Июльский дождь

«Ию́льский дождь» — советский художественный фильм режиссёра Марлена Хуциева, вышедший на экраны в 1966 году.

Июльский дождь

Обложка видеокассеты
Жанр драма
Режиссёр Марлен Хуциев
Автор
сценария
Анатолий Гребнев
Марлен Хуциев
В главных
ролях
Евгения Уралова
Александр Белявский
Юрий Визбор
Оператор Герман Лавров
Композитор Юрий Визбор
Булат Окуджава
Кинокомпания Мосфильм.
Творческое объединение писателей и киноработников
Длительность 107 мин
Страна  СССР
Язык русский
Год 1966
IMDb ID 0171408

Сюжет

Главная героиня фильма Лена — инженер в типографии. Её жених Володя — перспективный учёный, по ироничному определению приятеля — «антимагнитен, морозоустойчив, водонепроницаем, антикоррозиен, тугоплавок… не сгорает в плотных слоях атмосферы». Им около тридцати. Фильм рассказывает об их жизни на протяжении нескольких месяцев: от июльского дождя до поздней осени. Встречи с друзьями, среди них: Алик, душа компании, ловелас, бард, участник Великой Отечественной войны, о которой он вспоминает с немного циничным юмором; Владик, кладезь сведений обо всём на свете, но одинокий и неустроенный. История с научным докладом Володи, который присвоил себе его начальник-профессор. Неожиданная смерть отца Лены.

Отношения, начинающиеся как идеальные, заканчиваются разрывом, когда Лена, пересмотревшая взгляды на жизнь и разочарованная, отказывается выходить за Володю замуж.

Финальная сцена фильма: встреча фронтовиков у Большого театра.

В ролях

Актёр Роль
Евгения Уралова Лена Лена
Александр Белявский Володя Володя
Юрий Визбор Алик Алик
Евгения Козырева мать Лены мать Лены
Александр Митта Владик Владик
Илья Былинкин Женя Женя
Юрий Ильчук Лёва Лёва
Алла Покровская Лёля Курихина Лёля Курихина
Борис Белоусов Шаповалов Шаповалов
Валерия Бескова жена Шаповалова жена Шаповалова
Валентина Шарыкина Люся Люся
Виталий Беляков Юра Юра

Съёмочная группа

Производство

Сюжет фильма родился у режиссёра ещё на съёмках «Весны на Заречной улице», в Одессе. Он вбежал в телефонную будку во время дождя и представил, что там же прячется девушка, а он накидывает на неё пиджак[1] (примерно такой сценой начинается фильм).

Главную мужскую роль мог сыграть футболист Валерий Воронин. Марлен Хуциев считал, что внешность главного героя его фильма должна быть непривычной для советского кинематографа, и потому долго искал актёра на эту роль. Однажды он зашёл в ресторан Дома кино и увидел Воронина. Хуциев, совсем не интересовавшийся футболом, никогда ранее не видел Воронина, и расстроился, приняв того за иностранца, но как только узнал, что рядом советский спортсмен, подошёл к нему и предложил снять его в кино, но тот отказался, сославшись на спортивный график[2].

Художественные особенности

Герои фильма — это, по сути, повзрослевшие герои предыдущего фильма Хуциева «Застава Ильича» (1965), лишившиеся романтических ожиданий. Как и предыдущая лента, «Июльский дождь» по технике близок к кинематографу французской новой волны, особенно к ранним работам Трюффо. На это, в частности, указывает Александр Генис:

Эти длинные планы, положенные, как было модно в то время для значительности, на музыку Баха <…>, обладают некоей кинематографической магией, которая, впрочем, пропадает всякий раз, когда герои открывают рот. «Июльский дождь» не похож на обычный рассказ, скорее это зарисовки, очерки, наброски. Здесь нет ничего обязательного, ничего необходимого. Камера легко отвлекается от истории ради введения посторонних линий, ради интересного лица или интерьера. Такая композиция, по касательной, соотносит «Июльский дождь» с фильмами новой волны, родившейся в начале 60-х годов во французском кинематографе[3].

Расстояние между отчуждёнными друг от друга тридцатилетними заполняется панорамными кадрами современной Москвы, город выступает «как неизбежная и порой спасительная пауза между сколками жизни»[4]. По замечанию Петра Шепотинника, сложно найти фильм, где «с сюжетной точки зрения нефункциональное пространство так своевольничало бы»: вместо выстраивания сюжета режиссёр заворожённо «смотрит минут десять, как разномастные иномарки подруливают к посольству»[4].
Киновед Ирина Изволова подчёркивает характерный для фильма разрыв между словами и изображением[5]:

Не стоит напоминать о невероятной болтливости фильма «Июльский дождь», о бесконечных бессмысленных диалогах, монологах, играх в слова. Смысл слов дробится, ускользает, его невозможно удержать, зафиксировать. Все ищут «скрытый смысл».

Фильм вышел в самом конце «оттепели», примерно тогда же были положены на полку фильмы Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Александра Алова и Владимира Наумова. В «Июльском дожде» режиссёр и сценарист отразили настроение конца эпохи, но без какой-либо публицистичности.

Музыка

В фильме звучат песни в исполнении Юрия Визбора: «Песенка о пехоте» (слова и музыка Булата Окуджавы), «Спокойно, товарищ, спокойно…» (слова и музыка Юрия Визбора), «Ботиночки дырявые» (слова и музыка Евгения Клячкина), также использованы фрагменты записей вокального октета «The Swingle Singers» (альбом Jazz Sebastian Bach (1963), Sinfonia from Partita No.2 in C Minor, BWV 826) и фрагмент песни Шарля Азнавура «Ô! Toi La Vie» (1963). В эпизоде встречи фронтовиков у Большого театра звучит песня «Дорога на Берлин» в исполнении Леонида Утёсова.

Прокат

Чиновники от кино приняли фильм в штыки и ограничили его прокат; в кинотеатрах его увидели всего 3 млн зрителей[6]. 29 августа 1967 года в газете «Советская культура» появилось открытое письмо критика Ростислава Юренева Хуциеву, где «Июльский дождь» обвинялся в слабой драматургии, претенциозной режиссуре, затянутости, эстетизме, во вторичности по отношению к предыдущему фильму[7]. По мнению киноведа Мирона Черненко, в письме можно «увидеть, как последовательно и непринуждённо, без заранее обдуманных намерений, без интриги <…> официальная критика шестидесятых годов выпрямляла судьбу отечественного кинематографа»[8].

Факты

В начале фильма звучит радиорепортаж о матче группового этапа чемпионата мира 1966 года между сборными Португалии и Бразилии. Комментатор объявляет о голе, забитом Эйсебио.

Примечания

  1. Хуциев М. Я никогда не делал полемичных фильмов // Кинематограф оттепели. — Кн. 1. — М., 1996.
  2. Главная рок-звезда советского футбола: Познер возил ему джазовые пластинки // sports.ru. — 2017. — 26 ноября.
  3. Генис А. Серебряный век советского кинематографа: Фестиваль фильмов 60-х в Нью-Йорке. Рубрика «Поверх барьеров». — Ведущий Ив. Толстой. svoboda.org. Радио «Свободная Европа» (5 мая 2001). Дата обращения: 9 марта 2009.
  4. Шепотинник П. Большая Москва // Искусство кино. — 1997. — № 8. — С. 55—57.
  5. Изволова И. Другое пространство // Кинематограф оттепели. — Кн. 1. — М., 1996.
  6. Derek Jones (ed.), Censorship: A World Encyclopedia. Volume 1-4. Taylor & Francis, 2950 pages. First published in 2002. ISBN 978-1579581350. (англ.)
  7. Юренев Р. Если говорить откровенно. «Июльский дождь» Mарлена Хуциева: Открытое письмо кинорежиссёру М. Хуциеву" // Советская культура. — 1967. — 29 августа.
  8. Черненко М. Реквием эпохи // Черненко М. Марлен Хуциев: Творческий портрет. — М., 1998. — С. 17—21. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2008. Архивировано 31 марта 2008 года.

Литература

  • Гребнев А. Б., Хуциев М. М. Июльский дождь : Киноповесть. М.: Искусство, 1967. — 136 с. — (Библиотека кинодраматургии).
  • Зоркая Н. Вокруг картины «Июльский дождь» // Искусство кино. — 1968. № 2. С. 27—35.
  • Июльский дождь : (широкоэкранный и обычный варианты) : производство киностудии "Мосфильм", 1966 г. : монтажная запись художественного кинофильма / Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР, Управление кинофикации и кинопроката, Отдел по контролю за кинорепертуаром. М.: Рекламфильм, 1967. — 64 с.
  • Июльский дождь. Путеводитель / ред.-сост. С. Дединский, Н. Рябчикова. — М.—СПб.: Подписные издания ; Искусство кино, 2021. — 188 с. — ISBN 978-5-6043887-7-8.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.