Кордовский халифат

Ко́рдовский халифа́т (до 929 года — эмират) — средневековое исламское государство на территории современных Испании и Португалии (929—1031) со столицей в г. Кордова. Основано потомком Омейядов Абд ар-Рахманом I, принявшим в 756 году титул эмира. В 929 году Абд ар-Рахман III объявил себя халифом[1]. В X — нач. XI вв., особенно в правление халифа Абдуррахмана III и его сына аль-Хакама II (961—976), государство переживало период наивысшего подъёма. После 1031 года халифат распался на ряд эмиратов[2], самым значительным из которых был Гранадский эмират — исламское государство, просуществовавшее вплоть до 1492 года, когда оно было завоевано Кастилией.

Историческое государство
Кордовский халифат
خلافة قرطبة
Флаг халифата

Кордовский халифат в момент своего наибольшего расширения (около 1000 года)
 
 
 
929  1031
Столица Кóрдова (450 000 жителей)
Язык(и) арабский, мосарабский
Площадь 600 000 км² (1000 год)
Население 6 000 000 жителей
Форма правления монархия
Династия Омейяды
Халиф Кóрдовы
  929—961 Абд ар-Рахман III
История
  756 Основание эмирата
  929 Преобразование в халифат
  1031 Распад на несколько независимых эмиратов — Тайфа
 Медиафайлы на Викискладе

История

Рост

Абд ар-Рахман I стал эмиром Кордовы в году, через 6 лет после потери власти Омейядами в Дамаске[3]. Исполненный решимости восстановить силу своей династии, он покорил местных исламских правителей области и объединил различные вотчины в эмират[4]. Войны с соседями постепенно расширили территорию эмирата. Так, в 806 году эмир взял под контроль даже остров Корсика[5].

К концу IX века Кордовский эмират фактически распался на отдельные феодальные владения. Восстановив политическое единство эмирата, Абд ар-Рахман III столкнулся с угрозой вторжения Фатимидов — конкурирующей исламской династии, укрепившейся в Каире. Поскольку Фатимиды также претендовали на халифат, в ответ Абд ар-Рахман III присвоил себе титул халифа[1]. До провозглашения Абд ар-Рахманом халифом Омейяды в целом признавали Аббасидского халифа Багдада как законных правителей мусульманской общины[6]. Даже после отражения нападений Фатимидов он сохранил более престижный титул[7]. Хотя его титул халифа мало что значил за пределами аль-Андалуса и его североафриканских территорий, внутренне испанские Омейяды считали себя ближе к пророку Мухаммеду и, таким образом, более законными, чем Аббасиды. Халифат, так же как и эмират ранее, вынужденно вёл почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова[8].

Процветание

Халифат наслаждался расцветом весь X век. Абд ар-Рахман III объединил Аль-Андалус и оттеснил христиан на север силой либо дипломатическим путём. Он также остановил наступление Фатимидов в Марокко и захватил Мелилью в 927 году, Сеуту в 931 году и Танжер в 951 году[6].

В период наибольшего расцвета Халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В сельском хозяйстве и ремесленном производстве в государственных мастерских широко применялся труд рабов. Важное место занимали горная промышленность и судостроение[8]. В X веке начался переходом от уплаты налогов натурой к денежной форме, что ухудшало положение крестьянства[9].

Рост международного значения Кордовского халифата вёл к расширению его дипломатических связей: известны посольства в Византию (945,955) и Германию (955, 969). Были налажены дипломатические отношения с христианскими королями на севере Пиренейского полуострова[10]. Торговые интересы способствовали установлению сюзеренитета Халифата над некоторыми североафриканскими княжествами (Тахерт, Сиджилмаса и др.)[9].

Во время правления Абд ар-Рахмана III увеличился государственный доход до 6 245 000 динаров. Прибыль, полученная за это время, была разделена на три части: выплата зарплаты и содержание армии, сохранение общественных зданий и нужды халифа[6].

Пёстрый этнический и вероисповедный состав правящего класса обусловил широкую веротерпимость в Халифате[9]. Это способствовало участию в развитии науки и культуры как мусульман, так и немусульман, благодаря чему в государстве сложились яркая и своеобразная культура и наука[8]. В X веке велось большое строительство в Кордове. Здесь работали видные ученые: филолог Ибн Абд Раббихи, историки ар-Рази, Ибн аль-Кутийя, аль-Хушани и др. В библиотеке халифа аль-Хакама II насчитывалось до 400 тыс. томов[9].

Смерть Абд ар-Рахмана III привела к возвышению его 46-летнего сына, аль-Хакама II, в 961 году. Аль-Хакам II продолжил политику своего отца в отношении христианских королей и повстанцев в Северной Африке. Доверие аль-Хакама к своим советникам было больше, чем доверие его отца, так как аль-Хакам II мог управлять халифатом самостоятельно. Аль-Хакам II был больше заинтересован в своих научных и интеллектуальных занятиях, чем в управлении халифатом. При аль-Хакаме II Халифат находился на пике своего интеллектуального и научного развития[11][12].

Упадок

Смерть Хакама II в 976 году ознаменовала начало упадка халифата. Перед смертью Хакам назначил своим преемником 10-летнего сына Хишама II (9761008).

Мухаммад ибн Абу Амир аль-Мансур (в средневековых европейских источниках — Альмансор) занимал должность хаджиба при Хакаме. После смерти Хакама он отстранил от правления халифа Хишама II, который оставался лишь номинальным главой государства. Мухаммад аль-Мансур нанес несколько тяжелых поражений христианским государствам Испании. Его политику продолжал его сын Абду-ль-Малик аль-Музаффар (10021008)[9].

Захват власти аль-Мансуром превратил титул халифа в номинальный. В начале XI века в Халифате наступил период феодальных смут (с 1009 по 1031 год сменилось 6 халифов). В 1031 последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а Халифат распался на множество мелких эмиратов[8].

Быт

Культура

Интерьер мечети Мескита — пример омейядской архитектуры в Испании

Кордова была культурным центром аль-Андалуса[13] и воплощением мавританской архитектуры. Мечети были в центре внимания многих халифов. Дворец халифа, Мадина аз-захра, находился на окраине города и был наполнен восточной роскошью. Около 10 000 рабочих и ремесленников в течение десятилетий работали над дворцом, строя украшенные здания и дворы, заполненные фонтанами и куполами[14].

Кроме того, Кордова была интеллектуальным центром Аль-Андалуса, здесь активно переводились на арабский, латынь и иврит древнегреческие тексты. Библиотека Аль-Хакама II была одной из крупнейших в мире и насчитывала по меньшей мере 500 000 томов[12][15]. Для сравнения, в аббатстве Святого Галлава в Швейцарии содержалось чуть более 100 томов[12].

Университет в Кордове стал самым знаменитым в мире. В нём учились не только мусульмане, но и студенты-христиане со всей Западной Европы. В этот золотой век по всей Испании были разбросаны множество университетов и библиотек[16].

В период халифата отношения между евреями и арабами были терпимыми, так, еврейские каменщики помогали строить Большую мечеть. Период халифата был отмечен достижениями в области науки, истории, географии, философии и языкознания[17]. Аль-Андалус также подвергался влиянию восточных культур. Музыканту Зирьябу приписывают привоз волос и одежды, зубной пасты и дезодоранта из Багдада на Пиренейский полуостров[18].

Экономика

Экономика халифата была разнообразной и успешной, в её основе лежала торговля. Мусульманские торговые пути соединяли Аль-Андалус с внешним миром через Средиземное море. Процветавшая промышленность была построена на производстве текстиля, керамики, изделий из стекла и металла. Арабы принесли на Пиренеи ряд новых культур, таких, как рис, арбуз, бананы, баклажаны и твердые сорта пшеницы. Поля орошали водяными колёсами.

Некоторые из самых известных торговцев Халифата были евреями. Еврейские купцы имели обширные торговые сети, которые простирались до Средиземного моря. Поскольку в то время не было международной банковской системы, платежи зависели от высокого уровня доверия, и этот уровень доверия мог быть закреплен только через личные или семейные узы, такие как брак. Евреи из аль-Андалуса, Каира и Леванта вступали в браки между собой. Поэтому у еврейских купцов в халифате были зарубежные коллеги, которые были готовы иметь с ними дело[19].

Общество

Мечеть Мескита

Господствующее положение в Халифате принадлежало крупной земельной аристократии — хассе. Хассе — это особо привилегированная группа Омейядов и их родственников. Иногда высокие посты в государственном аппарате занимали и немусульмане (мосарабы и евреи). Евреи составляли около 10 % населения — несколько больше, чем арабы, и примерно столько же, сколько берберы. При этом христиане и евреи были обязаны платить джизью — налог на нужды войны против христианских королевств на севере. Слово мусульманина ценилось больше, чем христианина или еврея, в суде, а некоторые преступления наказывались более сурово, если их совершали христианин или еврей против мусульманина.

Гвардия халифа комплектовалась из приближённых рабов сакалиба (букв. — славяне). Рост их влияния быстро сделал их опасными для центральной власти, что особенно проявилось в нач. XI века[9]. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер).

Халифы Кордовы (9291031)

Примечания

  1. Barton, 2004, p. 38.
  2. Chejne, 1974, p. 43–49.
  3. Hughes, 1968, p. 108.
  4. Barton, 2004, p. 37.
  5. Stanton, 2015, p. 111.
  6. O'Callaghan, 1983, p. 119.
  7. Reilly, 1993, p. 84.
  8. Кордовский Халифат // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. СИЭ, 1961—1976.
  10. Chejne, 1974, p. 35.
  11. Chejne, 1974, p. 37–38.
  12. Catlos, Brain A. (2014). Infidel Kings and Unholy Wars: Faith, Power, and Violence in the Age of Crusades and Jihad. New York: Farrar, Straus, and Giroux. p. 30.
  13. Barton, 2004, p. 40-41.
  14. Karabell, 2007.
  15. Information processing. Encyclopædia Britannica, Inc.. Дата обращения: 21 июля 2016.
  16. Francis Preston Venable, A Short History of Chemistry (1894) p. 21.
  17. Barton, 2004, p. 42.
  18. Golden age of the Moor. — New Brunswick, U.S.A.: Transaction Publishers, 1992. — С. 267. — ISBN 1560005815.
  19. Karabell, 2007, p. 70.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.