Кударцы

Куда́рцы (осет. къуыдар, къуыдайрæгтæ; ед. ч. — къуыдайраг[1]) — этнографическая группа южных осетин — двалов, исторически населяющая Кударское ущелье на северо-западе Южной Осетии[4].

Кударцы
Современное самоназвание къуыдайраг, къуыдар[1]
Численность и ареал
Всего: более 200 тысяч
Описание
Язык кударо-джавское наречие кударского диалекта осетинского языка
Религия православие, традиционные верования
Входит в южные осетины
Происхождение скифы[3]

От иронцев отличаются своеобразным кударо-джавским говором кударского диалекта, который иногда выделяют в особое наречие — кударский диалект[5] осетинского языка[6]. Кударцы являются основным государствообразующим этносом Южной Осетии.

Этимология

Кударцы, предположительно, были упомянуты в Армянской географии VII века («Ашхарацуйц») в форме Kowdētk (где последний -k — арм. формант множественного числа, а -ēt- — груз. топоформант)[7][8]. Локализация этнонима совпадала с современной[9].

Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения[10][11][12][13][14][15][16][17][18]. Хугаев В., аналогично выдвинутой А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с памирским топонимом «Kudar» — названием реки и ущелья, которое при членении на «K’wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с персидским «kuh ‘гора’», а во второй — персидским «dar ‘дверь’»[15].

Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил своё понимание происхождения этнонима от самоназвания древних скифов (из скиф. *skuda/*skuta/*skuδa)[9]. Как он считает, в процессе последующего развития по фонетическим законам осетинского языка слово видоизменилось и стало уже употребляться с суффиксом -ар и без начального с- в качестве топонима, от которого уже вновь появился соответствующий этноним.

Происхождение

По мнению Вахушти Багратиони кударцы ведут своё происхождение от двалов.

…и кроме того, жители Большой Лиахвы, Малой Лиахвы, Ксанис-хеви и Кударо тоже суть двальцы, выселившиеся туда из этой Двалетии…[19]

История

До присоединения Осетии к Российской империи осетины замкнуто жили в горах Центрального Кавказа на обоих его склонах. В этот период Осетия представляла собой конфедерацию горских обществ, которые располагались по различным ущельям, составлявших её территорию. Кударское общество (которое в некоторых поздних документах также называлось Часавальским) было крупнейшим среди них. Оно граничило с юга и востока с Дзауским (Джавским) обществом, на севере с Туальским обществом, а на западе с грузинами-рачинцами.[20]

Кударское общество, как и большинство других осетинских обществ, было демократическим — управлялось народным собранием, которое называлось Ныхас (осет. ныхас — буквально «речь», «разговор», «беседа»), которое собиралось в ауле Саджилзаз, являвшегося центром общества. Здесь так же находился народный суд (осет. тæрхон), регулировавший спорные вопросы в между жителями общины[21].

По грузинской летописи до 17 века на территории Кударского общества жили рачинцы, а осетины-кударцы выходцы из Туалгома, Северного склона Кавказа. Кударское ущелье неоднократно подвергалось военным вторжениям со стороны Имеретии. В 1605 г. поход в земли южных осетин совершает имеретинский царь Ростом. Последнее нападение Имеретии на кударцев относится к 1770 г.

Территорию кударцев того периода под названием Двалети описывает немецкий путешественник Иоганн Гюльденштедт[22].

Земли кударцев вошли в состав Российской империи вместе с другими южными обществами осетин. Кударо этого времени посетил немецкий ботаник-дендролог Карл Кох во время своего путешествия на Кавказ в 1837 г., который отмечал в своих записях:

В котловине Иерцо Осетия характеризуется совершенно другими чертами, которые отразились на её жителях и их жилищах. В то время как на востоке с его дикоромантическими долинами и ущельями осетины отличаются своим грубым образом жизни и воинственным нравом, жители долины Иерцо и округ Кударо, куда я вскоре добрался, шире и приветливее. Жители обитают мирно рядом друг с другом и занимаются скотоводством и земледелием. Также и стены домов здесь делают не из лежащих друг на друге камней, покрытых сверху плоской крышей; население срубает в соседних лесах деревья и строит себе из них жилища. Крыши здесь не плоские, а наклонные. Дома напоминают швейцарские…

Недалеко от Иерцо около селения Цоно из вышеназванного озера вытекает Квирила…

Из Иерцо… в сопровождении немногих осетин я достиг селения Самтарети, отстоящего в 2 часах езды… Деятельные жители селения приняли меня дружелюбно и снабдили лошадьми для дальнейшего путешествия… Находящиеся на склонах поля, как и в Швейцарии или Тюрингии, окружены изгородью; вдоль узких долин расположены луга. Навстречу выходили широкоплечие светловолосые и голубоглазые люди…

Вдоль Кирамулы дорога привела нас к вершине водопада и истокам реки… Внизу лежала приятная долина Джеджора со своими 9 селениями, а над ней возвышались снежные горы Кедела и ледник Риона… Спустившись, мы через 2—3 часа попали в долину Джеджоры, где я решил остановиться. Осетин, принадлежавший к братству кударов, принял меня в своем доме, находившемся в селении Чассавали…

Долина Джеджоры плодородная, и её жители отличаются миролюбием. Ранее, однако, они часто совершали набеги на Имеретию, так что царь Соломон совершил опустошительный поход в район Кударо и разрушил все замки, которые славились раньше и были больше, чем у остальных осетин. Поэтому и замок Чассавали стоит разрушенным и пустым…[23]

В 1920-х годах кударские сёла вместе с остальными районами Юго-Осетии подверглись нападению вооружённых отрядов Грузинской Демократической Республики, что способствовало массовому оттоку беженцев на северные склоны Кавказа через горные перевалы, в это время какая та малая часть выходцев из Кударского ущелья основались в новом поселений беженцев из всех ущелий Юго Осетии, в селении Ногир(в основном центральная часть села) одними из предводителей кударцев в Ногире были Бадила Гагиев, и Доментий Хугаев.

С образованием в 1922 году Юго-Осетинской автономной области земли кударцев стали входить в район Кударо, а позже были включены в состав образованного Джавского района.

В 1940 возле исторического селения Часавал построен посёлок городского типа Квайса (посёлок Шахтёров).

Историческое расселение

Территория расселения кударцев составляет историко-этнографический район Кударо, в основном занимающий земли в бассейне Джоджоры (Стырдон)[21][24], а также в долине Кведрулы (Козидон) и в верховьях Квирилы.

До установления в регионе российской администрации население указанной территории составляло Кударское общество, которое состояло из собственно Кударской (в бассейне Джоджоры) и Цонской (в верхнем течении Квирилы) общин[25].

В качестве составных частей Кударского общества иногда могли рассматриваться и общества в ущельях Пацагом и Чеселт[26], располагавшихся восточнее и отделявшихся от Кударо Рачинским хребтом.

В Кударском обществе находилось множество крупных и мелких населённых пунктов, некоторые из которых ныне уже заброшены или не имеют постоянного населения[27][28].



Современный ареал кударцев

  • Историческое кударское ущелье, современный Знаурский район, частично Цхинвальский район, сёла Пригородного района Ногир (частично, с 1922 г.), сёла Михайловское(частично), Сунжа (полностью с 1944г.), Октябрьское (полностью с 1944 г.), Камбилеевское(полностью с 1944 г.), Ир (частично с 1944 г.), Тарское (частично с 1944 г.), Донгарон (частично с 1944 г.), Дачное (частично с 1993 г.), Гизель (незначительное количество), Нижняя Саниба (частично),

Также город Владикавказ, и в посёлках городского округа Владикавказ — посёлки: Южный, Редант, 2 Редант, Балта, Карца. Также компактное расселение в сёлах Эльхотова, Иран, Ставд-Дурта, Комсомольское, Красногор, Кирова, Мичурино, Майрамадаг, Нарт, город Алагир (незначительно), и других поселениях.

Особенности языка

Кударцы говорят на кударо-джавском наречии иронского диалекта осетинского языка. По всем основным фонетическим, морфологическим и лексическим признакам кударо-джавское наречие смыкается с иронским и противостоит дигорскому диалекту[29].

Некоторые авторы, как Г. С. Ахвледиани, Ю. А. Дзиццойты и И. Гершевич выделяют кударо-джавского наречия в качестве третьего диалекта в осетинском языке (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола). И. Гершевич, кроме того, указывал на близость кударо-джавского с рядом скифских рефлексов, считая этот диалект потомком скифского, в отличие от иронского диалекта, который, по его мнению, является потомком сарматского. В свою очередь Ф. Тордарсон полагал, что кударо-джавское наречие в некотором отношении представляет собой более архаичный диалект, в отличие от родственных ему северо-иронских. А Я. Харматта высказывал мнение о возможной связи некоторых рефлексов в старо-кудароджавском непосредственно с древнеиранскими[30][31][32][33][34].

Религия

Большинство кударцев являются православными христианами[35]. Также среди кударцев популярны традиционные осетинские верования, сохранившиеся с дохристианских времен и подвергшиеся значительному влиянию христианства на определённых исторических этапах.

Родовой строй

Кударцы, как и все осетины, сохранили свою родовую организацию и делятся на большие родственные группы — фамилии (осет. мыггаг), ведущие своё происхождение от общего родоначальника, чьё имя и является их названием. Фамилии же, в свою очередь, могут быть патронимическими ветвями более крупной родовой группы, включающей в себя несколько родственных фамилий (осет. æрвадæлтæ).

По народным преданиям иронцев все иронские фамилии происходят от пяти колен, идущих от пяти сыновей легендарного Ос-Багатара, который считается прародителем всех иронцев[36][37]. А основная часть населения ущелья, происходит от переселившихся в эти места пятерых сыновей Гулара, происходящего от Цахила — младшего сына Ос-Багатара[21][38][39]. Иронцы Северной Осетии, единственным самоназванием которых является этноним iron, не дают этого названия ни дигорцам, ни туальцам, ни тем более южным осетинам — кударцам. Дигорцы также не распространяют этноним iron на южных осетин.[40][41]

Современное восприятие этнонима

С началом становления государственности в составе СССР в послереволюционный период и с очередным витком развития литературного общеосетинского языка среди многочисленных этногрупп осетин были намечены естественные консолидирующие процессы, которые способствовали их довольно быстрому сближению между собой и стиранию различий между ними.

Однако ныне этот процесс ещё нельзя называть завершённым, так как внутри осетин всё ещё существуют несколько крупных этнических групп, сложившихся в течение XX века из более мелких.

По мнению некоторых учёных в древности этноним «кударцы» распространялся значительно шире нынешнего понимания и охватывал территорию расселения средневековых двалов (современных кударцев, джавцев, туальцев и урс-туальцев). В наше время это отражено в говорах северных осетин, которые до сих пор называют «кударцами» всё население современной Южной Осетии, а иногда и Наро-Мамисонской котловины[42].

Примечания

  1. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar ‘Южная Осетия’//Nartamongæ/The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol. IV. № 1, 2. — Владикавказ, 2007, С. 100 (недоступная ссылка)
  2. Осетины Грузии (Триалетская Осетия, Кахетия, Тбилиси): Мифы и реальность
  3. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar
  4. «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Год: 1973, Автор: Волкова Н. Г., Издательство: «Наука» (Главная редакция восточной литературы, г. Москва), стр. — 116, 117, 118
  5. Къуыдайраг диалекты тыххæй. Дзиццойты Юри («Мах дуг», 2006 аз, № 12)
  6. Дзиццойты Ю. А. Этногенез южных осетин по данным языка (рукопись). 2000
  7. Hewsen R. H. On the Date and Authorship of the Asxarhac’oyc’. — 1992, 115 n. 58 (англ.)
  8. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М., 2003, С. 370
  9. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar ‘Южная Осетия’ // Nartamongæ/The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol. IV. № 1, 2. — Владикавказ, 2007, СС. 97—136 (недоступная ссылка)
  10. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar ‘Южная Осетия’ // Nartamongæ / The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol. IV. № 1, 2. — Владикавказ, 2007, СС. 106—107 (недоступная ссылка)
  11. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Часть 3. — М., 1887, С. 174—175
  12. Мегрелидзе И. В. Неизвестный вариант легенды о великом потопе и некоторые сказания о вершине Брутсабдзели // Исследования по истории культуры Востока. — М.—Л., 1960, С. 111
  13. Алборов Б. А. Термин «Нарт» (к вопросу о происхождении нартского эпоса) // Научное общество этнографии, языка и литературы при Горском педагогическом институте. — Владикавказ, 1930, С. 281
  14. Агнаев А. Т. К истории осетинского народа // журн. «Фидиуæг», № 1. — Орджоникидзе, 1959, С. 88 (осет.)
  15. Хугаев В. К этимологии слова «Къуыдар» // журн. «Фидиуæг», № 2. — Орджоникидзе, 1966, С. 72 (осет.)
  16. Агнаев А. Т. Къуыдар // газ. «Рæстдзинад», ч. II. № 82. — Владикавказ, 1992, С. 4 (осет.)
  17. Агнаев А. Т. Къуыдар // газ. «Рæстдзинад», ч. I. № 81. — Владикавказ, 1992, С. 3 (осет.)
  18. Челахсаев Р. К вопросу о происхождении этнонима кудар, 2011
  19. Багратиони В. Вахушти, царевич. География Грузии. / Введение, перевод и примечания М. Г. Джанашвили // Записки Кавказского отдела ИРГО. — Тф., 1904. — Кн. XXIV, вып. 5.
  20. Южные общества Осетии
  21. Заселение осетинами верховьев р. Джоджора
  22. Гильденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. СС. 191, 238
  23. Кох К. Путешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837 и 1838 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. — Орджоникидзе, 1967. С. 241
  24. Формирование населения Центральной и Южной Осетии (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано 12 февраля 2008 года.
  25. Цуциев А. А., Цховребова З. Д. Северная и Южная Осетия: из прошлого в настоящее. Все селения Севера и Юга. (Справочная карта) — Владикавказ, 2000 (недоступная ссылка)
  26. Руниверс: Цхинвал и Южная Осетия. Материалы по периоду: XIV—XVIII вв. Позднесредневековая Южная Осетия и её историческая география
  27. Альпийские луга и форелевые реки Южной Осетии (недоступная ссылка)
  28. Кударгом ждёт хорошее будущее (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2010. Архивировано 16 августа 2016 года.
  29. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. Т. I. — М.—Л., 1949. СС. 487—496
  30. Ахвледиани Г. С. Сборник избранных работ по осетинскому языку. — Тбилиси, 1960. С. 116
  31. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar // Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol.IV, № 1,2. 2007.
  32. Gershevitch I. Fossilized imperatival morphemes in Ossetic//Studia Iranica et Alanica. Festschrift for Prof. Vasilij Ivanovich Abaev on the Occasion of His 95th Birthday. Rome, 1998, p. 141—159 (англ.)
  33. Камболов Т. Т. Очерк истории осетинского языка. — Владикавказ, 2006, стр. 421
  34. Harmatta, J., Studies in the History and Language of the Sarmatians, Szeged 1970, p. 75—76
  35. ИА Рес, Духовная диверсия против Южной Осетии?
  36. Народное предание о происхождении осетин (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 мая 2010. Архивировано 18 января 2015 года.
  37. Происхождение иронских фамильных имён Сærazontæ и Æghuzatæ Архивировано 27 июля 2011 года.
  38. Ирон адæмон æргъæуттæ 3 томæй. — Цхинвал, 1962. Т. III, С. 141 (осет.)
  39. Ирон таурæгътæ. — Дзæуджыхъæу: Ир, 1989. С. 388 (осет.)
  40. Доктор филологических наук Ю. А. Дзиццойты К этимологии топонима K’WYDAR «Южная Осетия» 2007 г.
  41. Академик В. Ф. Миллер: «Напомним, что главная восточная ветвь называет только себя иронами и не дает этого имени ни западным осетинам — дигорцам, ни южным — туальцам!» Осетинские Этюды,1887 г. часть третья, глава 1, стр. 109/607
  42. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K’wydar ‘Южная Осетия’//Nartamongæ/The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol. IV. № 1, 2. — Владикавказ, 2007, С. 111 (недоступная ссылка)

Литература

Библиография
  • Остъаты А. Цардивæн (уацау) // Раздзырдтæ. — Цхинвал, 1989. СС. 48—66. (осет.)
Периодическая печать
  • Переваленко В. Ф. Поездка в Кударское ущелье // Газета «Кавказ». № 39. — Тифлис, 1849.
  • Дункель-Веллинг Н. Некоторые исковые обычаи у осетин Кударо-Мамисонского ущелья // Газета «Кавказ». № 24. — Тифлис, 1855.
  • Вашакидзе Е. C. Из жизни осетин Часавальского общества // Газета «Терские ведомости». № 224. — Владикавказ, 1903.
Справочные карты
  • Цуциев А. А., Цховребова З. Д. Северная и Южная Осетия: из прошлого в настоящее. Все селения Севера и Юга. — Владикавказ, 2000

Ссылки

Сайты
Географические карты
  • [mapk38.narod.ru/map1/ik38052.html Лист карты K-38-52]
  • [mapk38.narod.ru/map1/ik38040.html Лист карты K-38-40]
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.