Космическое питание
Космическое питание — это продукты питания, специально созданные и обработанные для потребления космонавтами при космических полетах. Космическое питание имеет специфические требования обеспечения сбалансированного питания для людей, работающих в космосе, в то же время его легко и безопасно хранить, готовить и употреблять при условиях низкой гравитации пилотируемых космических кораблей.
Ранняя история
Первую пищу для употребления в космосе подготовили для полёта собаки Лайки в 1957 году. Кормление должно было осуществляться с помощью автоматического контейнера, где в герметических ячейках находилась желеобразная питательная смесь, содержащая в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, витамины и воду. Два раза в сутки автоматически открывалась крышка кормушки, и собака должна была есть. Последняя порция корма содержала яд, с целью усыпить собаку, так как её возвращение на Землю не планировалось. Собака погибла через 5-7 часов полета, и в космосе не ела[1].
Для следующих полётов[что?] собак использовали ту же систему кормления и тип пищи в виде желеобразной питательной смеси. Несмотря на высокий уровень стресса, собаки активно питались.
Полет Гагарина был относительно коротким — 108 минут. За это время можно было бы обойтись и без питания, но одна из целей полёта — опробовать космическую еду. Предполагалось, что последующие советские запуски будут более длительными, в условиях которых не удастся обойтись без еды. Из всех вариантов было решено остановиться на питании, апробированном в авиации. Для первого запуска было решено использовать тюбики по 160 грамм. Рацион для 2-часового полета был скромным: мясо и шоколад. Космонавт успешно опробовал еду, однако полноценные данные появились лишь после полета Германа Титова.
Полёт космонавта Германа Титова в августе 1961 года длился 25 часов и сопровождался трёхразовым питанием. Космонавт получил всю ту же космическую еду в тюбиках, форма которой зарекомендовала себя во время первого запуска. Рацион был расширен, космонавт получил печёночный паштет, овощной суп-пюре, а также черносмородиновый сок[2].
После возвращения Герман Титов отметил сильное чувство голода, которое доходило до головокружения: калорийность его рациона была явно недостаточной. Поэтому составители рационов стали обращать особое внимание на питательность, а также на то, как продукты усваиваются. В частности, в меню космонавтов добавили антрекот, говяжий язык, котлеты, куриное филе, борщ, ржаной хлеб[3]. На случай торжеств в рацион космонавтов включили на короткое время даже коньяк[4]
22 февраля 1966 года в космос отправились собаки Ветерок и Уголёк на длительный полёт в аппарате Космос 110. Для их кормления использовали специальную гомогенизированную пищу, которая через фистулу попадала сразу в желудок.
В 1963 году при институте РАН в Москве открыли лабораторию, исследующую космическое питание. По расчётам советских учёных, космонавту требовалось 2800 ккал в день. При этом суточный рацион должен содержать около 100 граммов белка, 118 граммов жиров и 308 граммов углеводов. Питаться рекомендовалось четыре раза в сутки[3].
В первых полетах на миссиях Меркурии (1959—1963 гг.) использовали сублимированные порошки, разбавляемые водой, тюбики с жидкостями и еду в виде кубиков небольшого размера, чтобы съедать всё за один укус и не оставлять огрызков и крошек. Астронавты сочли этот обед неаппетитным и испытывали проблемы при добавлении воды в сублимированные порошки[5].
В следующих миссиях Джемини и Аполлон использовали желатиновые покрытия, которые помогли предотвратить крошения и разрушения разовых порций. Были разработаны более простые методы регидратации. Меню также расширилось и включало в себя такие продукты, как креветки, курица и овощи, тосты, пудинг и яблочный сок[6][7].
В 1973 году в космос отправилась крупная станция Скайлэб, где нашлось место холодильнику. В нём хранили скоропортящиеся и замороженные продукты, в частности, свежий хлеб, лобстеров и мороженое[8].
Современность
По состоянию на 2009-й год в меню российских космонавтов МКС входит порядка 300 наименований.[9]
Приготовление
Разработка питания для космических полетов — это зачастую сложный процесс. Пищевые продукты должны соответствовать ряду критериев, чтобы считаться пригодным для космонавтов.
- Во-первых, еда должна быть физиологически полезной. В частности, она должна быть питательной, легкоусвояемой и вкусной.
- Во-вторых, продукты питания должны быть рассчитаны для употребления в условиях невесомости. Продукты должны быть хорошо упакованы, легкими в использовании и требовать минимальной очистки. Продукты не должны оставлять крошки (это опасно в условиях невесомости).
- Наконец, продукты должны иметь минимальный вес, они должны хорошо храниться, легко открываться и не оставлять много мусора после использования.
Разновидности
Данная классификация является формальной:
- Регидратируемая
- Термостабилизированная
- Свежие продукты
- Напитки
- Облученная
- Продукты с промежуточной влажностью
- Приправы[6]
Выращенное на станции
В ходе биологических экспериментов космонавты на орбите выращивали съедобные растения, которые употребляли в пищу. В частности, лук и зелень[10]
Примечания
- Лайка — первый космонавт планеты . www.astronaut.ru. Дата обращения: 10 июля 2019.
- История производства космической еды в СССР
- Еда советских космонавтов
- Чем питались советские космонавты
- HSF (недоступная ссылка). spaceflight.nasa.gov. Дата обращения: 8 июля 2019. Архивировано 1 июня 2018 года.
- HSF (недоступная ссылка). spaceflight.nasa.gov. Дата обращения: 11 июля 2019. Архивировано 1 июня 2018 года.
- Baseline Apollo Food and Beverage List . history.nasa.gov. Дата обращения: 12 июля 2019.
- NASA Content Administrator. Skylab Food and Tray (1973 - 1974) . NASA (12 марта 2015). Дата обращения: 12 июля 2019.
- Dmitry Sudakov. Healthy diet of Russian cosmonauts ruins NASA's space toilets (англ.). PravdaReport (9 июня 2009). Дата обращения: 8 июля 2019.
- Сельское хозяйство в космосе . habr.com. Дата обращения: 8 июля 2019.
Литература
- Артёмова Е. Н., Власова К. В. Питание космонавтов // Бортовое питание: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2017. — С. 180—182. — 188 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-8114-2265-4.