержание — раскрытие внутренней сущности и духовного мира человека.
В 1922 году Липшиц вступил в художественную группу «Новый дух» (фр. L´Esprit Nouveau). Слава пришла к Липшицу относительно быстро. К концу 20-х годов он стал одним из самых востребованных скульпторов Франции, считалось престижным заказать у него работу. В своих ранних произведениях Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, однако позже смягчил тяжёлые и резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными. Работал также модельером мебели и декоратором. Его большей частью выполненная в виде фигур человеческого тела пластика выглядит порой абстрактными арабесками, будит своей загадочностью фантазию у зрителя. Переломным моментом в творчестве скульптора стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю, которым можно охарактеризовать композиции «Мать и дитя» (1930), «Возвращение блудного сына» (1931).
С приходом к власти Гитлера в сюжетах произведений нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени. Скульптор не мог остаться равнодушным к появлению нацизма. Своё подавленное духовное состояние мастер выразил с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов, таких, как «Борьба Иакова с ангелом» (1932) и «Похищение Европы» II (1938). Некоторые из его произведений 30-х годов, сохраняя черты символизма, несли в себе явные антифашистские настроения. Одна из них, «Прометей с орлом», высотой 9 метров, была представлена на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
В 1941 году, после оккупации Франции немецкими войсками, Липшиц бежал из Парижа в США и осел в Нью-Йорке, где его работы нашли большое признание в художественных кругах. В 1946 году вернулся в Париж, но вскоре снова уехал в США, в 1958 году получил американское гражданство.
Жак Липшиц умер 26 мая 1973 года на острове Капри. Похоронен в Иерусалиме. Он себя всю свою жизнь позиционировал как скульптор из Литвы, Литвак.
Искусство
Жак Липшиц еврейский парень, переживший белостокский погром, в ужасе отшатнувшийся от России, чтобы потом пережить то же в Европе. Вертикали передают устремленность человека ввысь; в эти годы, перед чредой мировых катастроф, на гребне технического прогресса и бурлящей веселой жизни, он словно осознает угасание основных духовных директрис – а они именно и охраняли его от падения и растворения в потоке животной или социальной жизни
поэтому искусство отказывается фиксировать эту жизнь; собственно, это великие открытия – абстракция, опус, в котором чисто человеческие очертания: еле уловимая фигура, абрис, намек на линии тела – все более растворяются, исчезают, уступая место художественной идее, восходящему духу обычно это легкие линии, в картинах сквозит пространство – это поэзия свободы; Липшиц несколько иной, он очень хорошо дает материал
фото не передает обычной для его фигур массы: они очень тяжелые, словно это люди, на которых свалилась вся тяжесть судьбы – или она вдруг проявилась, и они застыли навеки, не в силах шевельнуться, огромные глыбы чугуна…
эта монументальность нарастает, выражая все те чувства, с которыми идут по ХХ веку настоящие художники: озаренность, недоумение, вопрошание, протест: эти фигуры словно замкнуты для мира, в котором творится такое громадное зло, они то самое в-себе-сущее, Ding-an-Sich, которое неизменно спасает художника и мыслителя от безумия в этом лучшем из миров
если долго смотреть на эту массу металла, постепенно начинаешь ощущать в себе эту массу, эту страшную неизбывную тяжесть, и трудно шевельнуть рукой или сказать слово: что-то огромное и мощное есть в этих фигурах…
Наивысшего трагического накала творчество Липшица достигло в годы Второй мировой войны, когда ему (уже в США, куда он в 1941 г. уехал из оккупированной Франции) стала известна судьба евреев Европы. Потрясенный скульптор художественно переосмысливает одну из доминантных в его творчестве тем — мать и дитя (гипсовая группа 1913 г., бронзовая — 1914–15 гг., 1929–30 гг.). Версия 1941–43 гг. (дитя судорожно цепляется за шею безногой матери, в отчаянии воздевающей к небу обрубки рук) была воспринята как реквием бесчисленным еврейским матерям, обреченным перед гибелью видеть уничтожение своих детей. Из многих других работ этого времени на еврейскую тему выделяются «Молитва» (старик, совершающий каппарот, — ритуал, связанный с Иом-Киппур) и «Скиталец» (фигура со вспоротым животом и покрытая струпьями, которая однозначно ассоциируется с муками, выпавшими на долю еврейского народа; обе работы — 1943 г.).
поразительный контраст с ранними работами: нет уже никакой массы, никакой компактной формы Ж. Липшиц. Давид и Голиаф на колонне
Форма распалась, связи оборваны^ и теперь только ценой гибели можно их восстановить; это уже не форма, не опус – это крик ужаса, он дает нам представление о том настроении, когда Левинас сказал, что «после Освенцима поэзия больше невозможна» он вознес на пьедестал нашу боль и отчаяние в мире, где больше нет поэзии и каждый взлет так труден, словно ты навеки прирос к этой проклятой земле!
Особое место в творчестве Липшица послевоенных лет (в 1947 г. вернулся во Францию, но затем подолгу жил в США) занимает «Святая Дева» (первая версия — 1948 г.) — статуя для церкви Нотр-Дам в селении Асси (французские Альпы). Надпись на ее постаменте («Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую Деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними»), сделанная по требованию Липшица, выражала его веру в сотрудничество евреев и христиан после кошмаров нацизма и в их совместное противостояние злу и бесчеловечности.
В нем есть эта вечная замкнутость, чисто еврейское чувство, фигуры закрыты; в его живописных работах тоже ощущается словно какой-то тупик (живопись более открытый жанр, и он чувствует себя в ней неуютно) каждый его герой – это история потерянной души, заблудшей, лишней в дебрях этого страшного мира, который отвергает евреев; он остается непознанным миром, со своей музыкой – тонкой мелодией для кларнета – которая звучит в нем, и ее очень трудно услышать непосвященному…
Семья
- Братья — Павел (Пиня) Абрамович Липшиц (1902—1936, расстрелян), инженер-теплотехник[3]; Рувим (1908—1993).
- Сёстры — Женя (1896—1928); Фаня (?—1961); Дина (1898—1978), журналистка, работала в издательстве газеты «Дер Эмес» и журнала «Трибуна».
- Двоюродный брат — ботаник Сергей Юльевич Липшиц[4].
Литература
- Азизян И. А. Первая волна скульптурного авангарда: Архипенко, Цадкин, Липшиц // Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте. — М.: Наука, 2000. — С. 145—153. — ISBN 5-02-011659-9.
- Загадка гипсовых Феликсов // Жак Липшиц (1891—1973). Ретроспектива/.: Московский музей современного искусства, 2018—164 с.: ISBN 978-5-91611-092-0. C. 126 −139
- Фишман Л. Сокровища в пустыне. РАБОТЫ ЖАКА ЛИПШИЦА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ УНИВЕРСИТЕТА АРИЗОНЫ // Третьяковская галерея : журнал. — 2006. — № 1 (10).
Примечания
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118573365 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- Е. П. Липшиц «Родословная»
- Воспоминания Евгении Павловны Липшиц (1929—?)
- Е. П. Липшиц «Родные по отцу»