Интернациональный фронт трудящихся Латвийской ССР

Интернациона́льный фронт трудя́щихся Латви́йской ССР, сокращённо И́нтерфронт или ИФТ (латыш. Latvijas PSR Internacionālā darbaļaužu fronte, Interfronte, IF) — общественная организация в Латвии в 19891991 гг. Выступала за сохранение Латвии в составе СССР и сохранения руководящей роли КПСС в обществе. По оценке самих участников Интерфронта, число их сторонников достигало 300 тысяч человек[1].

Интернациональный фронт трудящихся Латвийской ССР
ИФТ
Дата основания 7 января 1989
Дата роспуска 24 августа 1991
Тип политическая партия
Лидер Анатолий Алексеев
Центр

История

Активизация сторонников выхода Латвии из состава СССР привела к активизации сторонников сохранения Латвийской ССР в составе Советского Союза.

Интерфронт был основан 7 января 1989 года как противовес созданному 8 октября 1988 года Народному фронту Латвии. На учредительном съезде в рижском Доме политпросвещения присутствовало 657 делегатов и более 200 представителей прессы. Делегаты представляли в основном индустриальную республику: заводы, техническую интеллигенцию[2].

Представители Интерфронта и Компартии Латвии выиграли выборы народных депутатов СССР в марте 1989 года только в восьми из 42 избирательных округов. Избранный депутатом Виктор Алкснис заявил Мандатной комиссии съезда о подтасовках при создании избирательных округов: он указал, что в нарушение статьи 17 закона «О выборах народных депутатов СССР», требующей образования национально-территориальных округов с равной численностью избирателей, в сельских районах Латвийской ССР были созданы округа, отличавшиеся по численности в четыре раза — от 28,8 тысячи человек (308-й округ) до 127,3 тысячи человек (290-й округ). Арифметически средняя численность избирательного округа в республике должна была составлять около 62 тыс. человек. Таким образом искусственно были ограничены права горожан и рабочего класса избрать своих депутатов, а большинство в латвийской делегации получили депутаты, избранные от маленьких сельских округов[1]: из 11 членов думы Народного фронта, избранных народными депутатами СССР, 10 баллотировались по этим округам. Однако это заявление Алксниса осталось без реакции[2].

Летом 1989 года Интерфронт участвовал в создании Объединённого фронта трудящихся СССР.

1 декабря 1989 года на общегородском митинге Интерфронта высказано требование вывести из состава ЦК Компартии Латвии секретарей Я. Вагриса, И. Кезберса, Яниса Охерина, которых считал виновными в политическом банкротстве партии перед лицом националистических сил[1].

10-11 декабря 1989 года при участии активистов Интерфронта был проведён Форум народов Латвийской ССР.

23 февраля 1989 года Интерфронт провёл в Риге шествие против закона о государственном языке, дающем преимущества латышскому языку по сравнению с русским.

18 марта 1990 года Интерфронт принимал участие в выборах в Верховный Совет Латвийской ССР, наилучшие результаты были получены в Риге (сторонники Интерфронта и Компартии Латвии победили в 23 из 60 округов города)[3].

15 мая 1990 года Рижский ОМОН разогнал демонстрацию сторонников Интерфронта, протестовавших против Декларации о независимости Латвии[4].

15 декабря 1990 года III съезд Интерфронта обратился к Съезду народных депутатов СССР с просьбой ввести в республике прямое президентское правление, но реакции не последовало.

На самом крупном митинге Интерфронта 15 января 1991 года на стадионе СКА в Риге собралось около 10 тыс. человек. В тот же день Верховный Совет Латвийской ССР принял постановление о восстановлении прав граждан Латвийской Республики, имевших такой статус на 17 июня 1941 года, и их потомков, и основных правилах натурализации, которое создало основу для появления в Латвии категории неграждан.

На указанном митинге была принята резолюция о переходе государственной власти в республике в руки созданного накануне Вселатвийского комитета общественного спасения (ВКОС), который должен был образовать правительство. Арнольд Клауцен в своей книге предположил, что такой сценарий перенятия власти у Народного фронта был разработан в Москве с ведома Михаила Горбачёва. Однако решение о переходе власти к ВКОС осталось декларацией[2].

Деятельность ИФТ была приостановлена 24 августа 1991 года[5], а 10 сентября организация была запрещена[6] решением ВС Латвии по обвинению в попытке переворота.

Деятельность в Интерфронте после 13 января 1991 года, согласно нынешним законам Латвии является основанием для отказа в репатриации[7], натурализации[8], а для граждан — ограничивает возможность быть избранным в Сейм[9] и муниципальные думы[10]. Данные ограничения дважды безуспешно оспаривались в Конституционном суде в 2000[11] и 2006[12], и с частичным успехом — в 2018 году[13].

Программные установки

Как и Народный фронт, Интерфронт выступал за демократизацию, поддержку перестройки.

В Уставе организации значились также защита социальных интересов жителей республики, дружба народов и развитие всех наций и народностей Латвии, развитие экономики, «борьба с проявлениями сталинизма, шовинизма и национализма, повышение политической, правовой и экологической культуры всех жителей Латвии и их национального самосознания, расширение социалистической демократии и гласности»[2].

В программной речи на учредительном съезде глава оргкомитета, проректор РКИИГА Анатолий Белайчук также заявил о необходимости усиленного изучения латышского языка в системе образования от детского сада до вуза. Упрёк в адрес Латвийской консерватории, что там образование можно получить только на латышском языке, Союз композиторов парировал тем, что с момента основания вуза там могли учиться студенты любых национальностей[2], хотя и на латышском языке.

Руководителями ИФТ являлись бывший директор завода, инженер-строитель Анатолий Георгиевич Алексеев и полковник запаса, лётчик Игорь Валентинович Лопатин[1]. Среди основателей Интерфронта была Т. А. Жданок[14].

Печатными изданиями Интерфронта являлись газета «Единство» и выходивший в Лиепае бюллетень «Трибуна». На Латвийском радио Интерфронт выпускал раз в неделю по четвергам 15-минутную программу «Ракурс», подвергавшуюся цензуре[2]. После выпуска программы нередко выходили в эфир негативные комментарии. Так, 7 декабря 1989 года после выпуска «Ракурса» не назвавший себя комментатор заявил, что Интерфронт выступает против латышей и якобы составил список латышей — руководителей государственных и партийных органов, которых следует исключить из Компартии. Несмотря на протесты авторов «Ракурса», комментарий не был отозван и опровержения информации не последовало[1].

Реакция власти и оппонентов

Несмотря на высказанную Интерфронтом поддержку Компартии Латвии, её руководство отнеслось к созданию новой организации менее благожелательно, чем к НФЛ. На учредительном съезде выступил не первый секретарь ЦК Компартии Латвии Янис Вагрис, а член ЦК, председатель Верховного Совета Анатолий Горбунов.

9 января 1989 года руководители Интерфронта заявили о желании сотрудничать с НФЛ, на что его председатель Дайнис Иванс в газете «Padomju Jaunatne» 18 января ответил заявлением, что деятельность оппонентов противоречит интересам латышской нации. Деятели НФЛ начали представлять Интерфронт как врага, консервативную силу, препятствующую прогрессивным переменам[1].

Первый секретарь Рижского горкома КПЛ Арнольд Петрович Клауцен на пленуме 13 апреля 1989 года связал деятельность Интерфронта с таким явлением, как забастовки, которые «можно оценить только как проявление крайнего экстремизма, чуждого нашему социалистическому государству… Те, кто призывает бастовать, не найдут у нас поддержки».

В декабре 1989 года делегация Интерфронта пыталась найти поддержку в Москве, встретившись с народными депутатами СССР, обратившись в ЦК КПСС, где её допустили только до работников аппарата одного из отделов.[1]

В 1990 году министр культуры Раймонд Паулс заявил с трибуны Верховного Совета Латвийской Республики, что культурные жители Латвии уполномочили его потребовать, чтобы Верховный Совет признал деятельность руководителей Интерфронта Игоря Лопатина и Анатолия Алексеева нежелательной для Латвии, и он попросил бы Российскую Федерацию разрешить им прописаться в Пыталовском районе Псковской области[2].

После размежевания в Компартии Латвии, когда её первым секретарем в апреле 1990 года был избран Альфред Рубикс, началось её сотрудничество с Интерфронтом как союзником[1].

См. также

Примечания

  1. Клауцен, Арнольд Петрович. Как латышские националисты победили красных латышских стрелков. — Воспоминания. — Москва: Свет, 2018. — С. 72, 87, 122-130. — 228 с.
  2. Губин, Михаил Валерьевич. Тайны Интерфронта: краткая история страшной организации. Спутник. lv.sputniknews.ru (9 января 2019). Дата обращения: 18 апреля 2019.
  3. Прибалтика перед выбором: за Вильнюсом или за Москвой? // «Коммерсантъ Власть», № 12 (12) от 26 марта 1990
  4. Роман Шкурлатов. Рижский ОМОН: преданные Родиной / «Офицеры России»
  5. Стенограмма заседания и решение ВС ЛР о приостановке деятельности ИФТ, 24.08.1991. (латыш.)
  6. Стенограмма заседания и решение ВС ЛР о прекращении деятельности ИФТ, 10.09.1991. (латыш.)
  7. Закон о репатриации (латыш.) ст. 10
  8. Закон о гражданстве Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine — см. ст. 11
  9. Закон о выборах в Сейм — см. ст. 5
  10. Закон о выборах в думу города республиканского значения и краевую думу — см. ст. 9
  11. Решение КС Латвии по делу № 2000-03-01
  12. Решение КС Латвии по делу № 2005-13-0106
  13. Решение КС Латвии по делу № 2017-25-01 (латыш.)
  14. Двадцать пять вопросов Татьяне Жданок Архивная копия от 8 августа 2016 на Wayback Machine (2004)

Литература и источники

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.