Катков, Василий Данилович

Василий Данилович Катко́в (26 апреля 1867 года, деревня Малая Николаевка, Екатеринославская губерния — после 1917) — русский правовед, публицист.

Василий Данилович Катков
Дата рождения 26 апреля 1867(1867-04-26)
Место рождения дер. Малая Николаевка, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя
Дата смерти не ранее 1918 или 1919[1]
Страна
Научная сфера юриспруденция
Место работы Императорский Харьковский университет;
Императорский Новороссийский университет
Альма-матер Императорский Харьковский университет
Учёное звание профессор
Известен как публицист, правовед.

Биография

Родился в крестьянской семье в деревне Малая Николаевка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (ныне в Антрацитовском районе, Луганская область). Образование получал в прогимназии в станице Каменской области Войска Донского и в Тананрогской гимназии. Затем Катков поступил на историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета, с которого впоследствии перевёлся на юридический. Университет окончил в 1899 году и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Был исключен из числа профессорских стипендиатов из-за того, что неодобрительно высказался в одном из своих отчётов о господствующем положении римского права в русских университетах. Это негативно отразилось на его научной карьере. В 1893 году он прошёл экзамен на степень магистра в Императорском Казанском университете, но степень магистра он получил лишь в 1901 году. Катков продолжил совершенствовать своё образование за границей. Он работал в крупных научных библиотеках — в королевской в Берлине, в коммерческой при гамбургской бирже, в национальной и св. Женевьевы в Париже и других. Слушал лекции по юриспруденции, политической экономии и философии в Берлине, Цюрихе, Сорбонне и других европейских городах.

В 1898 году с Каткова был снят запрет на занятие университетской преподавательской деятельностью, и он приступил к пробным лекциям в Императорском Санкт-Петербургском университете. С 1901 года, находясь на должность приват-доцента Императорского Харьковского университета он читал до 1908 года курсы вексельного права, конкурсного права и гражданского права прибалтийских губерний.

Трагические события Русско-японской войны и революции 1905—1907 годов побудили Василия Каткова к высказыванию своих политических убеждений, своего отношения к деятельности антимонархических сил. Но в общественности Харьковского университета он встретил непонимание и враждебное отношение к своим охранительным воззрениям со стороны либерально настроенных профессоров и революционного студенчества. Катков видел, что некоторые преподаватели оказывают разлагающее влияние на молодёжь, и понимал, чем это может обернуться. Он писал:

Можно не быть неверующим, и делать неверующим других. Можно не быть революционером и бомбометателем и воспитывать из своих питомцев героев браунинга и динамита, грабителей и убийц. Маркс не был марксистом, а Дарвин дарвинистом. Большинство профессоров наших университетов совсем не революционеры, равно как и преподаватели средних школ не анархисты, но важнейшими виновниками пережитой нашей родиной смуты, с её убийствами, грабежами и поджогами, были они. Они не только не боролись, как это они обязаны были делать, против разрушительного влияния эгоизма, распущенности, самомнения и политического невежества, но потворствовали им и даже подстрекали их. Ни для кого не тайна, что главными деятелями и душой самой нечестной, лицемерной и вредной партии кадетов, стянувшей к себе все отрицательные элементы государства, нравственности и религии, были они. Они создали ту практическую мораль, которая отрицает свободу личности, её неприкосновенность, независимость суждения и святость религиозных убеждений, мораль, которая оправдывала грабежи, убийства, преследование за мнения, глумление над религией, требовала крови и поджогов, разрушения семьи, Церкви, государства. Близорукие или ослепленные честолюбием и жаждой власти, они не понимали смысла поговорки: кто сеет ветер, жнет бурю; кто сеет бурю, пожнет ураган.

Катков В. Д. Молодёжь и её развратители // Харьковские губернские ведомости. — 1907. — № 28.

В силу своих возможностей Катков пытался противодействовать разрастанию в обществе деструктивных настроений, в газетах «Харьковские губернские ведомости» и в одесской газете «Русская речь» печатались его статьи на государственную, религиозную, национальную и образовательную тематику, в которых он отстаивал принципы русской монархии, основы национальной самобытности русского народа, традиционные религиозные и социальные ценности. Не оставлял Василий Данилович и юридические исследования, им были написаны несколько монографий на тему необходимости реформации юриспруденции. Помимо этого Катков увлекался языкознанием, применяя свои знания в изучении юридических систем разных народов.

В 1909 году Катков перешёл в Императорский Новороссийский университет, где стал читать политическую экономию, статистику и финансовое право. В 1910 году он защитил магистерскую диссертацию, а в 1910 году стал профессором.

После февральской революции 1917 года Катков был уволен из университета, и дальнейшая его судьба неизвестна. По некоторым данным, он был убит в 1919 году при нападении грабителей[2].

Труды

Литература

  • Смолин М. Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М.: Имперская традиция, 2005. — ISBN 5-85134-078-9.

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.