Иоасаф (Удалов)

Епископ Иоасаф (в миру Ива́н Ива́нович Удало́в; 5 [17] апреля 1886, Уфа2 декабря 1937, Казань) — епископ Русской православной церкви, епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии.

Епископ Иоасаф

Епископ Чистопольский,
викарий Казанской епархии
12 апреля 1922  конец 1929
Предшественник Анатолий (Грисюк)
Преемник Андрей (Солнцев)
Епископ Мамадышский,
викарий Казанской епархии
12 июля 1920  12 апреля 1922
Предшественник Андрей (Ухтомский)
Преемник Андроник (Богословский)

Имя при рождении Иван Иванович Удалов
Рождение 5 (17) апреля 1886
Смерть 2 декабря 1937(1937-12-02) (51 год)
 Медиафайлы на Викискладе

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2008 году.

Биография

Ранние годы

Родился 5 апреля 1886 года в Уфе в семье часовых дел мастера, купца по сословной принадлежности.

В 1900 году окончил Уфимское духовное училище, в 1906 году окончил Уфимскую духовную семинарию по первому разряду, после чего поступил в Казанскую духовную академию.

Его духовником во время учёбы в семинарии был схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Значительное влияние на него оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), который постриг его в монашество с именем Иосиф.

В 1910 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году возведён в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.

С 1910 года — преподаватель Житомирского училища пастырства.

С 3 октября 1911 года — помощник инспектора Казанской духовной академии.

С 1912 года исполнял обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря, был председателем совета Миссионерских курсов в сане игумена.

В 1915 году возведён в сан архимандрита.

Избирался в члены Совета Казанского отдела Русского собрания.[1]

В период гражданской войны был членом епархиального совета при временно управлявшем епархией епископе Анатолии (Грисюке), являлся его ближайшим сотрудником.

С 12 июля 1920 года — епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии. Хиротонию совершили: митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) и епископ Балахнинский Петр (Зверев).

С 21 марта 1921 года по 4 января 1922 года после ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и высылки владыки Анатолия (Грисюка), временно управлял Казанской епархией[2].

С 12 апреля 1922 года — епископ Чистопольский, викарий той же епархии[2].

Активно противодействовал возникшему в 1922 году обновленческого движения.

С 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года вновь временно управлял Казанской епархией[2].

После Пасхи 1923 года служил в Казани тайно, так как все храмы города перешли к обновленцам.

В 1923 году принимал в епархии покаяние у возвращавшихся в Патриаршую церковь бывших обновленцев, переосвящал малым чином ранее принадлежавшие им храмы. Однако ему не удалось легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление, а в ноябре 1923 власти запретили ему проводить богослужения, сам епископ ненадолго был арестован.

16 мая 1924 года епископ Иоасаф был вызван в Москву, где вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. 24 августа 1924 года освобождён под подписку о невыезде, проживал в Свято-Даниловом монастыре.

12 апреля 1925 года участвовал в погребении Патриарха Тихона. Был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому)[3].

Осенью 1925 года по поручению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра даируется сотставление им проекта декларации об отношениях между Русской Православной Церковью и СССР[3].

В ноябре 1925 года арестован в Москве вместе с другими архиереями — сторонниками Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Был обвинён в том, что оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путём воздействия на массу и на церковнослужителей», виновным себя не признал. 21 мая 1926 года приговорен к трём годам ссылки в Зырянский край.

В 19261929 годах находился в ссылке в Туруханске Енисейской губернии.

В 1929 году от него поступила просьба к митрополиту Сергию (Страгородскому) отправить его на покой «по состоянию здоровья». Прошение было удовлетвоврено, и с конца 1929 года епископ Иоасаф официально пребывал на покое[3].

С конца 1929 — 1931 года — в посёлке Козьмодемьянск Марийской автономной области.

Негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, содержавшую призыв к полной лояльности советской власти.

Летом 1931 года был арестован по делу так называемой «контрреволюционной, религиозно-монархической организации-центра „Истинно-Православная Церковь“ (ИПЦ)». Виновным себя не признал, заявил:

Проживая в Козьмодемьянске 2 года под бдительным надзором органов ОГПУ я не был ни разу заподозрен в чём-либо противосоветском, контрреволюционном. Опровергать отдельные факты обвинения мне не приходится, так как в обвинении не указано ни одного такового, касающегося лично меня и устанавливающего мое непосредственное участие в нем, а приведенные мною выше справки о моей жизни последних лет с неопровержимостью доказывают, что участия в казанской жизни я не мог иметь.

5 января 1932 года приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал заключение в лагере под городом Кемерово, работал в рудниках, возил тачки с углём. В 1933 году был арестован в лагере по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы», виновным себя не признал. В 1934 году срок наказания был увеличен на 2 года.

Последние годы жизни и гибель

Фрагмент одной из стел Мемориала жертвам политических репрессий с именем И. И. Удалова (Архангельское кладбище г. Казани)

После освобождения в 1936 году поселился на окраине Казани вместе с 80-летней матерью. В общение с «сергианскими» архиереями митрополитом Серафимом (Александровым), архиепископами Венедиктом (Плотниковым), Никоном (Пурлевским) он не вступал, при этом посещая «сергианскую» церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище; иногда им служились панихиды[3].

Несмотря на бедную жизнь, продукты и одежду, которые дарили ему верующие, пересылал священникам в тюрьмы и ссылки. На вопрос об отношении к советской власти ответил: «Чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…»[3].

В ноябре 1937 году был арестован, обвинён в организации контрреволюционного церковного подполья, виновным себя и на этот раз не признал. 29 ноября 1937 года приговорён к высшей мере наказания. 2 декабря был расстрелян.

Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище в Казани[3]. Имя И. И. Удалова с датами рождения и смерти высечено, в числе прочих, на одной из стел Мемориала жертвам политических репрессий.

Канонизация

Имя епископа Иоасафа было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов[4].

23 июня 2008 года Священный Синод Русской православной церкви постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имя епископа Иоасафа (Удалова). Чин прославления в лике святых совершил 19 декабря в Никольском соборе города Чистополя совершил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин).[5]

Примечания

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.