Каюм-хан, Вели

Вели Каюм-хан (тур. Veli Kayyum Han, узб. Vali Qayumxon; 15 июля 1904, Ташкент — 13 августа 1993, Дюссельдорф) — туркестанский идеолог и узбекский националист, пронацистский коллаборационист Второй мировой войны. Основатель Национального комитета объединения Туркестана, один из организаторов Туркестанского легиона. В послевоенный период — активный деятель Антибольшевистского блока народов.

Вели Каюм-хан
тур. Veli Kayyum Han
узб. Vali Qayumxon
Имя при рождении Вели Каюм
Дата рождения 15 июля 1904(1904-07-15)
Место рождения Ташкент, Туркестан, Российская империя
Дата смерти 13 августа 1993(1993-08-13) (89 лет)
Место смерти Дюссельдорф, ФРГ
Гражданство  Германия
 Нацистская Германия
Род деятельности лидер НКОТ, член совета АБН
Вероисповедание мусульманин
Партия Национальный комитет объединения Туркестана (НКОТ)
Антибольшевистский блок народов (АБН)
Основные идеи туркестанский национализм, национал-социализм, антикоммунизм

Туркестанский национал-социалист

Родился в семье ташкентского (по другим данным, бухарского) торговца. В БНСР учился в педагогическом техникуме. Придерживался националистических и антикоммунистических взглядов, состоял в подпольной антисоветской организации «Кумэк»[1].

В 1922 году по инициативе Абдурауфа Фитрата группа из 70 студентов была направлена на учёбу в Германию. В этой группе состоял и Вели Каюм. Окончил в Берлине сельскохозяйственную школу, затем Берлинский университет. Отказался возвращаться в СССР и остался в Германии. В 1926 был заочно приговорён в СССР к смертной казни.

Тесно сотрудничал с лидером и идеологом туркестанской националистической эмиграции Мустафой Чокаем, издавал вместе с ним журнал «Яш Туркестан»[2]. Установил контакт с германскими дипломатами и разведчиками.

Вели Каюм был сторонником национал-социализма, с энтузиазмом воспринял приход к власти НСДАП. Считал Третий рейх союзником туркестанского национализма.

Военный коллаборационист

В конце 1941 внезапно скончался Мустафа Чокай. Вели Каюм заявил претензии на единоличное лидерство в туркестанской эмиграции и стал называться Вели Каюм-хан. Основал Национальный комитет объединения Туркестана (НКОТ), принял активное участие в формировании Туркестанского легиона вермахта[3].

В январе 1943 года сдавшийся в плен советским войскам военнослужащий национального легиона, сам родом из Казахстана, на допросе показал, что к ним в часть из Берлина приезжал узбек, представившийся как Вели Каюм-хан. Батальон был выстроен на плацу, и гость произнес речь:
«Я двадцать лет веду борьбу против большевиков. Теперь мы будем бороться вместе с вами. Немцы — наши друзья, они помогут нам освободить туркестанский народ от русского ига, этот час скоро настанет… Я буду ханом, а вы моими джигитами»[4].

В то же время нацистские функционеры высказывали мнение, что Каюм-хан «не пригоден для выполнения отведенной ему роли, так как ставит своё тщеславие выше общего дела», подвержен вождизму, отстраняет способных туркестанцев, что «нанесло ущерб интересам разведывательных служб». При этом Каюм-хан вёл роскошный образ жизни, имел квартиру и персональный автомобиль. По свидетельствам бойцов Туркестанского легиона, в комитете Каюм-хана процветали доносы, взяточничество, трайбализм.

23 ноября 1944 года Каюм-хан приветствовал Пражский манифест и заявил о солидарности Туркестанского комитета с КОНР[5]. В то же время, в книге Аркадия Васильева В час дня, Ваше превосходительство приводится эпизод, в котором Каюм-хан пренебрежительно отклоняет предложение генерала Власова о сотрудничестве: «Мы будем самостоятельным государством. С Россией никаких дел иметь не желаю!» Отмечалась также конкуренция Каюм-хана с ханом Николаем Йомудским (Ямуцким), представлявшим туркменских националистов[6].

Мы не против того, чтобы Власов стал лидером русского освободительного движения. Он может выступать от имени русского народа. Однако он не может и не должен выступать как лидер нерусских народов, проживающих на территории СССР, поскольку они, к примеру туркестанцы, видят насквозь его теперешнюю конфедеративную политику, причем на немецкой земле… Они возмущены появившимися 4 и 11 ноября на страницах газеты «Новое слово» высказываниями Власова в странной и напыщенной форме… Он играет роль Керенского… Власов должен заниматься только русским вопросом и только от имени русских!
Вели Каюм-хан, докладная записка Генриху Гиммлеру от 13 октября 1944[7]

5 мая 1945 Вели Каюм-хан был арестован американской контрразведкой в Мариенбаде. Освобождён полтора года спустя.

Послевоенный политэмигрант

В послевоенные годы Вели Каюм-хан проживал в Западной Германии, сначала в Мюнхене и Миндене, затем в Дюссельдорфе. Был заметной фигурой антикоммунистической эмиграции, продолжал руководить НКОТ. Ориентировался скорее на Великобританию, чем на США. По-прежнему конкурировал за влияние на центральноазиатскую эмиграцию с казахскими и туркменскими политиками.

Одно время Каюм-хан входил в состав руководящего совета Антибольшевистского блока народов.

После распада СССР Вели Каюм-хан побывал в независимых Узбекистане и Казахстане. Он в очередной раз опроверг обвинения в убийстве Мустафы Чокая[8]. Точная дата посещения неясна, поскольку в источниках указывается 1995 год, тогда как в других говорится, что Каюм-хан скончался в 1993[9].

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.