Иннокентий (Усов)

Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Ива́н Григо́рьевич У́сов; 23 января 1870, посад Святск, Суражский уезд, Черниговская губерния — 3 [16] февраля 1942, хутор Писк, близ Браилы, Румыния) — предстоятель зарубежной части Русской православной старообрядческой церкви с титулом — митрополи́т Белокрини́цкий и все́х христиа́н, в расе́янии су́щих. Проповедник и духовный писатель.

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иннокентий и фамилией Усов.
Митрополит Иннокентий
Митрополит Белокриницкий
10 мая 1941  16 февраля 1942
Избрание 8 мая 1941
Интронизация 10 мая 1941
Предшественник Силуян (Кравцов)
Преемник Тихон (Качалкин)
Епископ Тульчинский
21 июля 1940  8 мая 1941
Церковь Русская православная старообрядческая церковь
Епископ Кишинёвский
1920  21 июля 1940
Церковь Русская православная старообрядческая церковь
Предшественник епархия учреждена
Преемник Иосиф (Моржаков)
Епископ Нижегородский и Костромской
27 апреля 1903  1920
Избрание 28 июля 1902 год
Церковь Русская православная старообрядческая церковь
Предшественник Кирил (Мухин)
Преемник Гурий (Спирин)

Имя при рождении Иван Григорьевич Усов
Рождение 23 января 1870(1870-01-23)
Смерть 16 февраля 1942(1942-02-16) (72 года)
Принятие священного сана 13 ноября 1902
Принятие монашества 28 октября 1902
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Молодость

Родился 23 января 1870 в посаде Святске Суражского уезда Черниговской губернии в мещанской семье.

После того как Иван успешно окончил начальное училище, родители отдали его учиться иконописанию в Святском посаде, который являлся одним из центров старообрядческой иконописи[1].

В 1891—1895 годы служил в 16-м Ладожском пехотном полку, стоявшем в Ломжинской губернии в Польше[1].

Летом 1895 года, по завершению военной службы, поселился в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии, где стал учеником и помощником священноинока Арсения (Швецова). Уже в сентябре 1895 года он начал писать здесь своё первое крупное сочинение — «Разбор ответов на 105 вопросов», которое было издано на гектографе в конце 1896 года[1].

Его дебют как полемиста на публичных диспутах состоялся 30 августа 1896 года в Нижнем Новгороде во время ярмарки в недавно построенном Александро-Невском Новоярмарочном соборе на Стрелке. При его выступлении присутствовала большая группа нижегородских и московских старообрядцев, в том числе и священноинок Арсений (Швецов)[1].

В течение нескольких лет он вырос в крупнейшую фигуру нижегородского старообрядчества. Его значение признавали и противники: в ежегодных отчётах «Братства Святого Креста», в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в центральных журналах «Братское слово» и «Миссионерское обозрение» имя «известного расколоучителя И. Г. Усова» упоминалось всё чаще и чаще[1].

28 июля 1902 года постановлением Освященного собора старообрядческих епископов Русской православной старообрядческой церкви определён быть епископом Нижегородским[2].

Был посвящён в инока 28 октября 1902 года старообрядческим («белокриницким») епископом Уральским Арсением (Швецовым)[1].

5 ноября 1902 года рукоположён в сан иеродиакона, а 13 ноября в священноинока.

Епископ

27 апреля 1903 года в Нижнем Новгороде рукоположён во епископа Нижегородского и Костромского епископами Уральским Арсением и Казанским Иоасафом. К моменту занятия Нижегородско-Костромской кафедры епископ Иннокентий уже около 8 лет жил на Нижегородчине и хорошо её знал.

Епископ Иннокентий начал с того, что совершил ряд больших поездок по Нижегородской и Костромской губерниям. Старообрядцы повсеместно с воодушевлением приветствовали своего архипастыря. До него старообрядческие архиереи объезжали свою епархию тайно, одетые в мирскую одежду и часто преследуемые властями. Богослужения по большей части тоже совершались тайно[1].

В 1904 году основал первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австро-Венгрии. После императорского указа 1905 году о свободе вероисповедания издавал в Нижнем Новгороде журнал «Старообрядец», а после его закрытия за публикацию статьи «Духовенство господствующей церкви в изображении русских писателей новейшего времени» — журнал «Старообрядцы». Был членом Союза старообрядческих начётчиков, председательствовал на его съездах (начётчиком был и его брат Василий Григорьевич Усов). Участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 года между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников», близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой церковью».

Принадлежал к старообрядческим священнослужителям, которые не чуждались общения со светскими людьми, в том числе с деятелями культуры. Известный писатель Михаил Пришвин так вспоминал о своей встрече с епископом Иннокентием: «Маленький чёрный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? „Юлиан Отступник“ Мережковского… Два-три слова о романе, и мы знакомы». В беседе с Пришвиным епископ высказывался в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства».

Епископ Нижегородский Иннокентий (Усов)

20 октября 1907 года присоединил к старообрядческой церкви архимандрита Михаила (Семёнова), которого 20 ноября 1908 года в Нижнем Новгороде единолично рукоположил во епископа Канадского[3].

За это в 4 февраля 1909 года старообрядческий Освященный собор постановил епископу Иннокентию «воздержаться от всякого священнодействия до 25 августа»[3], а хиротония владыки Михаила признана действительной.

Известный старообрядческий деятель Фёдор Мельников так вспоминал о деятельности епископа Иннокентия до 1917 года[4]:

Почти все начинания и предприятия в старообрядчестве как того времени, так, в особенности, «золотого» периода, были <организованы> по его инициативе, он же был и первым их <участником>. Так, он первым начал созывать епархиальные съезды; раньше всех организовал у себя курсы для подготовки старообрядческих учителей; прежде других начал созидать в своей епархии монастырь с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и другими подобными же целями. Смелый, предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству со своими ходатайствами по старообрядческим делам и почти всегда имел успех. Особенно много он потрудился в деле примирения с Церковию неокружников, беглопоповцев, беспоповцев.

В 1916 году вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) принял участие в последнем заседании Петроградского религиозно-философского общества, посвященном памяти епископа Михаила.

Во время Гражданской войны активно поддерживал белое движение, известно, что он читал лекцию «В защиту религии» в Добровольческой армии. Составил «Молитву об избавлении России», в которой содержались следующие прошения к Богу:

Сохрани мир Свой от патлы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзаюших и убивающих тьмами ни в чём не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложить злолютых врагов рода человеческаго… и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев.

Жизнь в эмиграции

В 1920 году эмигрировал в Румынию, с 1920 — управляющий Кишинёвской епархией. В 1921 году, после смерти митрополита Белокриницкого Макария, на Освященном соборе был избран на его место, но его возведение в сан было отложено до выяснения мнения старообрядческих архиереев, оставшихся в России. Их согласие было получено, но против кандидатуры владыки Иннокентия выступили власти Румынии, выславшие его в мае 1922 года из страны как не имевшего румынского подданства. Некоторое время жил в Югославии, через полтора года получил возможность вернуться в страну и вновь вступить в управление Кишинёвской епархией. В конце 1920-х годов долго проживал в селе Кунича на северо-востоке Молдавии. В 1935 году по просьбе верующих рукоположил для Измаильской епархии епископа Силуяна — это решение было в следующем году утверждено Освященным собором старообрядческой церкви, что прекратило длительный конфликт в этой епархии (так называемую «феогеновскую» смуту — по имени предыдущего епископа Феогена, удаленного из епархии по требованию прихожан). На этом же соборе епископ Иннокентий был утверждён на Кишинёвской кафедре.

После того, как в 1937 году у старообрядческих приходов, расположенных в Маньчжурии, прервалась переписка с епископом Афанасием (Федотовым), настоятель харбинского Петропавловского храма о. Иоанн Кудрин обратился к митрополиту Белокриницкому Пафнутию (а после его смерти — к митрополиту Белокриницкому Силуяну) с просьбой о принятии харбинского Петропавловского прихода в ведение Белокриницкого митрополита до времени падения в России коммунистического режима (из иерархов РПСЦ на свободе в 1939 году оставался только епископ Калужский и Смоленский Сава). В 1940 году митрополит Белокриницкий Силуян ответил о. Иоанну Кудрину, что принимает «Свято-Петропавловский приход в ведение Белокриницкой митрополии, к которой он отселе и будет принадлежать, но принимаю не непосредственно в своё ведение, а поручаю его Кишиневскому епископу Иннокентию». В связи с захватом Белой Криницы Красной армией, епископ Иннокентий не смог приступить к окормлению маньчжурских старообрядцев.

В конце июня 1940 года Бессарабия отошла к СССР. Епископу Иннокентию пришлось покинуть Кишинёв. Он поселился в Тулче и получил титул епископа Тульчинского.

Митрополит Белокриницкий

8 мая 1941 года на Освященном соборе был избран митрополитом Белокриницким. К тому времени старообрядческая митрополичья кафедра была перенесена в Браилу, так как Белая Криница, как и вся Северная Буковина, в 1940 году была занята советскими войсками. 10 мая 1941 году епископом Славским Саватием, Манчжурским и временно Тульчинским Тихоном возведён в сан митрополита.

У него были масштабные планы по улучшению деятельности митрополии — он предполагал создать центр просвещения, заняться созданием школ во всех заграничных старообрядческих приходах, организовать старообрядческую типографию, заняться изданием журнала и книг. Однако эти планы не реализовались.

После начала Великой Отечественной войны митрополит Иннокентий как иностранец был выслан в город Яссы под надзор. Его переговоры с румынскими властями о разрешении жить в Белокриницком монастыре не имели успеха.

В этих условиях «одинокий, бесправный, всеми оставленный и в то же время поднадзорный» (по определению Фёдора Мельникова) митрополит Иннокентий тяжело заболел — у него развилась мания преследования, ему казалось, что он может попасть в руки большевиков. Только после этого власти разрешили перевести его в старообрядческое село Писк, где он скончался, в течение долгого времени отказываясь от приёма пищи. Там же был похоронен. Чин погребения был совершен епископами Тихоном (Качалкиным) и Арсением (Лысовым).

Библиография

  • Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого. 1900.
  • Церковь Христова временно без епископа. 1901.
  • О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. 1902.
  • О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия. 1903.
  • Будущее и настоящее состояние людей. 1903.
  • О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриницкой епархии. 1904.
  • Слова и речи.
  • Средство быть счастливым.
  • Апокалипсические чудовища.

Примечания

  1. Зонтиков Н. А. Гл. 4. Нижегородско-Костромская епархия: епископы Арсений (Швецов) и Иннокентий (Усов) // Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. — Кострома: ДиАр, 2015. — 2015 с. — ISBN 978-5-93645-055-6.
  2. 1902 г., июль, г. Тула. Русская Православная Старообрядческая Церковь.
  3. " 1909 г., февраль, Москва Русская Православная Старообрядческая Церковь
  4. Фёдор Евфимьевич Мельников «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви»

Литература

  • Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы. — М.: Церковь, 1996. — С. 114—116.
  • Варварич Л. Буковинское старообрядчество в период румынского владычества, 1918—1950 гг., 1941—1944 гг. // Липоване. 2008. — Вып. 5. — C. 103—108
  • Магола А. А. Деятельность владыки Иннокентия (Усова) в «богоспасаемом Румынском королевстве» // Липоване. 2008. — Вып. 5. — C. 46-51
  • Пригарин А. А. О спорах в заграничном старообрядчестве в 1935 г.: Публикация писем Ф. Е. Мельникова и о. Игнатия // Судьба старообрядчества в ХХ — нач. ХХI в.: История и современность. К., 2008. — Вып. 2. — С. 120—143
  • Е. А. Агеева, В. В. Боченков. Иннокентий (Усов) // Православная энциклопедия. М., 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий Иоанн Влах». — С. 27-30. — 752 с. 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  • Федорова А. И. «Увещание митрополиту Пафнутию» // Судьба старообрядчества в ХХ — нач. ХХI в.: История и современность. К., 2008. — Вып. 2. — С. 144—162.
  • Боченков В. В. «Отличительной чертой его проповедей является искательство» // Иннокентий (Усов), еп. Нижегородский и Костромской. Собрание сочинений: Т. 1: Статьи из старообрядческой периодики 1905—1918 гг. — М.: Криница, 2014. — С. 3-41.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.