Дидгорская битва

Дидгорская битва (груз. დიდგორის ბრძოლა) — сражение, которое произошло 12 августа 1121 года между войсками Грузинского царства и сельджукскими войсками Тогрула, эмира Мардина Иль-Гази и эмира Хиллы Дубайса. Сражение привело к разгрому сельджукской армии и освобождению Тбилиси, который стал столицей страны. С этого момента начался «Золотой Век» грузинской истории. В память о сражении проводится ежегодный фестиваль, известный как Дидгороба.

Дидгорская битва
Основной конфликт: Грузино-Сельджукские войны

Монумент в память о битве. Расположен не в том месте, где была битва.
Дата 12 августа 1121
Место склоны Дидгори и Ничбисское ущелье
Итог Победа грузинского войска. Полный разгром турецко-сельджукской коалиционной армии. Освобождение Тбилиси, Дманиси и других городов. Начало золотого века в грузинской истории.
Противники

Сельджукская империя (турецко-сельджукская коалиция)

Грузинское царство

Командующие

Иль-Гази

Давид IV Строитель

Силы сторон

300 000 человек

55 600 человек

Потери

Абсолютное большинство убито или взято в плен

Незначительные

     Медиафайлы на Викискладе

    Предыстория

    Давид IV Строитель

    В 1089 году на трон Грузинского царства взошёл Давид IV Строитель, приняв от отца страну, потерявшую большую часть своих территорий из-за набегов турок-сельджуков. Войны за трон в сельджукском султанате после смерти Малик-шаха и Крестовые походы ослабили мусульман. После смерти в 1118 году Мухаммеда Тапара его сыновья тоже начали борьбу за трон. Давид использовал затяжные периоды междоусобиц у сельджуков и последовательно отвоёвывал территории, ранее захваченные мусульманами. Он даже отказался от уплаты дани сельджукскому султану. В дальнейшем набеги грузин привели к потере сельджуками почти всех ранее захваченных грузинских земель. Давид пригласил половцев (кыпчаков) и поселил их на южных границах своего государства[1]. Матвей Эдесский так описал события:

    «Некий эмир по имени Гази <…> вступил в Грузию и пленил часть тамошних жителей. <…> Когда грузинский царь Давид узнал об этом, он собрал свои войска, внезапно настиг турок и напал на них. Грузины перебили 30 тыс. турок и пленили всех их жен, детей и бесчисленные стада овец, приведя их в Грузию вместе с огромной добычей»[2].

    Согласно Матвею Эдесскому, жители Тифлиса обратились к Иль-Гази напрямую, помимо обращения к Тогрулу[comm 1]. Близкие сведения сообщал Ибн аль-Азрак: в 515 году (1121-22) жители Тифлиса послали к Иль-Гази, приглашая его (приехать), чтобы они могли сдать ему город[3]. Эту версию излагал и Д. Рейфилд. По его словам, Иль-Гази сначала отказался, опасаясь возмездия Давида[4]. Согласно К. Зюсхайму, командующим армией в кампании против грузин Иль-Гази был назначен султаном Махмудом[5]. Самая популярная версия гласит, что в 1121 году жители разоряемых грузинами мест обратились сначала к Тогрулу. Тогрул принял это предложение, но его собственных сил было недостаточно для экспедиции[6], он не мог сдержать вторжения грузин[7]. Он послал сообщение Иль-Гази, чтобы попросить «готовиться к грузинской экспедиции»[6][comm 2]. Иль-Гази, чья репутация была на пике во время просьбы о помощи из Тифлиса, должно быть, польстила эта просьба[7]. Получив сообщение (или приказ[10]) Тогрула, Иль-Гази отправил сообщение о подготовке к грузинской кампании своему вассалу хакиму Битлиса и Эрзена Тоган-Арслану. Союзники решили, что местом сбора будет Тифлис. Тоган-Арслан отправился со своим войском в Эрзенур-Рум, а оттуда через Тириалис к Тифлису[11]. Несмотря на то, что Жослен Эдесский вторгся в долину Бутнан, а перемирие Иль-Гази с Балдуином Иерусалимским окончилось, Иль-Гази согласился отправиться в Грузию. Причиной, вероятно, было то, что он был вождем кочевых туркменов, для которых грузинская кампания была привлекательна — она манила добычей и престижем. Победа в битве на Кровавом поле, возможно, также внушила Иль-Гази ложную уверенность в том, что он может легко вернуть все, что потеряет[12]. Отправляясь в грузинскую кампанию, Иль-Гази предложил Алеппо своему зятю Дубайсу за помощь в кампании[13]. По мнению К. Хилленбранд, «слава, опьянение от успеха и прибытие Дубайса с войском» повлияли на решение Иль-Гази согласиться[14].

    Они вторглись в Грузию «по пути через гору Дидгор»[2]. Грузия была незнакомой местностью для Иль-Гази, и его люди разбили лагерь в долине под горой (в месте, названном Дидгори, недалеко от Тифлиса[10]), очень уставшие после долгого перехода. По словам Ибн аль-Азрака, Тогрул ещё не успел подойти. Не было ещё и подкреплений от вассала Иль-Гази, Тогана Арслана[15]. Ибн аль-Асир датировал эту войну среди событий 514 года и писал, что Тогрул также участвовал в этой битве, но современник событий, Ибн аль-Азрак, писал, что внезапное нападение Давида заставило Иль-Гази сражаться, не дождавшись союзников[16].

    Силы сторон

    Христиане

    Писавший столетие спустя после битвы армянский хронист Смбат Спарапет называл «40000 кипчаков, 18000 аланов, 10000 армян, 500 франков»[17]. Готье Канцлер писал про « четырежды двадцать тысяч бойцов» Давида «среди Мидян и христиан»[18]. Матвей Эдесский писал, что Давид выступил во главе 40 тысяч воинов, 15 тысяч половцев, 500 аланов и 100 франков[2].

    Аналогичные цифры называл Д. Рейфилд: примерно 56 000 человек, в том числе 16 000 кипчаков и несколько сотен «франков»[4]. И. Джавахишвили оценивал армию Давида как состоявшую из 61 тысячи воинов: 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 5000 аланов и 1000 франков[19].

    Мусульмане

    Грузинский хронист не называл цифр, лишь написал, что сельджуки «многочисленные, как морской песок, двенадцатого августа пришли в Триалети, Манглиси и Дидгори, и даже стоящим было им тесно в тех местах»[20][19]. Ибн аль-Азрак так же писал, что «собрались большие войска»[21].

    Михаил Сириец называл 100 тысяч[22], Смбат Спарапет писал про 150 тысяч воинов в армии Иль-Гази[17], Матвей Эдесский писали про 150 тысяч воинов в армии Иль-Гази[2][17] и 400 тысяч — у Тогрула[2].

    Канцлер Готье называл ещё большую цифру — 600 тысяч[18].

    И. А. Джавахишвили высказал гипотезу, что в труде Ибн аль-Асира содержалась цифра 300—400 тысяч относительно войка мусульман[19]:

    «На арабском языке в оригинале [Ибн аль-Асира] написана только тысяча, но количество тысяч не читается; Ш. Дефремери восстановлил это число как 30 000, согласно Абу-ль Фараджу (Frag, p. 483, примечание 7), но у Ибн аль-Асира, возможно, было 300 000 или 400 000, как у Матвея Эдесского».

    Действительно, Ш. Дефремери пишет, что количество десятков отсутствует в рукописи, не сохранилось (Le chiffre des dizaines manque dans le manuscrit) и что он сам реконструировал число 30 по Бар-Эбрею. При этом Дефремери ссылается на издание Бар-Эбрея в редакции Сен-Мартена[23]. Но на указанной странице нет текста Бар-Эбрея, есть лишь комментарии издателя. Сен-Мартен пишет[24]:

    Согласно армянским историкам (Tchamtchéan, Histoire d’Arménie, tom. III, p. 43), Эмир Ильгази, сын Ортока, которого они называют Эльхази, прибыл в 1121 году, чтобы напасть на Грузию с армией тридцать тысяч человек; он был завоеван царем Давидом и вынужден был бежать с остатками своих войск.

    Д. Рейфилд указал, что сельджукская армия была в 3-5 раз была больше грузинской (от 150 до 250 тысяч)[4]. По мнению турецкого историка А. Севима, армия союзников составляла около 30 тысяч человек[16], аналогичного мнения придерживались французский ученый Сен-Мартен[24] и армянский историк Чамчян[25].

    Сражение

    Место битвы согласно С. Какабадзе[26]
    Схема и место битвы согласно С. Какабадзе[26].

    12 августа 1121 года Давид внезапно напал на ожидавшего союзников Иль-Гази, стремительно спустившись с гор со своим войском из грузин и кипчаков. Вместе с ним был его сын Деметре[27].

    Канцлер Готье писал, что «раположив отдельные ряды, царь поставил впереди двести воинов франкского рода, которых имел»[18].«Царь Давуд выступил с западной стороны а его сын Димитрий обрушился на них с вершины горы когда они находились у подножия её»[21].

    Согласно Ибн аль-Асиру, 200 кыпчаков Давида сумели пробраться в армию Иль-Гази, их пропустили, приняв за перебежчиков. Когда они вошли в лагерь, туркменские солдаты решили, что те сдались им, и не напали. Мнимые сдавшиеся внезапно атаковали, после чего в армии Иль-Гази поднялась паника. Давид начал атаковать их, воины Иль-Гази начали разбегаться во все стороны[16][4]. Иль-Гази потерпел сокрушительное поражение после ожесточенного боя[28].

    Матвей Эдесский так описывал битву:

    «в четверг в праздник Успения, яростная битва закипела в горных теснинах. Она была настолько ужасной, что горы оглашались страшным грохотом от столкновения воинов. Бог пришел на помощь грузинам, и, перестроившись, они обратили турецкие силы в бегство. В этот день страшное избиение турок произошло в том месте, и реки были заполнены трупами. Горные вершины и долины также покрылись трупами. Трупы лошадей и оружие павших в битве покрыли всю землю»[2].

    Ибн аль-Каланиси и Камаль ад-Дин также писали, что в ущелье грузины напали на мусульман и разбили их, обратили их в бегство и преследовали[29]. Иль-Гази и Дубайс едва сбежали от грузинских войск, которые преследовали их десять лиг[30]. Весь их обоз был разграблен, грузины захватили около 4000 пленников[16]. Годом позже, в 1122 году, Тифлис был оккупирован Давидом и отдан на три дня на разграбление[31].

    Историография

    Самый подробный рассказ о кампании из всех мусульманских историков привёл Ибн аль-Азрак[7]. По мнению Л. Хилленбранд, описанию битвы между Давидом и Иль-Гази Ибн аль-Азраку можно доверять больше, чем другим историкам того времени. Другие авторы основывают на его словах свои описания[32]. Ибн аль-Азрак посещал Грузию в 548 году хиджры[16] и, вероятно, обсуждал эти события с участниками с грузинской стороны[14]. Царь Деметре, сын Давида, сообщил историку, что один из когда-то взятых в бою с Иль-Гази пленников всё ещё был заточен в замке, расположенном у подножия горы[16][33]. Ибн аль-Азрак стремился дать точное изложение фактов, а не польстить Артукидам. Он описал полное поражение Иль-Гази, что согласуется с Анонимной сирийской хроникой и грузинскими источниками[14]. Ибн аль-Каланиси, Камаль ад-Дин пытались смягчить это поражение, утверждая, что успех сначала был на стороне мусульман, но затем они были разбиты грузинами[34]. Аналогичное утверждение оставил и Матвей Эдесский[2].

    Значение и последствия

    По словам Д. Рейфильда, «битва при Дидгори 12 августа 1121 года длилась всего три часа, но уничтожила мусульманскую гегемонию над Грузией и Арменией»[4]. С. Какабадзе назвад это «величайшим результатом в истории» грузин[35].

    Громкое поражение было унижением для гордости Иль-Гази[36]. Однако репутация Иль-Гази на севере Сирии оставалась высокой[37].

    Комментарии

    1. «они стеная направились в Гандзак к султану Малику, сыну Тапара, и слезно оплакивали свое несчастье в его присутствии. Иные же отправились в арабские земли Кармиана к эмиру Иль-Гази, сыну Артука, и, горько рыдая, поведали о постигшем их несчастье»[2].
    2. Ибн аль-Каланиси: «в этом году также сообщал ось о появлении грузин из Дурубы И их нападении на территории князя Тогрыла. Последний попросил помощи у эмира Наджм аль-Дина иль- Гази, сына Ортука, правителя Алеппо, а также у туркмен и эмира Дубайс бен Садак бен Мазияда»[8]. Камаль аль-Дина Ибн аль-Адим: «Тогрул просил помощи у Иль-Гази ибн Артука против грузин и их государя Давида, и направился он (Иль-Гази) к нему со множеством людей и Дубайсом ибн Садака»[9].

    Примечания

    Литература

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.