Кузнецов-Жепинский, Егор Григорьевич

Егор (Георгий) Григорьевич Кузнецов-Жепинский (17251805) — русский изобретатель[1].

Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский

Портрет работы С. В. Дубасникова
Дата рождения 23 апреля 1725(1725-04-23)
Место рождения пос. Выйский завод,
Верхотурский уезд,
Сибирская губерния,
Российская империя
Дата смерти 1805(1805)
Место смерти пос. Нижнетагильский завод,
Пермская губерния,
Российская империя
Подданство  Российская империя
Род деятельности изобретатель

Биография

Родился 23 апреля 1725 года на Выйском заводском посёлке Верхотурского уезда Сибирской губернии в семье крепостного кузнеца заводовладельцев Демидовых.

Подростком вместе с отцом и братьями трудился в небольшой кузнице. Затем работал на Выйском медеплавильном заводе помощником кузнеца, кузнецом и слесарем (с 1757 года). В 1762 году по распоряжению Н. А. Демидова Егор был определен на Нижнетагильский завод для выполнения сложных заказов и обучению мастерству молодых рабочих. В 1770—1771 годах он проходил стажировку на заводах Тулы и Брянска, где обучался металлургии, машиностроению и оружейному делу. С 1772 года продолжил трудиться на Нижнетагильском заводе.

Умер Егор Григорьевич в 1805 году в Нижнем Тагиле.

Изобретательская деятельность

Егор Григорьевич отличился своей изобретательностью и мастерством. Первым его крупным изобретением стала водоотливная и рудоподъемная машина для шахт Медного рудника, страдавшего от избытка грунтовых вод. Здесь Кузнецов впервые использовал идею непрерывных ковшей, нашедшую впоследствии применение в землечерпалках, экскаваторах и многоковшовых погрузчиках. Создал также механические ножницы с водяным приводом для резки листового железа. Большое внимание он уделил «плющильному делу», впервые сделав попытку механизировать трудоемкую и утомительную операцию по получению листового железа, которое рабочие выковывали и разглаживали молотом вручную. Вершиной его творчества явился листопрокатный стан (плющильная машина)[1]. В 1772 году Кузнецов изобрёл пилозубильную машину для насечки зубьев в пилах. В 1775 году закончил создание сортового стана для прокатки профильного железа.

Астрономические часы

Кроме изобретений в области промышленного производства, Кузнецов-Жепинский известен своими работами в бытовой технике. В 1775 году он закончил работу над оригинальными астрономическими часами, на изготовление которых ушло почти двадцать лет. Сложное устройство этих часов содержало указание часов, минут, восхода и захода Солнца, фазы Луны, года, месяца и числа. Также мастер вмонтировал в часы календарь с именами святых на каждый день по календарю. Часы сохранились до настоящего времени и находятся в Нижнетагильском музее-заповеднике.

Интересно, что на колокольне Никольской церкви в Нижней Салде были установлены башенные часы с боем, которые при разделе имущества Акинфия Демидова достались его сыну Никите. Эти часы якобы Петр I привез из Голландии и подарил их Демидову. В середине XVIII века они вышли из строя и долго бездействовали, но в 1771 году Демидов направил для их ремонта Егора Кузнецова, который «доставшимся от Невьянского завода часам собрал, и вновь приделал принадлежность, и действительно на Нижнесалдинском заводе в действие привел, и действуют они изрядно». Эти часы были найдены в наши дни[2].

Музыкальные дрожки

В 1785—1801 годах Кузнецов изготовил «музыкальные дрожки» — пароконную повозку, оснащенную верстометром и органом. Егор Григорьевич задумал подарить механические дрожки императору Павлу I и в конце 1801 года прибыл на них в Москву, где представил своё произведение уже Александру I, так как Павел I к этому времени умер. Александр I подарок принял и передал его вдовствующей императрице Марии Фёдоровне[1]. В благодарность за свой труд в 1804 году Кузнецов вместе с семьёй был освобожден от крепостной зависимости[3].

Об одном из публичных испытаний дрожек сделал запись литератор Иоанн Багратиони[3]:

«Эти дрожки сделал сибиряк, которого звали Георгий, и привёз в Москву. И многие старики — мастера, увидев, удивлялись, и сказали, что это первейшее мастерство в мире, что никто до сих пор не слыхал о подобном мастерстве. И мы тоже превелико удивлялись, понравилось нам, как человек без знаний сделал это своим умом».

В 1838 году дрожки были переданы Конюшенному музею в качестве экспоната и находились в нём вплоть до 1917 года. После Октябрьской революции Конюшенный музей был закрыт, но механические дрожки, как памятник русского творчества, передали в Государственный Русский музей в Ленинграде. После Великой Отечественной войны экипаж был передан в Государственный Эрмитаж, где экспонируется по настоящее время.

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.