Кочубинский, Александр Александрович

Алекса́ндр Алекса́ндрович Кочуби́нский (22 октября (4 ноября) 1845, Кишинёв, Бессарабская область — 13 (26) мая 1907, Одесса, Херсонская губерния) — российский историк, филолог, археолог, ординарный профессор Новороссийского университета по кафедре славяноведения.

Александр Александрович Кочубинский
Дата рождения 22 октября (4 ноября) 1845(1845-11-04)
Место рождения Кишинёв
Дата смерти 13 (26) мая 1907(1907-05-26) (61 год)
Место смерти Одесса
Страна  Российская империя
Научная сфера история, филология
Место работы Новороссийский университет
Альма-матер Московский университет (1867)
Учёная степень доктор филологии (1877)

Биография

Александр Кочубинский родился в семье бессарабского священника. Учился в одесской гимназии при Ришельевском лицее и в Московском университете (1863—1867), где окончил курс по историко-филологическому факультету. В 1867—1869 годах был учителем гимназий во Владимире и Одессе. В 1869 годы командирован за границу для изучения организации средних школ в Германии и Австрии. В 1871 году стал преподавать славянскую филологию в Новороссийком университете; с 1873 года — магистр (после защиты диссертации «Братья Подобои и чешские католики в XVII в.»), доцент университета.

Неоднократно посещал славянские страны с научными целями, куда был послан по предложению профессора В. И. Григоровича[1]: в 1874—1876 годы присылал из-за границы обширные отчёты, напечатанные в «Записках Новороссийского университета» (ЗНИ). Сотрудничал с журналом «Филологические записки» и сборником «Славянский вестник» под редакцией А. А. Хованского. Получил степень доктора славянской филологии защитив в Киевском университете сочинение «К вопросу о взаимных отношениях славянских наречий» и в 1877 году был утверждён экстраординарным, а с 17 ноября — ординарным профессором Новороссийского университета.

В 1896—1900 годах был председателем историко-филологического общества при Новороссийском университете.

Награждён Макариевской премией (за 1890) и Уваровской премией (1900).

Похоронен на «Старом кладбище» Одессы.

Научное мировоззрение и сочинения

А. А. Кочубинский был убеждён в том, что католицизм враждебен славянству и России. В поляках он, как и многие славянофилы, видел «слуг Рима»; оправдывал подавление Польского восстания 1863 года. Но при этом Кочубинский не поддерживал славянофильский тезис о необходимости активного распространения русского языка и православной религии на всех славян. В своих сочинениях настойчиво проводил мысль о пользе славянской взаимности, под которой понимал духовное единство славян, их тесное сближение на культурном и научном поприще (но не поглощение одних наций другими).

Вклад А. Кочубинского в различные области славяноведения и по объёму, и по научному значению неравноценен.

По языкознанию он написал ряд работ, например:

  • «Звук а — отличительнейшая черта сербского вокализма» (Филологические записки. — 1870, Вып. 6; 1871, Вып. 1; отд.: Воронеж: тип. В. А. Гольдштейна, 1871. — 63 с.)
  • «Как долго жил русский супин?» (Филологические записки, 1872, вып. 4; Воронеж: тип. Н. Д. Гольдштейн, 1872. -— 12 с.)
  • Учебник старо-славянского языка у немцев Лескиена: Библиогр. заметка А. Кочубинского. (Воронеж: тип. Н.Д. Гольдштейн, 1872. — 40 с.)
  • «К вопросу о взаимных отношениях славянских наречий» (Т. 1-2. Одесса, 1877—1878) и др.

Прародину славянства А. А. Кочубинский видел «между Карпатами и Дунаем» и полагал, что древние элементы сохранились в славянских языках пропорционально близости или отдаленности поселения соответствующих народов от этой области. Его выводы не были приняты современной ему наукой, хотя признавалось, что сочинения Кочубинского содержат ценные наблюдения. В целом языковедческие работы не составляют сильной стороны его творчества. Он одним из первых в исторической науке стал поднимать вопрос о проживании в Трансильвании автохтонного русинского населения, которое было впоследствии ассимилировано венграми и валахами. Соседи называли их русскими: мадьяре — Orosz, валахи — Rusu, немцы — Reussen. Кочубинский на поступательное колонизационное движение молдаван от Прута к Днестру и указывал на ассимиляцию русинов молдаванами[2]. И. Филевич отмечал, что Кочубинский «объединяет Мефодиеву Нитру, нынешний румынский юг и Русь Днепровскую в одно органическое целое»[3]. Продолжительное сохранение восточного христианства в Карпатском регионе Кочубинский объяснял тем, что часть территории, на которой проживало православное русское население Трансильвании и Карпатской Руси, входила в состав епархии епископа Нитрянского викария Мефодия[2]. Он допускал, «что чешско-словацко-русский язык есть говор одной обширной народной семьи, члены которой связаны между собою более тесными узами, чем кто либо из них со своими соплеменниками на севере и юге»[4]. Кочубинский отмечал, что русские во времена князя Владимира почитали чешских святых Вячеслава и Людмилу, и считал, что «православные мадьяре — это только омадьярившиеся русские, мадьярившиеся незаметно веками»[3].

Большое научное значение имели труды А. А. Кочубинского по истории. Они касались двух основных сюжетов: развития русской политики в восточном вопросе и истории Чехии. К первой проблеме относятся работы:

Кочубинский хорошо знал источники и литературу по истории славян, ввёл в научный оборот новые архивные материалы.

В истории Чехии Кочубинский исследовал различные эпохи (из древнего периода его особенно интересовал вопрос о введении христианства в Великоморавской державе):

  • «Братья подобои и чешские католики в нач. XVII в.» (1873) — магистерское сочинение
  • «В краю былых еретиков» (ИВ, 1882, № 7-8)
  • «6 апр. 885 — [6 апр.] 1885 г. Добрый сеятель и добрая нива» (Одесса, 1885)
  • «Тысячелетие славянского самосознания» (ИВ, 1885, № 3)
  • «Карта расселения славян в IX в., в эпоху деятельности Свв. Кирилла и Мефодия» (Одесса, 1885)
  • «Начальные годы русского славяноведения» (Одесса, 1887—1888)
  • «Ян Амос Коменский в ист. судьбах своего народа»] (ЗНУ, 1893, т. 59)
  • «Миклошич и Шафарик» (ASlPh, 1906, Bd. 25)
  • «П. Й. Шафарик. Очерк жизни русской науки полвека тому назад» (BE, 1906, кн. 5)

Наиболее ценными в творческом наследии А. А. Кочубинского представляются труды по истории славяноведения:

Кочубинский внёс существенный вклад в исследование Судакской, Аккерманской и Хотинской крепостей. Он также озабочен был проблемой архитектурной консервации этих средневековых твердынь. В ходе археологических раскопок близ села Нерубайского обнаружил казну запорожских казаков.

В 1875 году Кочубинский обнаружил в Национальном музее Будапешта трансильванскую рукопись начала XIX века, содержащую запись молитвенных песнопений на языке жителей русского «этнического куста», расположенного близ Германштадта в Трансильвании, язык которой признан Францем Миклошичем остатком языка дакийских славян[2]. Этой сенсационной находке посвящены статьи Кочубинского «Трансильвания и ископаемое славянское племя» и «О русском племени в Дунайском Залесье».

А. А. Кочубинскому принадлежат также сочинения:

Примечания

  1. Записка о путешествии по славянским землям (Одесса, 1874).
  2. Суляк С. Г. Вклад А. А. Кочубинского в изучение Карпатской и Карпато-Днестровской Руси // Русин. — 2018. — № 52
  3. Филевич И. П. История Древней Руси. Т. 1: Территория и население. — Варшава: тип. Ф. Чернака, 1896. — С. 18.
  4. Филевич И. П. Угорская Русь и связанные с нею вопросы и задачи русской исторической науки. — Варшава: Тип. Варшав. Учеб. Округа, 1894. — 42 с

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.