Каран
Каран (др.-греч. Κάρανος, лат. Caranus, Karanos, Coiranos) — легендарный основатель династии Аргеадов, потомок Геракла, создавший Македонское царство в IX веке до н. э.
Каран | |
---|---|
Κάρανος | |
| |
827 год до н. э. — 797 год до н. э. | |
Преемник | Кен Македонский |
|
|
Рождение |
IX век до н. э. |
Смерть |
VIII век до н. э. |
Род | династия Аргеадов |
Отец | Темен или Aristodamidas[d] |
Дети | Кен Македонский |
Отношение к религии | древнегреческая религия |
Родословная
Первый царь Македонии[1]. По одной родословной, сын Аристодамида, сына Меропа, сына Фестия, сына Кисса, сына Темена. По другой, сын Пеанта, сына Крёза, сына Клеодея, сына Еврибиада, сына Дебалла, сына Лахара, сына Темена[2]. Одиннадцатый от Геракла, предок Александра в 17 колене[3].
Брат Фидона, отождествляемый с Архелаем[4]. По Юстину, от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года[5], что заставляет датировать его правление XI веком до н. э.
Возникновение мифа о Каране
Есть основания полагать, что драма Еврипида «Архелай», созданная великим трагиком после 410 до н. э. при дворе царя Архелая, запустила миф о Каране, ещё не известном во времена Геродота и Фукидида. Краткое содержание известно по пересказу античных авторов:
«Архелай, сын Теменеса, изгнанный своими братьями, пришел в Македонию к фракийскому царю Кисею. Последний за помощь в борьбе с соседями обещал Архелаю в случае успеха дочь и царство. Архелай победил врагов, но царь раскаялся в своем обещании и хотел лишить Архелая жизни. Но последний был предупрежден об этом одним рабом. За измену он сталкивает Кисея в яму-ловушку и вслед за козой бежит, как ему предсказывает оракул, в Македонию и строит там город Эги.»
- Впервые Каран упоминается Феопомпом из Хиоса, современником македонского царя Филиппа II (2-я половина IV в. до н. э.). Труды его не дошли, но из уцелевших фрагментов ясно, что Каран, потомок Геракла и брат Фейдона, царя Аргоса, перебрался в Македонию, где поселился в завоеванном Эги. На сочинениях Феопомпа основывает историю прихода на царство Юстин, писатель III века (пересказ более раннего Помпея Трога):
«Каран в сопровождении множества греков, получив повеление оракула искать место для поселения в Македонии и пришедший в Эматию, последовал за стадом коз, искавших укрытие от непогоды, и овладел городом Эдесса, прежде чем жители из-за густого тумана и дождя узнали о его приближении. Он превратил этот город в центр правления, и после свято соблюдал обычай, куда бы ни вел войско, держал тех коз впереди знамен, чтобы в своих вылазках иметь этих животных проводниками к расположению своего царства. Он переименовал город, в прославлении своего счастливого везения, из Эдессы в Эги [то есть город коз], и назвал обитателей эгитами. Вытеснив в последующем Мидаса (потому что тот занимал часть Македонии) и согнав других царей с их земель, он обосновался как единственный монарх во всех этих землях, и был первым, кто, сплотив племена разных людей, основал Македонию как единое целое.»[6]
- В отрывочном изложении Евфориона, писателя III в. до н. э. :
«Каран, следуя предсказанию оракула, вступил в Македонию во главе греческих колонистов, построил город и правил македонцами. И прежний город Эдессу переименовал в Эги из-за изобилия коз. Потому что Эдесса в прежние годы была населена фригийцами, лидийцами и теми, кто перебрался в Европу с Мидасом.»[7]
Козы в качестве вожатых отброшены, хотя оракул ещё остается.
- В версии Диодора (I в. до н. э.), переданной Евсевием (он же вывел даты правления Карана) и Синкеллом, воцарение на царство Карана приобретает сугубо героический оттенок:
«Ещё до первой олимпиады, побуждаемый страстью к наживе, Каран собрал отряды из аргосцев и жителей других областей Пелопоннеса и отправился с войском в поход в страну македонян. В то время царь орестов воевал со своими соседями, которые назывались эордеи, и призвал на помощь Карана, пообещав ему отдать половину своих владений после установления мира в стране орестов. Царь сдержал слово, и Каран получил страну, в которой правил тридцать лет, пока не умер от старости.»[2]
Исчезают мифологические атрибуты (повеление оракула), которые не вписываются в историческое изложение.
- Павсаний, путешественник II в., упоминает в своих очерках: «Македонцы сказали, что Каран, царь Македонии, разгромил Кисея, правителя соседнего государства, в битве и водрузил трофеи по обычаю Аргоса»[8].
Отголоски пьесы Еврипида «Архелай» сохраняются в имени царя Кисея, правителя разгромленного царства эордов. Это имя не встречается в истории, зато был фракийский царь с таким именем в «Илиаде» Гомера, отец Гекубы, жены царя Трои. Имя позволяет предположить, что действие пьесы основано на гомеровском эпосе, как и другие пьесы Еврипида.
О происхождении имени Каран
По мнению болгарского ученого Г. Кацарова, македоняне почитали бога-козла Карана[4]. История с козами в качестве вожатых впервые выдвинута, видимо, Еврипидом, придавшим каким-то местным легендам мифологическое звучание (мифологический Кадм по велению оракула следовал за коровой и на месте, где она прилегла, основал город Фивы). Пердикка, основатель династии по Геродоту, имя македонское, не встречается среди греков, в то время как Каран произошло от архаичного koiranos, употреблявшееся ещё Гомером в Илиаде, то есть правитель, вождь:
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель /koiranos/;
Царь /basileus/ нам да будет единый[9]
Царь-басилевс отличается от koiranos как правитель, который получил власть по наследству.[10] Слово koiranos древнее, имеет общий корень в языках индо-европейской группы, от которого возможно произошли и «князь» у славян, и «конунг» у скандинавов, и king у англичан, и kārana (военачальник, наделённый к тому же гражданской властью) у древних персов.
Как личное имя Koiranos встречается среди греков ещё у Гомера. И здесь прослеживается интересная аналогия. Геродот назвал первым царём македонцев Пердикку из Аргоса при жизни царя Пердикки, сына Александра I, которого подозревают в создании легенды о предках из Аргоса. Еврипид в своей пьесе, написанной при дворе царя Архелая, сына Пердикки, вывел родоначальником династии Архелая. Легенда о Каране появилась видимо в правление Филиппа II, и Филипп называет сына Караном. Юстин упоминает о неком Каране, брате Александра Великого, хотя мать этого Карана неизвестна (возможно, Юстин ошибся с именем, так как никто из античных авторов не упоминал сына Филиппа с таким именем). До того времени все македонские цари и наследники имели довольно узкий набор имен. Среди македонских царей до Филиппа II и после было 5 Филиппов, 5 Александров, 3 Аминты, 3 Пердикки и ни одного Карана. Такими же сомнительными выглядят наследники Карана Кен и Тирм, введённые в генеалогию, видимо, для древности рода.
Примечания
- Диодор Сицилийский, VII, фр.15; Плутарх. Александр 2
- Диодор Сицилийский, VII, фр.17, из Феопомпа:
- Веллей Патеркул. Римская история I 6, 4
- Шофман А. С. История античной Македонии. Ч.1. Казань, 1960. С.113
- Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXIII 2, 6
- Юстин, 7.1 :
- Euphorion, frg.30
- Pausan., Description of Greece, 9.40
- Илиада, II: 204
- Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2